Василий Головнин - слава земли Пронской

Тамара Костомарова
    В апреле 2016 года культурная общественность России и Рязанской области отметила 240-летие со дня рождения выдающегося русского мореплавателя Василия Михайловича Головнина, уроженца пронской земли.
    Впервые о знаменитом земляке я услышала в Москве, будучи в гостях у двоюродного дяди – доктора исторических наук, писателя Василия Афанасьевича Дивина, – было это в далёком 1971 году. Тогда из-под его пера вышла книга «Русские мореплавания на Тихом океане в XVIII веке» (издательство «Мысль», г. Москва). В этой книге, наряду с известными русскими мореплавателями, упоминался и Василий Головнин.
В этом же издательстве были выпущены и другие книги В. Дивина, и среди них вышедшая к 200-летию Головнина (1976 г.) – документальная «Повесть о славном мореплавателе», содержание которой основано на архивных данных и произведениях самого мореплавателя. В повести приводятся копии служебных записок Головнина, фотографии и другие документы.

    Вице-адмирал, член-корреспондент Петербургской Академии Наук Василий Михайлович Головнин родился 19 апреля (8-го по ст. стилю) 1776 года в дворянской семье в селе Гулынки Пронского уезда (ныне Старожиловский район) Рязанской губернии. Интересно, что первым владельцем Гулынок являлся «Василий Никитович Вердеревский, живший в царствование Ивана Грозного» («Сын морехода» А. Говоров, г. Рязань, 2008 г., с.180). «Дальний родственник Вердеревских – Фёдор Матвеевич Апраксин был братом царицы Марфы, жены царя Фёдора Алексеевича, старшего брата Петра I, и его стольником» (там же, с.182). 
Согласно данным В. А. Дивина, Василий Михайлович Головнин происходил «из старинного дворянского рода, ведущего своё начало с XVII века. Его первым зафиксированным в исторических документах предком был Игнатий Головнин. В описании герба, пожалованного предку за особые воинские доблести, говорилось: «Фамилии Головниных, за Игнатьем Головниным по писцовым книгам и по грамоте 1626 года писана вотчина, жалованная ему за Московское осадное сидение, т.е. за оборону Москвы во время шведско-польской интервенции в начале XVII века». Мать вице-адмирала, Александра Ивановна, происходила из богатого рязанского рода Вердеревских.
    На определение жизненного пути Василия Головнина несомненно повлияли боевые подвиги его предков, реликвии о которых бережно хранились в роду Головниных.
«Трудно найти в истории другого мореплавателя, - пишет В. А. Дивин, - который мог бы сравниться с ним по широте своего образования и многогранности деятельности. Он был мореплавателем и учёным, историком и географом, экономистом и лингвистом, кораблестроителем и навигатором, этнографом и теоретиком военно-морского флота, философом и литератором, государственным и общественным деятелем».
    Девятилетним ребёнком Василий Михайлович остался круглым сиротой, а в двенадцать лет (1788 г.) родственники-опекуны определили его в Морской кадетский корпус в Кронштадте. Через два года за отличную учёбу и примерное поведение подросток был произведён в гардемарины, и в том же году во время войны России со Швецией на корабле «Не тронь меня» он был отправлен в море, где и получил первое боевое крещение, за что был удостоен Золотой медали за отвагу.
    Учебная программа кадетского корпуса, - пишет В. А. Дивин, - включала в себя «широкий круг предметов: арифметику, геометрию, навигацию, астрономию, морскую тактику, артиллерию, корабельную архитектуру, механику, фортификацию, грамматику, риторику, философию, генеалогию, право, историю, географию, рисование, такелажное дело, английский, французский, датский, итальянский и шведский языки, а также фехтование и танцы и, конечно, «закон божий». Во время учёбы в Морском кадетском корпусе Василий Михайлович, помимо основных наук, изучал также физику, историю, с увлечение читал книги о географических открытиях и морских путешествиях.
    По окончании Морского кадетского корпуса Василий Михайлович Головнин (1793 г.) с самого начала службы находился в походах-стажировках за границей: ходил в Стокгольм, Норвегию, несколько раз бывал в Англии. По возвращении из зарубежных командировок в Россию по поручению Морского министерства Василий Михайлович составил «Свод морских сигналов для дневного и ночного времени», который служил руководством для военных моряков русского флота более 25 лет.
Василий Михайлович Головнин совершил два кругосветных путешествия: первое – в чине лейтенанта на шлюпе «Диана», второе – на шлюпе «Камчатка» в чине капитана второго ранга. Задачей первого путешествия были «географические открытия в северной части Тихого океана, преимущественно в пределах России», – путешествие длилось несколько лет: с 1807-го по 1814 год, включая годы японского плена. «Экспедиция должна была доставить грузы на Камчатку, обследовать русские владения в Северной Америке» и в конечном итоге привести «в большее соответствие морские карты отдалённых тамошних мест».
    Во время первого кругосветного путешествия исследователь Головнин изучал материалы, касающиеся Камчатки, Сахалина, Берингова и Охотского морей, Алеутских и Курильских островов, точная опись и карта последних им была составлена в 1811 году.
    «Головнин знал, - пишет далее В. А. Дивин, - что на юге Курильской гряды японцы незаконно устроили свои фактории. Поэтому он действовал с большой осторожностью. 17 июня (1810 года – Авт.) «Диана» вошла в бухту северной части острова Итуруп, где (путешественники) встретили не только айнов (аборигены Курил – Авт.), но и японцев». При попытке договориться с японцами насчёт провизии и пресной воды, запасы которых на «Диане» иссякли, Головнин и ещё несколько матросов были взяты в плен.
    23 апреля 1812 года пленники предприняли попытку побега, прорыв под стеной тюрьмы узкий лаз. «Девять дней моряки укрывались в оврагах, лощинах и на покрытых лесом возвышенностях. Все были голодными и изнурёнными. (…) В конце концов беглецов выследили, схватили и возвратили в тюрьму. Японцы усилили охрану». Всю вину за побег Василий Михайлович взял на себя. После этого в течение почти полутора лет шли переговоры с японцами об освобождении пленников, в результате чего в октябре 1813 года все были освобождены. Плен русских моряков длился «два года, два месяца и двадцать шесть дней. Несмотря на лишения и невероятные трудности, они сохранили верность своей родине, показав необыкновенную выдержку и непоколебимость духа».
    28 января 1815 года Головнин отправился в Рязанскую губернию, то есть домой, – отпуск его продолжался один год. В середине февраля он вернулся в Петербург для издания «Записок в плену у японцев».
 
    Второе путешествие длилось три года: с 1817-го по 1819 год, а подготовка к нему началась ещё в 1816 году, и тогда же Василий Михайлович был избран почётным членом Государственного Адмиралтейского департамента.
Во время второго кругосветного путешествия шлюп «Камчатка», обогнув мыс Доброй Надежды, посетил остров Св. Елены, где Головнин «ознакомился с условиями жизни заключённого здесь Наполеона». «Осторожность и строгость, с каковыми англичане караулят Наполеона, – писал впоследствии Головнин, – явно показывают, что он имеет ещё сильную партию, старающуюся к его освобождению». Через месяц после возвращения из кругосветного путешествия Василий Михайлович вступил в брак  с любимой невестой Евдокией Лутковской. Их сын Александр Васильевич Головнин с конца 1861-го по апрель 1866 года занимал в Российском государстве пост министра народного просвещения. О своём отце он писал: «Строгий к самому себе, недоступный корыстолюбию, гнушавшийся пользоваться случаем, он шёл прямой дорогой, не оглядываясь в стороны; долг службы, честь и правда были его законом и щитом» («Сын морехода», А. Говоров, с.168).
25 апреля 1823 г. В. М. Головнин был назначен генерал-интендантом флота, в 1830 году получил звание вице-адмирала, – через год, 29 июня 1831 года в возрасте 55 лет, великий русский мореплаватель скоропостижно скончался от холеры.

    За свою деятельность прославленный путешественник был награждён многими правительственными наградами. Отдавая должное его заслугам, его именем названы различные географические объекты. «Как подлинный патриот своей родины, - пишет в заключение В. Дивин, - Головнин разоблачал попытки некоторых иностранных мореплавателей и историков преуменьшить заслуги русских в географических открытиях и освоении новых территорий».
    Дань памяти и уважения великому русскому мореплавателю, общественному и политическому деятелю, неизменна и в наши дни. Так, 7 сентября 2006 года к 230-летию со дня рождения состоялось торжественное открытие памятника Василию Михайловичу Головнину на его родине в селе Гулынки Старожиловского района. Через десять лет, 29 июля 2016 года, в Аллее путешественников, заложенной в честь знаменитых земляков в сквере на улице Радищева в Рязани, был открыт бюст великого русского мореплавателя. Участие в открытии бюста приняли представители городской и областной администрации, депутаты, почётные жители Рязани, ветераны-моряки и потомки Головнина.