Соб. Душа Рос. том 1. Птица Сва. Русь. Ч. 4. гл. 4

Ева Карат
Глава 4.
Правление Ольги. Месть. Печенеги. Кончина. Притча о богине Холеры
 
     После трагической кончины Игоря, Ольга с помощью боярина Асмуда и полководца Свинельда овладела властью и стала править государством. Узнав о насильственной смерти мужа, Ольга не проронила ни слезинки, а в сердце ее запылала ярким пламенем месть хитрая и жестокая, варяжская кровь взбунтовалась в ней и требовала отмщения. Святослав, сын Игорев, первый славянский князь был еще ребенком. Власть в стране держалась только мечом, беспокойное войско, знавшее только завоевания и грабеж, и уважающее только силу – все это было опасно для Святослава и России. И только божье Провидение и власть Ольги сохранили целостность державы. Юного князя воспитывали Асмудин и Свенельд.
       Первым делом Ольга придумала, как ей отомстить убийцам мужа. В это время, после убийства Игоря, древляне решили присвоить власть над Киевом и мечтали, чтобы их князь Мал женился на вдове. У них были свои алчущие богатств князья. Двадцать знаменитых послов появились в Киеве и заявили Ольге: «Мы убили твоего мужа за его хищность и грабительство; но князья древлянские добры и великодушны: их земля цветет и благоденствует. Будь супругою нашего князя Мала!»
 Ольга, скрывая ярость, ласково ответила:
«Мне приятна речь ваша. Уже не могу воскресить супруга! Завтра окажу вам всю должную честь. Теперь возвратитесь в ладию свою, и когда люди мои придут за вами, велите их нести себя на руках…»
А сама между тем приказала: «За ночь выкопайте на тюремном дворе глубокую яму, сложите туда сухие колоды и подожгите их!» На другой день она повелела звать послов. На приглашение послы ответили:
- Не хотим ни идти, ни ехать, несите нас в ладии!
Киевляне ответили так: «Что делать, мы невольники, а княгиня наша хочет стать супругою вашего князя!» - и понесли их. Ольга из терема наблюдала за тем, как кичились и гордились собой древляне, не чуя гибели. А Ольгины люди сбросили их месте с ладьей в яму на горящие бревна.  Несчастные молили о пощаде, раскаиваясь в убийстве Игоря, сгорая на кострах. Но отчаянные стоны и душераздирающие вопли не смягчили Ольгиного гнева, и она велела засыпать их землей живьем.       
       Затем послала гонца и через него объявила древлянам, чтобы они прислали за нею более именитых мужей, так как народ киевский не отпустит их без торжественного посольства.          Легковерные древляне отправили лучших начальников в Киев, где по древнему славянскому обычаю для гостей приготовили баню и в ней коварно их сожгли. Затем Ольга велела передать врагам, чтобы варили пиво, ибо она идет к ним, желая совершить тризну над могилою первого супруга. Ольга пришла в Коростень, поплакала над могилою и насыпала сверху бугор. Началось пиршество, они угощали знаменитых древлян, которые вспомнили о послах, услышав в ответ: «Они придут с Игоревой дружиной!»  Крепкий мед омрачил головы, и Ольга ушла, подав знак своим воинам – и пять тысяч убитых древлян легли вокруг могилы Игоря.
      Возвратившись в Киев, Ольга собрала большое войско и повела покорять врагов силою. С ней был молодой Святослав и сам начал сражение.  Асмуд и Свенельд ободряли воинов:
- Друзья! Станем за князя! – и устремились на битву. Древляне сбежали с поля боя и спрятались за стены городов. Все лето народ оборонялся от Ольгиной дружины. Тут Ольга придумала новую хитрость: «Для чего вы упорствуете? – велела она сказать древлянам, - Все иные города сдались мне, и жители их мирно обрабатывают нивы свои, а вы хотите умереть голодом! Не бойтесь мщения: оно уже совершилось в Киеве и на могиле супруга моего».
       Древляне предложили ей мед и кожи зверей. Но Ольга потребовала с каждой семьи по три воробья и голубя. Они исполнили просьбу, и ждали когда удалится войско. Но к ночи пламя объяло весь город. Хитрая Ольга велела привязать зажженный трут к птицам и выпустить их на волю, чтобы они возвратились домой. Жители, спасаясь бросились из города, где их схватили воины. Старейшин повесили, других взяли в рабство.  Последнее мщение явно походит на народный вымысел. Конечно, известно, что историки врут много, где-то за недостаточность материала, где-то из лести правительствам, а где-то по приказу свыше. Великая княгиня, сопровождаемая дружиной вместе со Святославом, объехала древлян, наложив налоги. Жителей Коростеня обязала треть налога посылать в собственный удел в Вышегоде, дарованный ей Вещим Олегом. На следующий год, оставив Святослава в Киеве, поехала в Новгородскую область, где учредила налоги, разделила землю на волости, оставив знаки попечительской мудрости.  Утвердив порядок в государстве, Ольга вернулась домой к мирной жизни.
       В лето 968 (6476 от сотворения мира) пришли печенеги на русскую Землю, а Святослав в то время был в Переяславце.  Ольга в Киеве с внуками Ярополком, Олегом и Владимиром спряталась за стенами дома. Бесчисленное множество печенегов осадили город, и нельзя было ни выйти из города, ни вестника послать. Люди изнемогали от голода и жажды. Люди с той стороны Днепра стояли на ладьях на том берегу. Люди в городе в конец затужили: «Нет ли кого, кто бы мог перейти на ту сторону и сказать им:  не подступите наутро к городу, сдадимся печенегам» И сказал один отрок:                - Я пройду.
И ответили ему: «Иди!» Он вышел из города с уздечкой в руках и стал спрашивать печенегов: «Не видел ли кто коня?» Отрок хорошо говорил по-печенежски и его приняли за своего. Подойдя к реке, он разделся и поплыл. Печенеги стали стрелять в него из лука, но не попали. С того берега к нему подъехали в ладье и привезли к дружине. Он пересказал слова народа. Воевода Претич ответил:
«Подступим завтра в ладьях и, захватив княгиню и княжичей, умчим на эту сторону. Если этого не сделаем, погубит нас Святослав».  Наутро к рассвету дружинники сели в ладьи и громко затрубили, а люди в городе закричали. Печенеги подумали, что пришел князь, и убежали. И Ольга была освобождена. Печенежский князь один подошел к воеводе и спросил: «Кто это пришел?» Тот ответил: «Люди с той стороны Днепра».
- А ты не князь ли?               
  - Я муж его и пришел в сторожах, а за мной идет полк с самим князем: бесчисленное их множество.
Князь печенежский сказал Претичу: «Будь мне другом».
Тот ответил:
- Так и сделаю.
И подали они друг другу руки и обменялись воинскими принадлежностями. И послали киевляне гонца к Святославу о случившемся. Услышав это, Святослав сел на коня и пришел в Киев с дружиной. Поцеловав мать и детей, быстро собрал воинов и прогнал прочь печенегов
       Через несколько лет, Ольга, понимая свой близкий конец земного пути, решила заняться душевными делами, все чаще
задумываясь о тленности и суетности человеческой жизни. Она была язычницей и горячо верила в Бога-вседержителя. Но она видела и торжественность обрядов христианства и где-то в глубине души осознавая, что взяла на душу великий грех губительства тысяч душ, неповинных в смерти мужа; задумывалась об искуплении.  Обладая умом необыкновенным, она решила увериться в святости учения Христа. Решив стать христианкою, она отправилась в столицу Империи, чтобы принять греческую веру в источнике. Сам патриарх стал ее наставником и крестителем, щедро угощал княгиню знаменитого народа.
       Ольга прибыла во дворец в сопровождении княжеских особ, российских послов и купцов. Великий царь Константин с супругой, окруженные придворными, встретили торжественно Ольгу. Ольга обедала за одним столом вместе с императорским семейством, их развлекали плясуны. Затем Ольгу и ее сопровождающих весьма богато одарили милиаризиями (деньгами). Одним словом, царский двор вытряхнул немалую сумму на ублажение гостей. Народ придумал ко всему тому, что Константин, плененный ее умом и красотой, предложил ей руку и корону.  Ольге к тому времени было за шестьдесят лет, и красота ее лет тридцать назад безвозвратно угасла.
     Но умом покорить пока еще вполне могла. Ольга скромно отказала, ссылаясь на духовный союз по вере, и на то, что царь уже имел супругу. Но Ольга все же, вернулась недовольная из гостей. В скоре прибыли греческие послы, чтобы напомнить ей о ее обещании - прислать в Грецию войско и даров: невольников, мехов и воска. Ольга ответила:
- Когда царь ваш постоит у меня на Почайне столько же времени, сколько я стояла у него в Суде (гавани Константинопольской), тогда пришлю ему дары и войско, с чем послы и возвратились к императору. Однако россияне за все царствование Константина и его сына соблюдали мир с Грецией. Ольга, усердная в новой вере, хотела и сына привлечь к христианству, но гордый Святослав отказался и ответил ей: «Могу ли принять новый закон, чтобы дружина моя посмеялась надо мною?»  Святослав, возмужав, думал только о подвигах храбрости, что свойственно юности. Мирное существование в Киеве надоело ему.  Собрав бояр, он в присутствии Ольги сказал им, что в Переяславце жить лучше, чем в Киеве.
       В столице Болгарской стекаются все драгоценности искусства и природы: греки шлют туда золото, ткани, вино и плоды, греки шлют туда золото, ткани, вино и плоды, богемцы и венгры серебро и коней; россияне – меха, воск, мед и невольников». Огорченная мать ответила: «Погреби меня, тогда иди, куда хочешь!». Ее слова оказались пророческими.  Ольга на четвертый день скончалась и была погребена христианским священником. Народ и сын оплакивали ее смерть. Предание нарекло Ольгу Хитрою, церковь Святою, история Мудрою. При Ольге Россия стала известною в самых отдаленных странах Европы. Конечно, жестокая месть Ольги не типична для Руси. Эльга-Ольга варяжская княгиня действовала согласно своей земле.
       Иностранные историки откровенно восхищались зверством и коварством Ольги. Она, соблюдая верность, не выходила замуж до конца жизни. В народной памяти добродушных россиян не сохранились воспоминания о ее жестокости. Церковь сделала ее Святой Равноапостольной Ольгой. Мирно она почила на земле, но что ждет ее по ту сторону земной жизни? Возмездие Кармы будет однозначно жестоким. Владыки Кармы честные, но бездушные существа, их не умолить ничем. Личная Карма будет догонять не только Ольгу, но и всех предков до седьмого колена. Темные силы, толкнувшие ее на преступления, будут и наказывать, так как они ужесточили посмертные возмездия, в связи с тем, что излучения страдальцев в потустороннем мире являются и их питанием.
     По всему миру в те времена ходили эпидемии, и люди думали, что это им наказание за грехи. Вот как рассказывается об эпидемии в притче о Богине Холеры.
  Поверьте, не страшна смерть сама по себе,
Зря недовольство мы выражаем судьбе!
Подобно смерть деньгам, лежащим в кармане,
Коль мы бежим, бегут и деньги с нами.
Если стоим, то и стоят они. Поверьте,
Что страх притягивает богиню смерти.
Однажды в селе, то давненько случилось
Эпидемия холеры вдруг разразилась.
При входе в село один доктор проживал,
Богиня смерти шла мимо, ее он узнал.
О том спросил Богиню, куда спешит чуть свет.
- За душами пришла! – услышал врач в ответ.
Доктор дружелюбно с ней поговорил,
И, чтоб взяла не больше ста душ, попросил.
Время прошло. Богиня двести душ забрала
Людей из села. Врач удивился, как могла
Так обмануть и на нее рассердился.
Когда богиня возвращалась, то врач спросил:
- Почему обманула, я ж тебя предупредил!
Богиня возразила: «Я слово сдержала,
Всегда выполняю то, что обещала!
От холеры сто человек погибли, верьте,
Другие все сто ушли от страха смерти!
Моей вины в том нет. Но к вам в срок               
приду все равно, собрать, чтоб оброк!
А трусы ко мне спешат из-за незнанья,
Как отказать им в последнем желанье?»
Запомните этой притчи слова,
Каков будешь сам, будет жизнь такова!
Ведь жизнь и смерть есть явленье - одно,                без жизни нет смерти, всем ясно давно!