Золотая эпоха БДТ. Ревизор

Виктор Кутуркин
     Родиться в Ленинграде и не любить театр, не посещать театр?  Такое невозможно!
Я рос без отца и в театр мы ходили вдвоем с мамой. Сначала это были Театр юных зрителей и кукольный Деммени, позднее, в конце пятидесятых, это были Театр комедии, Пушкинский театр и Большой драматический театр имени Горького. Помню, с каким придыханием,  мама произносила фамилии известных ленинградских актеров: Черкасова, Толубеева, Меркурьева, Макаровой, Кибардиной, Полицеймако.  Мне нравилось ходить на спектакли, ведь театр значительно отличался от кино. Здесь присутствовали живое слово и музыка, была возможность увидеть любимых актеров вблизи на сцене. И детское ожидание чуда, сказки, эмоции, восторг и удивительное состояние, волнующее душу и сердце.
     Я учился и работал, затем уехал из города по распределению, служил в армии – все это не позволило мне в полной мере отдаться любимому увлечению – посещению театра. В 1972 году я  работал во Дворце культуры, когда в мои руки попала, опубликованная в Ленинградской правде рецензия на премьерный спектакль «Ревизор», поставленный Георгием Александровичем Товстоноговым в БДТ.  Поражал перечень занятых в этой постановке артистов: Лавров, Макарова, Басилашвили, Медведев, Трофимов, Всеволод Кузнецов, Юрский, Михаил Волков. Достать билеты оказалось делом не простым, ведь это было время всеобщего дефицита. И хотя самые дорогие билеты в театр стоили всего два рубля, в свободной продаже их практически не было. Все же с помощью знакомых и с двойной переплатой мне удалось достать два билета в шестой ряд партера.
     Лишний билет начинали спрашивать от перекрестка набережной реки Фонтанки. Зрительный зал, разумеется, был заполнен и замер в ожидании. Как будет представлена известная комедия Н. Гоголя?  Многие помнят фильм “Ревизор” 1952 года, в котором главные роли играли Юрий Толубеев и Игорь Горбачев. Что покажет зрителям Товстоногов?  Спектакль начинался с голоса Иннокентия Смоктуновского, и маячившей в вышине сцены коляски, в которой сидел “черный человек” в черных очках. Это, по замыслу режиссера, был символ страха, родивший наваждение. Если в предыдущих театральных постановках и фильме Городничего играли как хитрого плутоватого служаку, то здесь зрители наблюдали чиновника, напуганного всей жизнью, основанной на лжи и чинопочитании. Страх овладевал всеми. Страх лишиться власти! Страх перестать быть начальством!  Как же это было актуально тогда в семидесятых и также сегодня!
     Замечательно роль Городничего исполнил Кирилл Лавров, которого зрители привыкли видеть как героя положительного, мужественного, исполнителя роли Ленина, до которой допускались лишь избранные артисты. И вдруг, он Городничий из мира страха и угодничества? Для зрителя это был ход неожиданный и исполненный мастерски! Гадким и отвратительным выглядело его пресмыкательство перед ничтожеством “фитюлькой” Хлестаковым. А как в финале он расцветал на глазах, мечтая о столичном Петербурге! Менялись его походка, взгляд, манеры и улыбка. Хорош был и Басилашвили! На глазах зрителей его герой – Хлестаков становился значительной персоной. Само общество, среда, окружение делают его значимой личностью, из ничем не примечательного негодяя. Запомнился Сергей Юрский в роли слуги Осипа. Он играл эксцентрично. Достаточно сказать, что крепостной человек был в пенсне и в грязных белых перчатках. Слуга Хлестакова проявлял себя как профессиональны мошенник.  Взрывы хохота в зрительном зале вызывали его голодные возгласы в самом начале спектакля. Удивила Наталья Тенякова неповторимым тембром голоса. Все артисты были на высоте. Благодаря таланту режиссера и бесподобной игре актеров, комедия Гоголя превратилась в апофеоз подобострастия, лицемерия и подхалимажа.
     В программке, выпущенной к спектаклю, я прочел, что кроме Басилашвили роль Хлестакова должен был исполнять один из моих любимых артистов – Олег Иванович Борисов. Очень хотелось увидеть его в этой роли и сравнить манеру исполнения. Но Борисов, мечтавший сыграть Хлестакова, сыграл только на генеральной репетиции. Лишь спустя десятилетия, из книг о БДТ и воспоминаний артистов, cлуживших в те годы в театре, я получил ответ на этот вопрос.
     Олег Иванович Борисов пришел в БДТ в 1964 году из Киевского театра Леси Украинки. В свои 35 лет он был заслуженным артистом Украины, играл ведущие роли в театре, был востребован в кино. Товстоногов, приглашая его в Ленинград, знал о сложном характере артиста, но рассчитывал на то, что Борисов сумеет утвердиться в звездной труппе театра. Не сразу Олег Иванович стал получать роли и играл мало. Режиссера отталкивал взрывной темперамент Олега, смущал оголенный Борисовский нерв, ярость актера, срывающийся на крик голос, глаза. Не раз Борисов собирался уходить из БДТ, так как играл мало. Он мог и должен был играть больше.
     После долгих колебаний Товстоногов назначил Олега Ивановича на роль Хлестакова, ведь только ради этой роли тот остался в театре. На репетициях Борисов не всегда соглашался с Гогой, так между собой артисты называли Георгия Александровича. Ему не нравились ужимки и прыжки Хлестакова, которые заставлял выполнять режиссер. Он видел другую трактовку  образа и будучи человеком прямым, вслух заявлял об этом. После долгих и нервных колебаний Товстоногов выбрал Басилашвили. Через некоторое время он признал свою ошибку и предложил Борисову сыграть Хлестакова на гастролях в Москве, но тот отказался.  На нервной почве Олег Иванович попал в больницу. Отчуждение между режиссером и артистом нарастало.
     За восемнадцать лет работы в БДТ Борисов так и не сумел полностью реализовать свой талант и устав ждать перебрался в Москву к Олегу Ефремову во МХАТ.
     После Ревизора мне захотелось пересмотреть весь репертуар театра. Чтобы купить билеты я просыпался в 5 часов утра и на первом троллейбусе ехал в театр. Там в открытом вестибюле, вместе с десятками таких же “ фанатов” театра я ждал открытия кассы в 11 часов. Иногда очередь занимали с вечера. В свободную продажу “выбрасывали” около сотни билетов. Остальные как бы распределялись по предприятиям, организациям и театральным кассам. В одни руки давали только два билета. Простояв до открытия кассы иногда можно было купить билеты лишь на 3-ий ярус. И все-таки, не смотря на все трудности, я сумел посмотреть десятки спектаклей любимого театра, видел игру артистов, которые в то время составляли актерскую сборную нашей страны.
     Особенно мне нравились спектакли по классическим произведениям Чехова, Островского, Горького. Эти пьесы оживали на сцене театра и иногда, играя русскую классику, артисты выходили к рампе и, акцентируя зрительское внимание, бросали в зал реплики, актуальные во все времена, в том числе и сегодня. Это не могло нравиться власть предержащим. Из-за подобного вольнодумства у Товстоногова были проблемы со сдачей новых постановок высоким комиссиям. Настороженно и предвзято относился к театру глава города Григорий Романов. Но авторитет режиссера в стране и мире был очень высоким. Театр побывал с успешными  гастролями во многих странах.
     Выдающегося режиссера, Героя Социалистического труда Георгия Александровича Товстоногова, не стало в 1989 году. В своих записках он отмечал:“В театре ищут развлечение и отдых, и развлекаясь учатся жить, а отдыхая обогащают себя”. Со смертью режиссера завершилась “золотая” эпоха в жизни города, театра , театрального искусства страны. Остались в памяти очереди, толпы желающих лишнего билетика, выразительные спектакли гениального режиссера и великих артистов.