Как закалялась сталь против Духлесс

Марат Сафиуллин
Какая книга лучше?

«Как закалялась сталь»
Автобиографический роман советского писателя Николая Островского «Как закалялась сталь» написан в 1932 году.

МЕГАЦИТАТА:
«Самое дорогое у человека — это жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое, чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире — борьбе за освобождение человечества.»

ФАКТЫ:
Общий тираж 536 изданий в СССР составил более 36 млн. экземпляров.
Первая экранизация книги — фильм «Как закалялась сталь» — вышел в 1942 году. В 1957 году на экраны вышла картина Владимира Наумова и Александра Алова «Павел Корчагин», в которой главную роль сыграл Василий Лановой.
В 1973 году режиссёром Николаем Мащенко был создан шестисерийный телефильм «Как закалялась сталь», в роли Корчагина – Владимир Конкин.
В 2000 году лучшим сериалом года в Китае признан 20-серийный телевизионный фильм «Как закалялась сталь», снятый китайскими кинематографистами на Украине.

СОДЕРЖАНИЕ:
Сын кухарки Павел Корчагин с детства воюет с миром эксплуататоров. Точнее, это эксплуататоры в лице попа Василия выгоняют Павку из церковно-приходской школы, и он с двенадцати лет вынужден начать нелёгкую трудовую жизнь. Работает в привокзальном буфете города Шепетовка, что на Западной Украине. «Сутки работать, сутки – дома, и чтоб не воровать» - говорит хозяин буфета. За восемь рублей в месяц.
Далее Павел вступает в конфликт с сутенёрствующими официантами, уходит работать на электростанцию кочегаром. Вообще, Павел любит работать. Работает с полной отдачей, иногда до полного надрыва сил. Тоня Туманова – первая любовь Павки. Тоже из мира эксплуататоров. Из-за неё он дерётся с гимназистом Сухарько и вызывает вражду у Виктора Лещинского, сына богатого адвоката.

Павел очень трепетно относится к женщинам. И они отвечают ему симпатией. Он не осуждает даже тех, кто отдаётся за деньги. В его жизни были разные платонические влюблённости.
Вот эпизод с Ритой Устинович:
– Для него Рита была неприкосновенна. Это был его друг и товарищ по цели, его политрук, и всё же она была женщиной. Он это впервые ощутил у моста, и вот почему его так волнует её объятие. Павел чувствовал глубокое ровное дыхание, где-то совсем близко её губы. От близости родилось непреодолимое желание найти эти губы. Напрягая волю, подавил это желание. Рита, как-бы угадывая его чувства, в темноте улыбнулась.

Однажды, после Гражданской войны, комсомольца Павла отправили чинить проводку в дипломатических вагонах польского консульства. Там он встретил старую знакомую – дочь адвоката Лещинского Нелли, сестру Виктора, сдавшего его петлюровцам.
Вот как увидел её Павел.
–  Полоса света из коридора падала на плечо женщины.
Изысканное, из тончайшего лионского шёлка, сшитое у первоклассных парижских мастеров платье пани оставляло обнажёнными её плечи и руки. В маленьком ушке, вспыхивая и сверкая, качался каплевидный бриллиант.
Пока Павел чинит, между ними происходит такой разговор.
–  … в этом купе я госпожа, а вы как были рабом, так и остались. Вы и сейчас работаете, чтобы у меня был свет, чтобы мне было удобно читать вот на этом диване. Раньше ваша мать стирала нам бельё, а вы носили воду. Теперь мы опять встретились в том же положении.

Далее.
–  Что бы вы со мной сделали, если бы вам удалось взять Варшаву? Тоже изрубили бы в котлету или же взяли бы себе в наложницы?
Она стояла в дверях, грациозно изогнувшись; чувственные ноздри, знакомые с кокаином, вздрагивали. Над диваном вспыхнул свет, Павел выпрямился.
–  Кому вы нужны? Сдохнете и без наших сабель от кокаина. Я бы тебя даже как бабу не взял – такую!

Революционный матрос Жухрай учит юного хулигана Павку правильной борьбе за справедливость. «Биться в одиночку – жизни не перевернуть».
Павел вступает в Красную Армию. Воюет в бригаде Котовского, в Первой Конной Армии против белополяков. Тяжело ранен. Чудом выжил, но правый глаз ослеп.
Затем он работает в ЧК, воюет с бандитами и контрабандистами, комиссаром батальона на польской границе организует колхозы, комсомольские ячейки. По состоянию здоровья возвращается в мастерские, занимается комсомольской работой, вступает в РКП(б). 
Строит узкоколейку в Боярке. Этот эпизод ярко характеризует отношение Корчагина к накоплению материальных богатств. Он безвозмездно работает в отвратительных условиях, чтобы город Киев не замёрз зимой без дров. Заболевает тифом, от которого чуть не умирает.
Выздоравливает, возвращается на работу, становится делегатом Шестого Всероссийского съезда комсомола.
У Корчагина находят опасную болезнь. В 24 года он инвалид, и стремительно теряет зрение. Окончательно парализованный и слепой, пишет книги. В этом ему помогает жена Тая.

Заканчивается роман оптимистически:
–  Почта из Ленинграда!!!
Это была телеграмма из обкома. Несколько отрывистых слов на бланке: «Повесть горячо одобрена. Приступают к изданию. Приветствуем победой».
Сердце учащенно билось. Вот она, заветная мечта, ставшая действительностью! Разорвано железное кольцо, и он опять – уже с новым оружием – возвращался в строй и к жизни.

Павел с удовольствием учится, читает запоем. Любимые книги: роман «Джузеппе Гарибальди» и революционно-романтический роман английской писательницы Этель Лилиан Войнич «Овод».
Павел Корчагин – не аскет. Он любит музыку и женское общество.
– Любит свою гармонь Павка. Любовно ставит на колено певучую двухрядку венскую. Пальцы ловкие – клавиши чуть тронут, пробегут сверху вниз быстро, с перебором. Вздохнут басы, и засыплет гармоника лихую, заливистую.

 Извивается гармоника, и как тут в пляс не ударишься? Не утерпишь – ноги сами движутся. Жарко дышит гармоника, – хорошо жить на свете!
Его любимая песня: марш Czerwony sztandar, Красное знамя.
«Слезами залит мир безбрежный,
Вся наша жизнь – тяжелый труд,
Но день настанет неизбежный,
Неумолимо грозный суд!»

У Павла много друзей. Друзья детства Климка, Серёжа Брузжак и его сестра Валя, другие соратники по борьбе. Он называет товарищей – братва. Рабочая братва, комсомольская братва. Он всегда готов помочь. Прячет евреев от погрома. Спасая арестованного Жухрая, шестнадцатилетний Корчагин рискует жизнью, схвачен и чуть не расстрелян петлюровцами.
 
Вот что происходит с ним, когда он воюет в составе Первой Конной Армии Будённого.
– Павел потерял ощущение отдельной личности. Все эти дни были напоены жаркими схватками. Он, Корчагин, растаял в массе, и, как каждый из бойцов, как бы забыл слово «я», осталось лишь «мы»: наш полк, наш эскадрон, наша бригада.
На строительстве узкоколейки в Боярке, зимой, когда снегом занесло пути, Павел в рваной, истрепанной одежде, встречает хорошо одетую Тоню Туманову, с которой он давно расстался из-за её, как написано «дешёвого индивидуализма». Вот что она ему говорит:
– Здравствуй, Павлуша. Я, признаюсь, не ожидала увидеть тебя таким. Неужели ты у власти ничего не заслужил лучшего, чем рыться в земле? Я думала, что ты давно уже комиссар или что-нибудь в этом роде. Как это неудачно у тебя жизнь сложилась…– заговорила Тоня, идя рядом с ним.
Павел остановился, окинул Тоню удивленным взглядом.
– Я тоже не ожидал встретить тебя такой... замаринованной, – нашел наконец Павел подходящее слово помягче.
     Кончики ушей Тони загорелись.
– Ты все так же грубишь!
     Корчагин вскинул лопату на плечо и зашагал. Лишь пройдя несколько шагов, ответил:
– Моя грубость куда легче вашей, товарищ Туманова, с позволения сказать, вежливости. О моей жизни беспокоиться нечего, тут все в порядке. А вот у вас жизнь сложилась хуже, чем я ожидал. Года два назад ты была лучше: не стыдилась руки рабочему подать. А сейчас от тебя нафталином запахло. И скажу по совести, мне с тобой говорить не о чем.

  Корчагин всю жизнь борется с тем, что он называет мещанством. Конфликтует с комсомольцами Цветаевым, Развалихиным, Фидиным, коммунистамиТуфтой, Файло и Дубавой. Вот что говорит Павел на партийном суде о неустойчивом в отношении женщин Файло.
– Файло – отвратительное явление в нашем коммунистическом быту. Я не могу понять, никогда не примирюсь с тем, что революционер-коммунист может быть в то же время и похабнейшей скотиной и негодяем.
Осуждает за «мелкобуржуазную стихию» даже своего старшего брата Артёма, женившегося и ушедшего жить к жене.

Интересно, как Павел видит светлое будущее, за которое он сражается.
– Я, маманя, слово дал себе дивчат не голубить, пока во всём свете буржуев не прикончим. Что, долгонько ждать, говоришь? Нет, маманя, долго буржуй не продержится… Одна республика станет для всех людей, а вас, старушек да стариков, которые трудящиеся, – в Италию, страна такая тёплая по-над морем стоит. Зимы там, маманя, никогда нет. Поселим вас во дворцах буржуйских, и будете свои старые косточки на солнышке греть. А мы буржуя кончать в Америку поедем.

И в советское время, и сейчас, говоря о Павле Корчагине подчёркивают его героизм и мученичество. Подразумевая аскетизм и даже фанатизм. Что, на мой взгляд, неправильно. Перед нами полноценная человеческая жизнь. Здесь есть радости, удовольствия, достижения, приключения и любовь. Нет сожалений. Парализованный, слепой Корчагин, умирающий от неизлечимой болезни, ни в чём не раскаивается! Он не хотел бы ничего изменить, он счастлив!

«Духлесс»
Соперник – Сергей Минаев, «Духлесс».

МЕГАЦИТАТА:
«И  в этот момент, после  того  как  я  произнес такую охуительную речь,
сногсшибательную такую речь, речь, полную гениальных параллелей и ответов на
загадки  мирового масштаба,  контркультурную такую речь, из тех  речей,  что
случаются  один раз, в состоянии алкогольного или другого опьянения, ближе к
четырем  утра...  В этот  самый fuckin' момент  Лена (сука  тупая, эта Лена)
поднимает на меня свои поросячьи глаза и (блаженны нищие духом) так тихонько
интересуется:
     – А КОКАИН ЕЩЕ ОСТАЛСЯ???»

ФАКТЫ:
«Дyxless. Повесть о ненастоящем человеке» — дебютная книга Сергея Минаева, первое издание которой было выпущено издательством «АСТ» в 2006 году. Суммарный проданный тираж превысил 1 миллион экземпляров.
По мотивам романа «Духless» в 2011году снят одноимённый кинофильм.

СОДЕРЖАНИЕ:
Действие почти автобиографического романа происходит в Москве нулевых. История рассказана от первого лица, у главного героя нет имени. Местоимение «я», наверное, самое часто употребляемое слово. Я стою на грани переутомления, как я буду смотреться, я включаю кофеварку, я долго смотрю, я надеваю коричневые брюки, я ещё раз смотрюсь в зеркало, я абсолютно спокоен, я начинаю ходить кругами, я чувствую, я сажусь на диван, я оглядываюсь, я понимаю, я не слышу, я возвращаюсь, я прислоняюсь, я нахожу пульт, я переключаю, я выключаю – всё это на одной странице.

Подзаголовок: повесть о ненастоящем человеке. С одной стороны, в этом видно самоуничижение, переходящее в манию величия. С другой – указывается на «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого. Автор сразу даёт понять, что он не Маресьев, или Мересьев какой-нибудь безногий. 
Начинается роман с посвящения и благодарности друзьям. Затем идут цитаты. Оруэлл и Сталин. Сталин, понятно, с целью поглумиться.
После чего ещё одно посвящение, поколению 1970-1976 годов рождения, такому многообещающему и такому перспективному. Автор романа 1975 года рождения, так что это посвящение самому себе.
Далее гламурное предупреждение: «Achtung, baby!» - «Все события и герои, вся мерзость и ужасы описанного общества выдуманы автором. Ибо реальность еще более омерзительна и ужасна…»
Дальше, думаете, повествование? Нет, полный текст песни INXS «Elegantly wasted» на две страницы.

Роман состоит из двух частей. Первая озаглавлена «Get Rich Or Die Tryin».  Автор вообще любит демонстрировать знание английского языка, обожает эпиграфы из англоязычных песен.
Содержание романа можно кратко передать так. Я - д'Артаньян. Весь в белом. Меня кинули на 50 штук баксов!!!?
Или, как это изящно называется в романе, гринов.

Если знакомиться с текстом подробно, мы узнаем, что Главный герой – коммерческий директор филиала большой французской компании по продаже консервов «Тандюэль». «С личной секретаршей, служебной машиной, весомой годовой зарплатой и еще более весомыми годовыми бонусами». Ему 29 лет.
Обожает кокаин. Потребляет алкоголь и наркотики в ночных клубах Москвы. Продаёт помойный генно-модифицированный горох и кукурузу по цене качественного товара. Работу свою не любит. Работать вообще не любит. Ему очень тяжело ходить в офис к одиннадцати утра. Ненавидит сослуживцев, подчинённых и начальство. Мечтает стать совладельцем элитного клуба.

Главный герой с большой гордостью носит дорогие шмотки и презирает тех, у кого одежда дешевле. «Стоит ли говорить, что я при этом одет в офигенный костюм от Paul Smith, а он – в какой-то крутой рваный джинсовый и модные кроссовки «Dris Van Nooten»   
И другая цитата: «Я, несмотря на всю нетрезвость, сижу тут таким модником, в красном адидасовском спортивном костюме серии Vintage, а-ля «Beastie Boys» в 80-е годы, в красных же кроссовках «Fila for Ferrari» и даже где-то ловлю кайф от внутреннего диссонанса между нынешней модностью этого прикида и воспоминаниями о таком же внешнем виде бандитов в начале 90-х».

Ещё по теме: «Любители КСП и всяких бардов с детства вызывают у меня нечеловеческую ненависть. Что-то, на мой взгляд, есть в этом уродское и извращённое. Во всех этих палатках, свитерах грубой вязки (не «Paul&Shark», конечно) на бородатых (под Хемингуэя) мужиках, широкозадых бабищах в болоньевых куртках, которые обычно сопровождают мужичков-каэспешников».
Главный герой любит дорогой алкоголь. Как написано в романе, это в провинции выбирают между «Балтикой» номер шесть и «Балтикой» номер девять, а наш столичный д'Артаньян литрами хлещет: виски Chivas Regal, Jameson, шампанское, дорогие коньяки и другие достойные его статуса напитки.

Вообще, для него в России всё, что не столица – отстой. Пролетарий и колхозник – ругательные слова. Самое уничижительное ругательство в отношении провинциалов – «полные колхозники, приехавшие из усть****юйска».
Всё советское – повод поупражняться в сарказме.
Конечно, он часто употребляет слово «совок». В романе есть: совковые запахи блевоты, жуть совковой министерской эстетики, совковое мышление, типично совковая проблемка и другие подобные выражения.
Главный герой – настоящий мизантроп. За что любить этих жалких, подлых, завистливых, трусливых, похотливых и тщеславных людишек? Он никому не помогает, не сочувствует, никого не поздравляет и не дарит подарков.

Женщин он называет «тёлки». Относится к ним как к туалетной бумаге: попользовался и выбросил. Цитата: «Например, эта смазливая девчонка (по-моему, её зовут Наташа, хотя имя Маша ей, мне кажется, подошло бы больше), директор по продажам в Ростове, получила бы апоплексический удар. Я два раза в год, во время своих командировок в Ростов, трахаю её на корпоративной квартире. Она патологически жадна до денег и всё время пытается вымутить с меня какую-нибудь покупку, а в уме грезит, что я перетащу её в Москву. Ага. Бэзусловно».

Для всех у него найдётся недоброе словечко. Вот что он говорит секретарше из своей компании, покинув совещание:
— Ну как? Закончили? — спрашивает она меня, хлопая глазами, как пластмассовая кукла. — Какие-то изменения намечаются?
— Ага. В целях экономии фонда заработной платы хэд-офис решил поменять нам тут весь секретариат на роботов, — брякаю я.
— Ой… Это как? А что же делать?
— Иди вшей себе в голову микрочип. У меня есть знакомые, сделают скидку.
Я дохожу до своего кабинета, открываю дверь и оборачиваюсь. Эта дурочка так и стоит, как вкопанная. Вероятно, обдумывает, куда вшить чип. В затылок или в лоб (в лоб все-таки не так эстетично). Я плюхаюсь в кресло и закуриваю сигарету. Проверяю почту, отвечаю в ICQ.

Мы мало знаем о его прошлом, но нам сообщается, что своё восхождение к вершинам он начинал ещё школьником, торгуя матрёшками и деталями советской военной формы на Старом Арбате.
Следующая сцена характеризует нашего героя как грамотного потребителя, который точно знает волшебную минимальную цену. Глубокой ночью, в хламину пьяный, возвращается он из клуба домой на такси. И вот:
«Выходя из машины, я протягиваю ему 200 рублей (обычная такса из центра до моего дома), но он говорит что-то вроде «обычно триста дают». Я, пытаясь вложить в свой взгляд все презрение, которое только возможно в данной ситуации, протягиваю ему еще сотку. Подходя к своему подъезду, я еще раз мысленно аплодирую пошлости и цинизму этого города и отмечаю всю суконную хитрость везшего меня пролетария…»

Главный герой претендует на высшую духовность. Ругается матом. Считает себя интеллектуально выше окружающих.
«Мы подходим к бару, и я, уже достаточно развеселившись, ставлю стакан на стойку и говорю бармену:
— Еще бокалов жажда просит, залить горячий жир котлет.
— Что, простите?
— Ниче. Классику надо читать. Вы же «Онегин» называетесь или «Печорин»?
— «Онегин»… — Бармен весь в непонятках. — Вам виски еще?
— Да не парься, приятель, — встревает Вадим. — Ну Пушкина помнишь? Ну, роман у него был в стихах. «Евгений Онегин». Ну, про чувака одного, про его тусовки…
— …Про телок, про клубы, — давясь хохотом, подсказываю я.
— А-а… помню, конечно, — говорит бармен, — так бы сразу и сказали».

У главного героя принципиально нет друзей. Зато есть приятель, Вадим – «директор по маркетингу в крупном международном табачном концерне». С ним наш герой пытается осуществить золотую мечту – стать совладельцем ночного клуба. А помочь им в этом должен успешный промоутер, Миша Вуду. Во-первых, он обаятельный, а во-вторых, только что приехал из Нью-Йорка.
Вот диалог между бизнесменами по этому вопросу:
«Несмотря на то, что мы с Вадимом приняли решение еще утром — каждый самостоятельно, нам стоит выдержать приличествующий моменту этикет.
— А тебе как? — спрашиваю я.
— Можно попробовать, — говорит Вадим и закуривает.
— Ну, давай впишемся, — небрежно говорю я и роюсь по карманам в поисках сигареты».

Так он попадается на крючок жадности. Промоутер Миша с партнёром Сашей исчезают вместе с деньгами Главного героя и его приятеля Вадима.
После чего Вадим просит Главного героя помочь ему выпутаться из трудной ситуации. На что Главный герой посылает своего приятеля куда подальше:
 «Я подхожу к нему вплотную, практически лицо в лицо, как это делают негры в гангстерских боевиках — так, что расстояние между нашими губами составляет не более десяти сантиметров, и ору ему в лицо:
— Не смешно?! Да не смейся! Пошел ты сам на ***, тварь!!! Нельзя до такой степени любить бабло, понимаешь?! Раскрой глаза, мудила! Что произошло? Это всего лишь деньги, понимаешь, всего-навсего ЧЕРТОВЫ ДЕНЬГИ, врубаешься?! Читай по губам: ЭТО ВСЕГО ЛИШЬ ДЕНЬГИ!»

Главный герой хочет продемонстрировать, что он выше денег. Однако именно эти трагические события ведут к увертюре. «Overture» – так называется последняя глава романа. Не совсем понятно, почему. Ведь увертюра – это оркестровое вступление к опере, балету или драматическому спектаклю.

Счастлив ли наш герой? Грамотный потребитель, всему знающий цену, циник и эгоист, он находится в постоянной депрессии, страдает хронической бессонницей. Он идёт на вокзал, покупает билет на ближайшую электричку и уезжает неизвестно куда. Выходит на какой-то маленькой станции. Идёт по дороге в лес, видит горы мусора, дохлую крысу, бродячих собак, вспоминает детство и очень лирично размышляет о смерти.   

Есть в романе особенная героиня: Юля. Единственный лучик света в тёмном царстве московской пошлости и разврата. Вечная женственность по телефону, Мать Тереза, всё понимающая и всепрощающая. Правда, появляется она редко, и даже её присутствие не может компенсировать потерю 50 тысяч долларов.


Какую книгу вам захотелось прочитать?
Итак, «КАК ЗАКАЛЯЛАСЬ СТАЛЬ» ПРОТИВ «ДУХЛЕСС»!