Взять интервью у Господа Бога

Николай Зыков
Беседы о журналистике

Дорогой читатель! Приветствую вас! Сразу представляюсь. Николай Аполлонович Зыков, журналист, москвич. И еще преподаватель журналистики, исследователь масс-медиа. В последние годы это стало моим основным занятием. Преподаватель и исследователь средств массовой информации. Но при этом остаюсь и действующим журналистом, главным редактором одной из центральных газет.
     Пишу много. Всегда много. Много настолько, сколько могу. Пока вообще не начинает болеть голова. Позже я расскажу о своих статьях и книгах. Вы сможете прочитать их в Интернете и/или в Российской государственной библиотеке (бывшей Ленинской библиотеке) и в ряде других московских библиотек.
     Я стал размышлять, и довольно давно, о профессии журналиста. Интересная профессия. Очень интересная. И престижная. Что уж говорить. Молодые люди хотят стать журналистами. Многие из них. Мне так повезло, что я сразу, после школы, поступил на факультет журналистики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, причем его самое престижное международное отделение. Знаю свободно три иностранных языка, да еще и был выпускником кафедры радиовещания и телевидения нашего факультета. В моем дипломе так и записано: «литературный сотрудник радиовещания и телевидения». (В дальнейшем я буду говорить много и о том, и о другом). Более того, очень успешно окончив наш прекрасный факультет, кстати, лучший и в России, и в Европе по всем мыслимым и немыслимым рейтингам, уже довольно давно (в 1988 году), я никуда оттуда и не уходил. Писал кандидатскую диссертацию, участвовал в различных конференциях, наконец, даже в коллективных монографиях факультета журналистики. Написал сам монографию. Но об этом разговор еще впереди. Словом, стал исследователем, уже исследователем средств массовой информации и преподавал журналистику студентам.
     Итак, я стал задумываться, какая она, наша журналистская профессия. Правильно ли я сделал, что стал журналистом? Моя мамочка, ставшая чуть позже моего поступления на факультет журналистики… профессором нашего факультета, часто ворчала на меня, что лучше бы я стал ученым физиком или философом. В школе у меня хорошо шли дела как раз по физике, я серьезно думал поступать в знаменитый Московский физико-технический институт (тогда – институт) в Долгопрудном, кузницу наших лучших физиков.
    Я в том числе и поэтому задумался, что такое журналисты, журналистика, средства массовой информации?!!! Насколько важна их роль в нашем современном обществе? Я, кстати, очень люблю смотреть телевизор. Не выключаю его почти никогда. «Радио России», «Радио Звезда» и «Радио Коммерсант ФМ» слушаю каждый день, определенные их передачи. Читаю «Аргументы и Факты» и «Московский комсомолец». Просматриваю еще ряд газет. Ежедневно. Естественно, многие новостные сайты в Интернете и на своем смартфоне, в том числе зарубежные СМИ и хоть немного зарубежное телевидение. Пишу в свою газету. Тяну ежедневно свою ленту на «Фейсбуке». Иногда выхожу на часик погулять. А в остальное время… ну вы меня поняли. Какой я иначе исследователь и журналист? Некоторые у нас на факультете еще больше работают, например, публикуют почти ежедневно ещё и пространные статьи в «Живом Журнале»! Все, естественно публикуются в печатных СМИ, дают интервью радио и телевидению по разным вопросам, а уж в Интернете только ленивые не публикуются! Ленивых у нас нет! Еще моя мамочка любит поговорить со мной (она на пенсии) и, можно сказать, я ежедневно беру у неё интервью. Мне часто звонят по телефону и трем моим мобильникам. (Поясню, это нужно для того, чтобы разговаривая по одному телефону сразу же позвонить по другому и передать полученную информацию на первый телефон). Студенты постоянно пишут мне эсэмэсочки… Мои друзья  пишут мне на «Одноклассников» и «В контакте». И, конечно же, у меня есть «Инстаграм». Как без него! Особенно люблю «Инстаграм». И «Твиттер». И он у меня есть. Конечно, есть.
     Не все абитуриенты и даже студенты работают в таком режиме. И не обо всех этих средствах массовой информации хорошо знают. Ничего, постепенно узнают. Мы, преподаватели журналистики, их к этому усиленно подводим. При этом еще и всегда при нас в сумках наши ноутбуки, обязательно подключенные по модему к Интернету. Кроме наших смартфонов, естественно, также с выходом в Интернет. Так а это все это есть у всех журналистов (особенно, новостных). Да и уже у многих и не журналистов, простых людей. Прости меня, дорогая физика, которую я в свое время оставил. Не даешь ты покоя моей мамочке.
     Я хочу при этом сказать, что я не какой-то особенный фанат средств массовой информации. Хоть и журналист. Овладевал я всем этим постепенно. По мере появления этих СМИ. Как и все люди, молодые и не очень. Хотя, возможно, я медиаалкоголик. В роли спиртного выступают для меня выпуски новостей и другие журналистские материалы.
     Но, конечно, я человек, неравнодушный к СМИ и журналистам. И почти все мои друзья – журналисты, преподаватели журналистики. Я горжусь тем, что дружу с ними так давно, еще со студенческой скамьи. Это мои лучшие друзья (мужчины и женщины). Есть у меня и множество друзей среди действующих журналистов, с которыми вместе я не учился (мужчин и женщин). Что есть, то есть. В том числе иностранные журналисты.
    И только пара-тройка друзей у меня не журналисты. Они со школьной скамьи. Один из них работает в Администрации Подмосковья. Он вообще лучший друг.
     Так получилось. Я не старался заводить дружбу именно с журналистами. У меня масса хороших знакомых и не журналистов.
     Итак, я подошел к тому, что надо сказать, а что вообще такое – журналистика? Часто говорят, что это не профессия, а образ жизни. Не все так уже постоянно интересуются новостями, как мы, журналисты. Профессия, сразу скажем, опасная. Подумайте, девочки и мальчики. Прежде чем идти в нашу профессию. Нас убивают в «горячих точках». Нас могут и в Москве выставить жуликоватые бизнесмены и другие бандиты. А иногда и полиция. Правда, вот они, как правило, всё-таки с нами ведут себя корректно. Просто выставляют. Хоть не бьют. А то могут нас всякое жулье еще и побить. Нас, журналистов. Нас боятся и ненавидят. Такие вот жулики, а часто и государственные чиновники, разные коррупционеры. Не все хотят, чтобы определенная информация стала достоянием журналистов. Боятся, гады, даже вида наших служебных удостоверений. Мы часто появляемся там, где нас не хотят видеть, а иногда нас могут убить. Это наша работа. Мы всегда задаем неудобные вопросы, вмешиваемся в различные происшествия, даже если потом тысячу раз пожалеем об этом. Мы – журналисты. Писать мы учились не по учебникам в университетских аудиториях напротив Кремля. Давали клятву журналиста на Красной площади. Вроде клятвы Гиппократа у врачей. Журналистика вторгалась в нашу жизнь с суховатыми информациями зарубежных радиоголосов, прорывавшейся через дикий треск и вой глушилок (напомню, что в мое студенческое время «Голос Америки», «Свободу», Би-би-си, «Немецкую волну» и других глушили, то есть пускали на их волне «Лубянку-джаз» - жуткий вой и треск. Чтобы люди не могли слушать эти радиостанции. Так поступали советские коммунисты. ЦК КПСС. (Это я пишу для моих студентов. Они об этом уже не знают). Сейчас мы уже живем не в большой тюрьме, а в свободной стране, со свободной журналистикой. В Российской Федерации. У нас, слава Богу, нормальный Президент, которого уважают в России и в мире, а не старый дурак-маразматик, который все «сиськи масиськи» («систематически»). Мы, студенты-журналисты, знали, что нормальная журналистика – это именно свободная журналистика («Голос Америки» и другие). Знали об этом, конечно, по умолчанию, и наши преподаватели. А вот КГБ, имевшее везде стукачей, за слушание голосов или более мелкие провинности могло выгнать с факультета журналистики и путь в журналистику был бы закрыт. Говорить на подобные темы на факультете тогда, в мои времена, было опасно. Могли донести. Мне помнится, что какого-то парня (только одного) выгнали за антисоветские взгляды. Он по глупости принес в МГУ антисоветский трактат какого-то сбежавшего из СССР писателя. Итак, журналистика – это политика. Если вам не нравится политика – вам, наверное, не стоит идти и в журналистику. Ну и по той причине, о которой я говорил – мы всегда в «горячих точках». А там могут убить и убивают журналистов. У нас опасная профессия. Каждый год международный союз журналистов публикует скорбные списки погибших коллег из разных стран.

Продолжение следует