Уроки революций 1917 года -православный взгляд

Сергей Сизов Омск
Уроки революций 1917 года- православный взгляд

2017 год – год столетия двух революций (Февральской и Октябрьской), но обе эти революции находятся в теснейшей связке, поэтому целесообразно, если мы говорим об уроках 1917 года, говорить об обеих революциях. Ведь не будь Февраля, крайне маловероятно, что мог последовать и Октябрь. Так же бессмысленны попытки некоторых историков оторвать революцию от гражданской войны. Почему-то во Франции гражданская война является неотъемлемой частью «Великой» революции 1789-1793 годов. А в СССР долгое время навязывали иную точку зрения на революцию и гражданскую войну, потому что хотели всю кровь и террор оставить «за пределами» Октябрьской революции.

Я высказываю в этой статье своё личное мнение о революциях, но опираюсь при этом не столько на современную историческую науку (хотя с её достижениями я тоже знаком), сколько на мнение высоких духовных авторитетов, которые прозревали трагические события, происходящие в 1917 году и последующее время с удивительной глубиной.

Прежде всего, нужно определиться с некоторыми историософическими принципами. Только законченные рационалисты и материалисты думают, что человеческий разум может познать всё. Для православного человека не будет никаким открытием моё заявление, что истинным Творцом истории является ни власть, ни народ, а Господь Бог, «Творец неба и земли, видимым же всем и невидимым» (Никео-Цареградский Символ веры). В силу ограниченности человеческого разума мы не можем до конца понять замысел Бога в отношении человеческой истории. В связи с этим мы не можем в полном объёме понять и причины, и глубинный смысл событий, произошедших в России в 1917 и последующие годы.

Но кое-то Господь нам открывает. И поэтому всё-таки что-то в историческом процессе понять мы можем и с помощью академических методов научного познания и из опыта древней истории, изложенной в книгах Ветхого Завета. У нас, например, есть важные примеры из библейской истории, когда воля Бога выражается явно и недвусмысленно в отношении богоизбранного (еврейского) народа, отошедшего от веры.

Господь Бог выражал свою волю евреям достаточно определённо: "Если вы будете поступать по уставам Моим и заповеди Мои будете хранить и исполнять их, то... будете есть хлеб свой досыта... пошлю мир на землю вашу... и меч не пройдет по земле вашей" (Лев.26,3-4.5.6). "Если же не послушаете Меня и не будете исполнять всех заповедей сих... то и Я в ярости пойду против вас и поражу вас всемеро за грехи ваши, и наведу на вас мстительный меч в отмщение за завет" (Лев.26,24-25).

Для вразумления и обличения грехов этого народа Господь посылает пророков (Иеримию, Захарию, Амоса, Иезекиля и других), но их не слушают. И тогда еврейский народ наказывается: в Библии всё это описано детально. Иногда стихийными бедствиями, иногда - войной, иногда - Вавилонским пленом и рассеянием. Когда еврейский народ извлекает уроки, бедствия прекращаются. Но, как известно, через какое-то время народ вновь нарушает закон. А потом идёт по пути беззакония ещё дальше: распинает Сына Божьего Иисус Христа, и несёт за это самое тяжкое наказание. Войска римского императора Тита в начале 70-х годов по Р.Х. после Иудейской войны берут Иерусалим, уничтожают многие тысячи евреев и лишают еврейский народ государственности. Это что касается ответственности народа за нарушение заповедей. Как мы видим, ответственность за нарушения заповедей это не только индивидуальная и семейная (до восьмого колена!), но и коллективная, всенародная. А раз ответственность общая, особую вину за нарушение заповедей Божиих несут политические и духовные руководители народа.

Теперь стоит высказать мою позицию и о революции. Перемены – необходимый элемент развития любого общества. Но не всякие перемены соответствуют Божественным заповедям. Именно те социальные изменения и преобразования, которые ведут общество к отступлению от божественных заповедей, следует считать крайне опасными, поскольку они неизбежно влекут гнев Божий. Святой Серафим Саровский «первым революционером» называл диавола, поднявшего бунт против Самого Бога. Отсюда и вывод, что революции, направленные на создание богопротивного миропорядка, узаконение отступления от Божиих заповедей, в принципе не могут быть приняты и одобрены христианством, поскольку имеют дьявольскую первопричину и неизбежно влекут наказание Божие.

Корни трагедии 1917 года закладывали куда в более раннее время. И лучшие люди России это видели. Например, святой Серафим Саровский. Об опасности революционного безбожия нас предупреждали уже сравнительно незадолго до революции будущие святые Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник, Иоанн Кронштадтский, оптинские старцы Амвросий, Варсонофий, Нектарий, Анатолий. Фёдор Тютчев писал, оценивая революции в Европе, что «антихристианский дух есть душа Революции, её сущностное, отличительное свойство». Но антихристианизм и атеизм ни либералов, ни социалистов никак не пугали: для них такие взгляды был нормой. Гениальный писатель Ф.М. Достоевский в романе «Бесы» предупреждал об этом. Не слушали!!!

Приведу слова Иоанна Кронштадтского, сказанные в начале ХХ века. «Тяжкие дни переживает ныне Россия, дорогое отечество наше, такие, каких не бывало во все времена существования её. Но ни на минуту не забывайте, возлюбленные, что переживаемые нами бедствия, внутри и извне, посланы на нас от праведного и всеблагого Провидения за то, что русские забыли Бога своего.
Спасителя своего так, как не бывало никогда, попрали дерзновенно все заповеди Его, и каждый стал исполнять злую волю сердца своего, вывернув наизнанку всю жизнь свою, особенно, так называемая, несчастная наша обезумевшая интеллигенция. Тяжки, крайне болезненны удары, посланные нам от Господа Бога, но это — удары и наказания отеческия, временные, для вразумления и наказания….
… И Владычица всемощная и всеблагая как бы отвратила от нас лице Свое, и мы остаемся, как покинутые сироты, без заступления. Что же это значит? Не в нас ли кроется причина всех этих безобразий, бедствий, несчастий, одно за другим поражающих нас?....
Россия забыла Бога спасающего, утратила веру в Него, оставила закон Божий, поработила себя всяким страстям, обоготворила слепой разум человеческий; вместо воли Божией премудрой, святой, праведной - поставила призрак свободы греховной, широко распахнула двери всякому произволу, и от того неизмеримо бедствует, терпит посрамление всего света, - достойное возмездие за свою гордость, - за свою спячку, бездействие, продажность, холодность к Церкви Божией. - Бог карает нас за грехи; Владычица не посылает нам руку помощи»[1].

И православные иерархи напомнили об этом народу. 11 ноября 1917 года Собор Русской Православной Церкви издал «Воззвание к народу». В нем говорилось: «Люди, забывшие Бога, как голодные волки бросаются друг на друга, происходит всеобщее затмение совести и разума. Давно уже сердце народное отравляется учениями, насаждающими зависть, алчность и хищение земного. Никакое царство не может держаться на безбожии, оно гибнет от внутренних распрей и партийных раздоров. По сему и рушится Держава Российская. На наших глазах происходит Суд Божий над народом, утратившем Святыни»[2].

Избранный в ноябре 1917 года Святитель Тихон в Новогоднем Послании пророчески предупреждал:"Минувший год был годом строительства Российской державы. Но увы! Не напоминает ли он нам печальный опыт Вавилонского строительства?.. Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущие его, напрасно рано встают и поздно просиживают. Это исполнилось в древности на Вавилонских строителях. Сбывается днесь и воочию нашею. И наши строители желают сотворить себе имя, своими реформами и декретами облагодетельствовать не только несчастный русский народ, но и весь мир, и даже народы гораздо более нас культурные. И эту высокомерную затею их постигает та же участь, что и замыслы Вавилонян: вместо блага приносится разочарование. Желая сделать нас богатыми и ни в чем не имеющие нужды, они на самом деле превращают нас в несчастных, жалких, нищих и нагих. Вместо так ещё недавно великой, могучей, страшной врагам и сильной России, они сделали из нее одно жалкое имя, пустое место, разбив ее на части, пожирающие в междоусобной войне одна другую...". Эти слова Святителя Тихона не потеряли своей актуальности и поныне, поскольку сущность стремлений современного человека не изменилась, она лишь приобрела несколько иной оттенок и форму. "И вся эта разруха и недостатки оттого, - подчёркивал Святейший патриарх Тихон, - что без Бога строится ныне Русское государство..." [3].

Россия в ХХ веке пережила самые страшные катаклизмы. Народ пережил революцию, гражданскую войну, голод, репрессии, победил в тяжелейшей Великой Отечественной войне. Наконец, в течение этого века он дважды пережил разрушение государства и полный крах прежней социально-экономической системы. Конечно, было не только это, был и взлёт науки, достижения в сфере культуры, но главный урок, который должен быть извлечён, безбожие несёт в себе колоссальные риски для жизни народа и государства.

Уроки для общества
-------------------
1.Революционные события 1917 года показали, что две крайности опасны для нашего общества: с одной стороны, полная пассивность, равнодушие к государственным и общественным делам, ощущение собственного бессилия. С этим же связаны и теплохладность в защите традиционных ценностей и веры православной. С другой стороны, вероятно, ещё более опасно стремление к полному разрушению существующих порядков («до основания, а затем…») и радикальному их переустройству под предлогом несовершенства тех или иных особенностей этих порядков.

2.1917 год показал, насколько опасен соблазн простых и радикальных решений, когда дело касается многовековых социальных институтов, таких, например, как Церковь и самодержавие. Процесс разрушения традиционных скреп общества продолжается. Сейчас в некоторых западных странах дело уже дошло до разрушения традиционных семьи и брака. Священник Александр Ельчанинов (1881-1934): «До чего могут довести ложные идеи! Так погубили свою душу многие революционеры, которые, исходя из правильной (но ограниченной) идеи народного блага, пришли к сатанинской злобе, лжи и человекоубийству…»[4].

3.Белое движение, в основе своей либеральное, пытавшееся остановить разрушение старой России проиграло, в том числе и потому, что народ уже не верил либералам, а радикализация общества достигла огромных размеров. Раскачали лодку именно либералы. Но и красным для того, чтобы вернуть страну к жизни и провести модернизацию пришлось отбросить идеи «военного коммунизма», «мировой революции» и восстанавливать некоторые государственные структуры.

4.Жизнь показала, что либерализм и коммунизм имеют общую основу - безбожие, а в радикальном варианте богоборчество. Никакой народ не будет против свободы и справедливости, но только не ценой забвения Бога и Божьих заповедей. Поскольку без Божьих заповедей не будет ни подлинной свободы, ни подлинной справедливости.

5.Для меня очевидно, что необходимый критерий оценки тех или иных общественно-политический сил в нашей стране - это приверженность их православию, национально-государственным и традиционным нравственным ценностям, честность и компетентность. Без этого сохранить Россию будет невозможно. И те, кто не разделяют этих ценностей должны находиться на обочине. Выборы 2016 года в Государственную Думу подтвердили, что меньше всего наше общество хочет видеть во власти прозападных либералов.

Уроки для власти и политической элиты
--------------------------------------
1.Власть как руководительница народа несёт прямую ответственность за две революции. Царь Николай II - будущий святой страстотерпец несёт свою долю вины. (И он её искупил страшным образом).Но политическая элита России, куда больше, чем Государь Николай II, ответственна за обе революции 1917 года. Именно она предала Царя, соблазнила народ либеральными лозунгами, а после Февраля привела к власти людей, которые оказались неспособны укрепить Россию и не допустить дальнейших революционных потрясений, и страшной гражданской войны.

2.Наше государство ныне объявлено светским. Более того, в Конституции заявлено, что нас никакой идеологии. Это чисто либеральный соблазн, который проник уже очень глубоко. Но даже и в этих условиях государство должно сделать всё, чтобы не потерять собственную национально-культурную идентичность нашей цивилизации, основой которой, без сомнения, является Православие и русская культура в целом. Святой Иоанн Кронштадтский предупреждал: «Царства земные колеблются и падают от безверия и беззакония».

3.Власть и государство должны чётко и открыто отстаивать на мировой арене национально-государственные интересы России и русского народа как главного государствообразующего народа России. Не в меньшей требуется защиты интересы русского народа, традиционных ценностей и в самой России.

4.Необходимо сделать всё, чтобы не допустить предательства национальных интересов России. На важнейших государственных постах должны стоять люди, чья честность, компетентность и чёткая приверженность национально-государственных интересам не вызывают никаких сомнений. Не следует допускать огромный и совершенно несправедливый разрыв между доходами самых богатых и самых бедных граждан. Неравенство имущественное было и будет, но оно не должно принимать кричащие формы. Нельзя допускать, чтобы значительная часть людей находилась в нищете.

5.Должно калёным железом выжигать воровство и казнокрадство, не терпеть жуликов во власти, пересаживая их из одного кресла в другое. Дискредитация власти ворами – очень опасная тенденция.

6.Государство должно своевременно реагировать на существующие социально-экономические и национальные проблемы, не опускать голову в песок подобно страусу. Лучше решать проблемы сверху, чем ждать бунта низов.

7.Должна быть установлена чёткая коммуникация между властью и обществом не только через депутатов, но и через общественные организации и СМИ.

8.В России должна быть сильная и авторитетная государственная власть. И вертикаль власти должна быть достаточно жёсткой. И ещё надо помнить, что критика власти не должна быть разрушительной: критикуя власть, ни в коем случае нельзя разрушать государство. Иван Ильин писал: "Россия при её объеме и составе не будет существовать под слабой государственной властью, чем бы эта слабость ни вызывалась: безволием правителя, противодействием партий или международной зависимостью. Русская государственная власть или будет сильной, или ее не будет вовсе. Но эта власть должна быть … ответственной и творческой; с дальнозоркой, большой идеей, с чистыми руками и с жертвенным служением"[5].

9.Власти нельзя заигрывать с русофобами,национальными радикалами и сепаратистами. Это расценивается всегда как сигнал одобрения действий для всех антирусских и антигосударственных сил. Дискриминация и любое преследование русских в национальных республиках должно рассматриваться как серьёзное преступление.

Уроки для интеллигенции
------------------------
1.Интеллигенция несёт свою немалую долю вины за революцию, так как именно беспочвенность и безбожие большей её части оказали разрушительное воздействие на народные массы.

2.Только лучшая часть русской интеллигенции, среди них такие великие писатели, как Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, могла найти в себе силы пересмотреть свои взгляды, осудить растущее безбожие «образованного общества» и стать верующими православными христианами. За что, как известно, подвергались безжалостной травле либеральной оппозицией.

Первый и главный урок для интеллигенции – понять, кто она на самом деле, кто её вожди и каким ценностям она должна служить. Дело в том, что в исторической литературе встречается два основных понимания, что такое интеллигенция. Если говорит просто, то в широком толковании, это работники умственного труда, которые создают, сохраняют и воспроизводят культурные ценности. В таком случае офицеры – это военная интеллигенция, а священники - религиозная интеллигенция. Есть и другие части интеллигенции врачи, учителя, учёные. Эта интеллигенция может придерживаться самых разных взглядов.

В другом понимании интеллигенция – это некий атеистический «орден», который противостоит власти и Церкви, основывая свою деятельность в основном на либеральных и, в меньшей степени, на социалистических ценностях. Этот атеистический псевдоорден рассматривает себя как некую «элиту», силу, у которой якобы есть миссия: нести тёмному и глупому русскому народу «истинные» либеральные ценности. А за одно возглавлять и представлять интересы всей интеллигенции вообще. Этот орден абсолютно тоталитарен, никакое инакомыслие в нём невозможно. И ядро его составляют люди нерусские и неправославные, склонные и к откровенной русофобии. Они получают в той или ной форме постоянную политическую, информационную, экономическую поддержку врагов России из-за рубежа. Что отнюдь не мешает им считать себя «властителями дум» российского общества и требовать у власти внимания и должностей.

Этот самый «орден» несёт прямую ответственность за две революции в России. Никакие уроки для себя орден не извлёк и, вряд ли, сможет извлечь, поскольку на глазах этих людей шоры безверия. Но вред принести он всё ещё может. И вред немалый. К счастью, у нас абсолютное большинство интеллигенции в широком понимании к ордену не принадлежит. Это большинство, правда, всё ещё не может определиться со своими приоритетами.

Я принадлежу к той части русской интеллигенции, которая может быть охарактеризована как национально-патриотическая, православная, государственническая. И мы хорошо знаем наших духовных вождей. Это Святые отцы-пустынники первых веков, это русские святые, это философы-славянофилы, евразийцы, некоторые русские религиозные философы. Это писатели: Тютчев, Лесков, Достоевский и многие другие. Именно к этой части интеллигенции принадлежал, например, и один из выдающихся русских философов ХХ века Иван Ильин.

Главное отличие национал-патриотов от либерального лжеордена – понимание России как особой цивилизации, это уважение православной веры, традиционных ценностей, отечественной истории и культуры. Даже те национал-патриоты, кто не являются православными христианами, ясно понимают значение православия в истории России.

Но посмотрите на современные российские СМИ, посмотрите на образование. Лжеорден раскинул свои щупальца и здесь при полной государственной поддержке. Это один из парадоксов нашего времени: государство поддерживает, прежде всего, тех, кто фактически его разрушает. Им оно даёт эфир, трибуну, гранты, деньги. И что же они нам предлагают. Естественно, этот курс государства должен быть изменён.

Мы помним историю шабашем в церкви женщин в балаклавах, когда на защиту кощунниц бросились все либеральные СМИ. Мы помним историю с провокационной постановкой оперы «Тангейзер», помним истории с оскорбляющими верующих выставками. Сейчас вот защищают любителей ловить в храмах «покемонов». Наконец, мы помним ты волну антироссийской истории, которую подняли либеральные СМИ, когда Крым, наконец-то, слава Богу, мирно воссоединился с Россией[6]. Русофобия радикальных либералов порой зашкаливает[7].

Вот примечательные слова Иоанна Кронштадтского о либералах, сказанные ещё перед революцией. «Грешили наши предки, но грех грехом и называли, а нынешние либералы, согрешая, стараются грех оправдать, будто бы он законное дело. Возьмите вы грехи похоти плотской - все это, по их учению, не только простые слабости человеческой природы, но и законы природы, её требования.
Находятся между ними такие, которые боготворят и саму страсть плотскую, как в древности поклонники Афродиты. И вся эта мерзость печатается, и её читают, и о ней рассуждают без омерзения, без отвращения, как будто о достойном внимания! Это ли свобода? Нет, это не свобода, а ужасное рабство греху и страстям, имеющее последствием страшную казнь Божию, истребление рода и муку вечную»[8].

Власть и здоровая часть интеллигенции должны отмежеваться от этого радикального либерального лжеордена. Нам не нужен тот либерализм, который сочетается с разрушением нравственных ценностей и национал-предательством. Нам не нужна свобода безбожия, нравственной распущенности, вседозволенности, ненависти к России русскому народу, его культуре и истории. Точно так же нам не нужен и псевдопатриотизм той вороватой элиты, который призван только прикрыть патриотическими лозунгами её цинизм, алчность и бездуховность.

«Пользуясь повальным умственным затмением и религиозно – нравственным оскудением, ненавистники России, прежде всего, стремятся разрушить те уникальные, многовековые идеи и ценности, которые обеспечивали русскому обществу его феноменальную стойкость и жизнеспособность»[9], – писал митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев).

3. Сегодня у нас есть идеология, которая может вполне соответствовать Конституции, которая способна объединить людей всех традиционных религий, всех народов. Это идеология патриотизма и традиционных ценностей. Это может быть названо русским просвещённым консерватизмом. Этот тот минимум, без которого нормальному человеку нельзя жить. Я имею не чиновничий лжепатриотизм, когда под предлогом патриотизма нужно закрывать глаза на коррупцию и некомпетентность властей, а глубокую и искреннюю любовь к Родине. Такой тест лжеорден не пройдёт однозначно.

4. Интеллигенция должна избавиться от крайностей: как от некритического отношения к власти, так и полного отрицания ценности нынешнего государства. Интеллигенция должна отказаться как от «низкопоклонства перед Западом», и ложного «народополонства».

Уроки для Церкви
--------------------
Дерзаю, грешник, высказаться и про уроки для Русской Православно Церкви. Но говоря об этом, я буду опираться на тех, чей духовный авторитет является несомненным и факты, которые являются неоспоримыми.

1.Русская Православная Церковь – важнейшая основа нашей цивилизации. К сожалению, наша церковь в предреволюционные ещё годы не смогла защитить народ от нарастающей лавины воинствующего безбожия. Более того, семинарии нередко становились рассадниками либеральных и социалистических идей. И не случайно возникло и такое явление как обновленчество, когда некоторые деятели Церкви предали Святое Православие и пошли в услужение безбожникам. Но к счастью, большинство проявило верность Православию, приняло гонения, пытки и мученическую смерть. И патриарх Тихон стал первым в сонме российских новомучеников и исповедников, а Царская семья в сонме страстотерпцев.

2.История показала, что полная огосударствлённость Церкви, которая началась с Петра Первого, в значительной степени мешает ей играть более активную роль в обществе. Только восстановление патриаршества создало необходимые условия более активной и благодатной роли Церкви в обществе, но время было уже безвозвратно упущено.

3.Церковь по завету святых должна непоколебимо хранить святую веру православную не поддаваясь на соблазны разного рода «обновленчества» и «экуменизма». Всякое отступление от святоотеческих догматов, как предупреждают нас святые, неизбежно приведёт к падению.

4.Ни в коем случае Церковь не должна втягиваться в политику, сливаться с властью или противостоять ей без достаточных оснований. Мы все помним печальную судьбу тех, кто об этом забыл. (Назову лишь имя одно имя: Георгий Гапон). Это может негативно сказаться на её авторитете, особенно в том случае, когда власть забывает об интересах народа. Вместе с тем, она должна твёрдо, последовательно и настойчиво отстаивать идеалы Православия, защищать права и интересы православных христиан. В "Основах социальной концепции РПЦ", в разделе III. Церковь и государство говорится: "Целью Церкви является вечное спасение людей, цель государства заключается в их земном благополучии… Однако, как правило, государство сознает, что земное благоденствие немыслимо без соблюдения определенных нравственных норм — тех самых, которые необходимы и для вечного спасения человека. Поэтому задачи и деятельность Церкви и государства могут совпадать не только в достижении чисто земной пользы, но и в осуществлении спасительной миссии Церкви"[10] .

5.В современных условиях РПЦ является защитником нравственности и культуры. Эта её роль должна быть признана обществом и государством. Вместе с тем, надо помнить, что только строительство храмов не является достаточным для укрепления веры и нравственности. Стоит напомнить, что накануне 1917 года в Российской Православной Церкви было более 54 тысяч церквей. При Николае II наблюдался рекордный рост монастырей и храмов. Существуют различные данные по количеству храмов, но общий смысл понятен. Уже тогда, ещё до прихода большевиков, был колоссальный духовный кризис, который и помог заразить общество сначала западным либерализмом, а потом и революционным социализмом.

6.Предостережением для нас является и судьба христианских храмов в ряде развитых стран Западной Европы. Мы знаем, что на Западе значительное количество храмов уже не используется, продаются с молотка, некоторые уже переделываются и в мечети для всё прибывающих мигрантов. Можно предположить, что само это нашествие иноплеменников попущено Богом как кара за отход от христианства.

7.Единственная гарантия от повторения трагедии революции и гражданской войны, от наступления на нас глобалистической информационной войны и безнравственности – это созидания храма в каждой душе православного христианина. И создание сильной России как оплота православия и традиционных ценностей. И здесь роль Церкви просто неоценима. Величайшая задача для Церкви объяснить человеку смысл его временной жизни и помочь ему обрести спасение. И помочь в созидании сильной православной России.

В заключение могу сделать короткий вывод. 1917-й год и его революции, будь то Февраль, будь то Октябрь, не стоят того, чтобы их праздновали. Никакая Франция, празднующая годовщину своей революции, нам примером быть не может. Но размышлять об уроках революции крайне необходимо. Для верующего православного человека обе эти революции их неизбежное следствие – гражданская война, голод, репрессии, разрушение храмов должны рассматриваться не как какой-то «прорыв», а как трагедия России, вызванная, прежде всего, отступлением не только народа, но и части политической и даже части духовной элиты от Бога. Это безбожие и забвение православных святоотеческих традиций стало главной причиной трагедии России, а потом уже были все остальные социально-экономические причины. Именно в этом корень. И сегодня мы должны каяться за то, что так и не преодолели до конца и своё безбожие и своё маловерие.

Когда-то философ-патриот Иван Ильин написал очень ёмкие слова о том, на кого нам надеяться в борьбе за Россию. «Мы должны надеяться на Бога, на духовные силы национальной России и на самих себя, верных Богу и родине. И только; этого довольно, и больше надеяться нам не на кого. И прежде всего, и больше всего — мы должны надеяться на Божию помощь, молитвенно призывать её и укреплять свои души в Божиих веяниях и зовах»[11].

Библиография

[1] Иоанн Кронштадтский. Живое слово мудрости духовной. М., Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2003. Электрон. ресурс. – Режим доступа: http://predanie.ru/ioann-kronshtadtskiy-pravednyy... [2] Цит. по: Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви. М. 1996, с. 38. Цит по: Иеромонах Симеон (Гаврильчик) Духовный страж совести Русского народа. // Русская народная линия. Электрон. ресурс. – Режим доступа: http://ruskline.ru/analitika/2007/12/08/duhovnyj_... [3] Архипастырь страждущей Руси. Святитель Тихон, Патриарх Московский. Слова, послания, письма. М., 2004, с. 107. Цит по: Иеромонах Симеон (Гаврильчик) Духовный страж совести Русского народа. // Русская народная линия. Электрон. ресурс. – Режим доступа: http://ruskline.ru/analitika/2007/12/08/duhovnyj_... [4] Ельчанинов А. Записи. Отрывки из дневника. М., 2008. Электрон. ресурс. – Режим доступа: http://www.rulit.me/books/zapisi-otryvki-iz-dnevn... [5] Ильин И. На кого нам надеяться. Электрон. ресурс: http://elan-kazak.org/forum/viewtopic.php?t=1185 [6] Сизов С.Г. Чего не понять либеральным соглашателям (По поводу статьи Г.В. Голосова о политике Росси в связи с воссоединением с Крымом) / С.Г. Сизов // Развитие политических институтов и процессов: зарубежный и отечественный опыт: материалы VI Всерос. научно-практ. конф. ; Омск: Изд-во Омского гос. ун-та, 2015. С.101-107. [7] Сизов, С. Г. Русофобия как разновидность политического и культурного экстремизма (Украина и Россия) / С. Г. Сизов // Вестник Омского университета. Серия «Право». - 2015. - №2(43). - С. 254–257. [8] Иоанн Кронштадтский. Живое слово мудрости духовной. М., Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2003. Электрон. ресурс. – Режим доступа:. http://predanie.ru/ioann-kronshtadtskiy-pravednyy... [9] Митрополит Иоанн (Снычев) Русская симфония. М., 2012. http://www.golden-ship.ru/load/za_veru_carja_i_ot... [10] Основы социальной концепции РПЦ. Электрон. ресурс. – Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/141422.html [11] Ильин И. На кого нам надеяться. Электрон. ресурс. – Режим доступа: http://elan-kazak.org/forum/viewtopic.php?t=1185
---------------------------------------------
22.01.2017, Омск