История любви. Рафаэль и Форнарина

Алина Алексеева-Маркезин
            Рафаэль Автопортрет 1504-1506 г. Мюнхен, Пинакотека.
Рафаэль.
            Рафаэль, «Портрет молодой женщины, или Форнарина», 1518—1519, Галерея Боргезе, Рим.

          Рафаэль (Raffaello Sanzio)) (1483-1520 гг.) – итальянский живописец и архитектор, в творчестве которого с наибольшей полнотой отразились идеалы Высокого Возрождения .

              Форнарина (итал. La Fornarina, «Булочница») — полулегендарная возлюбленная и натурщица Рафаэля, чьё настоящее имя было, как считается, Маргерита Лути, а прозвище было вызвано профессией её отца.
Впервые Рафаэль повстречал свою будущую музу в 1514 году, когда работал в Риме над заказом знатного банкира Агостино Чиги. Банкир предложил Рафаэлю разрисовать главную галерею своего дворца "Фарнезино". Вскоре стены галереи украсились знаменитыми фресками "Три грации" и "Галатея". Следующим должно было быть изображение "Амура и Психеи". Однако Рафаэль медлил. Он никакие мог найти подходящей модели для изображения Психеи.

                Однажды, прогуливаясь по аллеям роскошного парка Чиги, художник очутился на берегу Тибра, где увидел прелестную девушку, наружность которой заставила учащенно забиться его сердце. Незнакомке, прекрасной, как Мадонна, на вид было лет 17-18. Это была дочь пекаря Франческо Люти из Сиены, жившего в Риме на Виа дель Говьерно Веккьо в районе Трастевере
(где до сих пор показывают её дом с «окошком Форнарины» (Via Santa Dorotea 20).

      - Я нашел Психею! - воскликнул Рафаэль и предложил нарисовать ее портрет. Маргарита не рисковала позировать без разрешения отца и жениха. Последнее обстоятельство смутило художника. Но красавица призналась, что выходит замуж просто потому, что в 17 лет стыдно оставаться в девушках.
Рафаэль пригласил ее к себе в студию. В благодарность за посещение художник предложил Маргарите превосходное золотое ожерелье. Но девушка, покраснев до ушей, не приняла столь дорогого подарка. Тогда Рафаэль предложил ей купить его всего за десять поцелуев.

            Вскоре после первого свидания Рафаэль, околдованный чарами прекрасной Форнарины, отправился к отцу своей возлюбленной и выкупил ее за три тысячи золотых. Как выяснилось, отец не отличался строгостью нравов и был безумно рад удачной сделке.
 
            Рафаэль получил согласие отца рисовать сколько угодно портретов с его дочери. Так началась эта связь, которая продлилась шесть лет, до самой смерти мастера.
               Рафаэль снял для своей любовницы красивую виллу в одном из римских предместий (как утверждают, на Via di Porta Settimiana), одел развратницу с ног до головы и осыпал драгоценностями. У нее появились лошади и экипажи. Словом, дочь хлебопека стала жить как знатная дама.

             В течение года любовники не расставались ни на один час. Рафаэль никого не хотел видеть, пренебрегал работой и занятиями с учениками. Агостино Чиги начал раздражаться по поводу того, что работа над его галереей приостановлена. Чтобы возобновить ее, банкир предложил Рафаэлю перевезти свою очаровательную возлюбленную в "Фарнезино" и жить вместе с ней в одном из помещений дворца.Так Рафаэль и Форнарина поселились в доме Агостино Чиги.

        Как и многие художники его времени, как например, Микеланджело, Рафаэль писал стихи. Сохранились его рисунки, сопровождаемые сонетами. Ниже в переводе А. Махова приведён сонет, посвящённый одной из возлюбленных живописца.

Амур, умерь слепящее сиянье

Двух дивных глаз, ниспосланных тобой.

Они сулят то хлад, то летний зной,

Но нет в них малой капли состраданья.

Едва познал я их очарованье,

Как потерял свободу и покой.

Ни ветер с гор и ни морской прибой

Не справятся с огнём мне в наказанье.

Готов безропотно сносить твой гнёт

И жить рабом, закованным цепями,

А их лишиться — равносильно смерти.

Мои страдания любой поймёт,

Кто был не в силах управлять страстями

И жертвой стал любовной круговерти.

             В то время Рафаэль частенько бывал, занят, и Маргарита, это "невинное дитя с ангельским личиком", была вынуждена искать утешения на стороне. К великому мастеру со всей Италии съезжались молодые художники с просьбой принять их в число учеников. Она без зазрения совести кокетничала с каждым вновь прибывшим юношей и чуть ли не открыто предлагала им себя. Они с удовольствием принимали приглашение прекрасной ветреницы.

         Великий Рафаэль скончался в Великую Пятницу, 6 апреля 1520 года, в день своего рождения в возрасте 37 лет. Когда папский посланник прибыл к ложу умирающего Рафаэля, этот священник потребовал, чтобы рыдающую девушку удалили из помещения, так как передавать папское напутствие в её присутствии он считает несообразным.

        ВАЗАРИ.     "Когда Рафаэль почувствовал приближение смерти,он составил завещание и первым делом, как христианин, отпустил из дому свою возлюбленную, обеспечив ей приличное существование, а затем разделил свои вещи между двумя учениками: Джулио Романо, которого он всегда очень любил, и флорентийцем Джованни Франческо, по прозванию Фатторе, а также неким священником из Урбино, своим родственником.

           Далее он распорядился, чтобы на его средства в церкви Санта Мариа Ротонда (Пантеоне) был восстановлен древний каменный табернакль [табернакль (от лат. tabernaculum — шатёр), в католических храмах сооружение для хранения предметов религиозного поклонения, чаще всего богато украшенное (резьбой, скульптурными изображениями).  Иногда называют также характерную преимущественно для готического церковного зодчества башнеобразную открытую пристройку (или архитектурно оформленную нишу), предназначенную для размещения статуи, чтобы там был сооружен алтарь со статуей Богоматери, под которой он выбрал место для погребения и упокоения своего праха после смерти. А все свое имущество он завещал Джулио и Джованни Франческо, назначив своим душеприказчиком мессера Бальдассаре из Пеши, в то время папского датария. А засим после исповеди и покаяния он завершил свои жизненный путь в день своего рождения, в страстную пятницу тридцати семи лет от роду. Надо полагать, что душа его украсит собою небесную обитель, подобно тому как он своей доблестью украсил земную.
         Джорджо Вазари. Жизнеописание Рафаэля из Урбино, живописца и архитектора.
Рафаэль умер 6 апреля 1520 г. Могила Рафаэля в Пантеоне.

        Над гробницей находится статуя Madonna del Sasso (Мадонна на скале), названной так, потому что одной ногой Богоматерь опирается на камень. Рафаэлем завещал выполнить эту статую Lorenzo Lotti по прозвищу Лоренцетто, помощником которого был Рафаэлло да Монтелупо, в 1524.Лоренцетто автор статуи Мальчик и дельфин.         

           Второй вариант мифа о Рафаэле и Форнарине гласит, что она была его единственной истинной чистой любовью, их взаимное чувство не имело себе равных, и все вышесказанное — неправда.

            Искусствовед Павел Муратов отмечает, что после смерти Рафаэля она была насильно пострижена в монастырь, где умерла примерно в конце 1520-х, хотя она могла уйти в монастырь и сама, туда ее привели тоска и боль по утраченной любви.
       Настоящее имя Форнарины было установлено исследователем Антонио Валери, который обнаружил его в рукописи из флорентийской библиотеки и в списке монахинь монастыря Святой Урсулы близ Рима, где она обозначила себя, как вдову Рафаэля.
   В ЭТОЙ ИСТОРИИ ЕЩЁ ОДИН НЮАНС.

                Все ,что видел могилу Рафаэля в Пантеоне помнят,что рядом с находится мемориальная табличка в честь Марии Довици, племянницы могущественного кардинала Биббиены Bernard Bibbiena, который заставлял Рафаэля жениться на Марии. Бернардо Довицио, кардинал Биббиена, будучи его ближайшим другом, уже много лет как пытался его женить. Рафаэль же прямо не отказывал кардиналу в исполнении его желания, но всячески тянул, говоря, что он хочет еще подождать три или четыре года. По истечении этого срока и неожиданно для Рафаэля кардинал напомнил ему об обещанном. Тому, как человеку воспитанному, волей-неволей пришлось сдержать свое слово, и он согласился жениться на одной из племянниц кардинала.

                Однако в величайшей досаде тяготясь этими узами, он все норовил оттянуть этот брак, который спустя много месяцев все еще не был заключен. А делал он это не без уважительной причины. Дело в том, что он уже столько лет служил при папском дворе и Лев Х был должен ему такую крупную сумму денег, что ему было дано понять, что сейчас же по окончании начатой им залы и в награду за его труды и доблести папа дарует ему красную шляпу (кардинальскую), поскольку он уже решил посвятить в этот сан многих других, куда менее заслуженных, чем Рафаэль. В ожидании чего Рафаэль втихомолку продолжал заниматься своими любовными делами, превыше всякой меры предаваясь этим утехам.