Как я бросил курить

Александр Ведовский
Почему я курю? Почему не могу бросить эту вредную привычку? Такие вопросы стали посещать меня после тридцати все чаще и чаще. Сначала мимолётно. Но, постепенно желание бросить курить, становилось всё более сильным. А попытки всё более тщетными, несмотря на всё возраставшее желание бросить курить. Происходило это периодами, то затихая на годы, то вновь возвращалось. Несколько раз я приходил к заключению, что бросить курить, это не каждому дано, в силу физиологии особенностей организма. И я делал вывод, что один из таких индивидов. Нечего себя мучить в таком случае, нечего вредить самому себе, поскольку для организма это стресс, и такие разнообразия курю-некурю вредны для него.

Но, тем не менее, мысли продолжали периодически возвращаться к этой проблеме. Я стал анализировать свои ощущения при попытках отказа от курения, анализировать ощущения, когда закуриваю после долгого перерыва. Долгим не курением, для меня было не курить сутки и более. Обычно хватало максимум на 3-5 дней, и максимальный рекорд был, когда я закурил на десятый день.

И так, когда не куришь первый день, явно чувствуешь прилив сил. После обеда ощущаешь, что запаса духа и силы воли накоплено достаточно, чтобы преодолеть влечение, которое нечасто, но появляется. Усилием воли достаточно легко заставить себя переключиться на что то другое. К вечеру появляется приятное чувство гордости за себя. Нарастает уверенность, что у тебя всё получится.
Утро следующего дня обычно начинается с мысли, даже не мысли, а чего то, находящегося на более глубоком уровне - привычки, рефлекса неосознанного желания закурить, как это было на протяжении десятилетий. Но, сознание и память говорит, что ты бросил, и теперь надо терпеть. Не курить. Ведь ты же бросил! Собрав волю вместо сигареты делаешь то, что ты раньше делал после утреннего перекура или в процессе утреннего курения. Но, уже без сигареты.

И вот, первая утренняя атака нехватки никотина отбита. После завтрака позыву перекурить уходят на некоторое время. Чувствуешь себя вновь в приподнятом настроении, и какое-то время курить не хочется. В дальнейшем, в течение дня, эти никотиновые волны как цунами накатывают неоднократно. С каждым разом подмывая фундамент, на котором зиждется твоё желание бросить курить. Если обстановка располагает заместить чем то нахлынувшее желание, хорошо, но беда в том, что наступает момент, когда перевес сил оказывается на стороне никотиновой зависимости.

Например, обычно надо чем-то перекусить, на сытый желудок курить хочется меньше. А такой возможности нет. Или, что ещё хуже, когда закуривают товарищи, а особенно, если это происходит за распитием алкоголя. Никотиновое чудовище сразу меняет обличье и то требует, то иудовски убеждает, упрашивая, якобы радея за тебя.  Ну, всего одну сигаретку, по случаю, ну как исключение, как приз за твою силу воли. Ну, убедил, убедил! Я же вижу, что ты волевой, если захочешь, можешь. Ну не мучь себя! Одну сигаретку и будем считать, что её не было. А друзья тебя не осудят, отнесутся с пониманием.

Даже если однажды удавалось устоять в такой ситуации, то в  следующий раз, мысли о том, что ты сильный и воля у тебя железная берут верх, и ты выкуриваешь эту единственную сигаретку, которая как правило, только кажется единственной. Обычно заканчивалось тем, что решаешь. Ну ладно. Сегодня, коль уж выпил, покурю, и будем считать, что это исключительный случай, вообще то, я ведь бросил, и завтра снова курить не буду.

Бывало, что на следующий день зарок не курить удавалось выполнить. И борьба с никотиновым монстром продолжалась вновь, какое-то время. Например, рекорд был девять дней. На десятый день после обеда, выпив, закурил.
Но, часто бывало, что следующий день начинался с разбитой головы (в переносном смысле), и вести борьбу на два фронта с никотином и похмельем было не под силу. Тогда отказ от курения переносился еще на сутки, а за сутки воды много утекает… Вместе с нею и решимость и сила воли. Всё больше терзают мыслишки: жить без никотина твой организм уже не может, ну чего ты себя мучаешь. Посмотри вокруг ведь все курят! Ну, за некоторым исключением… а так все. Ну не издевайся над собой. У всех ведь огранизмы разные. В конце концов, курение не столь страшно и опасно. И общество к нему вполне терпимо относится, с пониманием. Не морочь себе голову, живи как раньше. Ну, если хочешь просто кури поменьше, растягивай, как раньше бывало пачку на два дня, а не на день как сейчас. Это же ведь после твоих героических подвигов для тебя раз плюнуть. Проще пареной репы, как говорят.

И ты сдаешься. С честью как говорят, но сдаешься. Позже внутри тебя, после решения вновь «раскодироваться», появляется некоторое  чувство досады, обиды, недовольство самим собой и даже злость на ситуацию, на окружающих, спровоцировавших твой срыв. Злость на твою слабохарактерность, слабоволие, обида на зря потраченные моральные и духовные усилия. Появляется разочарование в самом себе, чувство  опустошения, никчёмности. Через некоторое время, проанализировав причины срыва, делаешь некоторые конкретные умозаключения как избежать их в будущем. В результате начинает зреть новая попытка бросить курить.

Но, никотиновые бросания несли не только разочарования. Они позволили изучить своего врага, так сказать разведкой боем. Позволили извлечь некоторые конкретные уроки и конкретные рекомендации. Вот некоторые из них.

Во-первых, я вспомнил те ощущения, когда начинал курить. После долгого перерыва,  сутки и более, первая сигарета буквально валила с ног. Приходилось даже присаживаться, поскольку в голове всё плыло, ноги становились ватными непослушными и руки кстати тоже. Немели губы и уши. Как то физически ощущалось сужение сосудов рук и ног, кожи головы и даже сужение сосудов в самой голове. Длилось это не долго, не более пяти минут. Несколько раз это было так ярко, что говорю, приходилось присесть, чтобы не упасть. Потом эта волна откатывала, почти так же быстро, как и накрывала.

Описанное наблюдение позволило сделать как минимум два вывода. Во-первых, что действие никотина, или во всяком случае сигареты в целом, достаточно сильное, и курящий его просто не замечает в силу выработки защитной реакции. Но, ведь это воздействие есть! И неслабое воздействие.

Во-вторых, вспомнились те ощущения, пережитые в далёком детстве, когда начинал курить. Баловался, как тогда говорили. Вспомнил то, чем собственно говоря и привлекло курение. Этими непродолжительными моментами головокружения, онемения в руках и ногах, шума в голове. Размышляя и мысленно прокручивая как всё это было, я пришел к выводу, что по мере привыкания к никотину,  чувство «балдежа», от выкуренной сигареты ослабевало.  А вот желание получить всё уменьшающиеся приятные ощущения росло.  Постепенно осталось только чувство потребности. Потребности в никотине, в сигаретах. То есть курил уже не для получения удовольствия от выкуренной сигареты, а именно для того, чтобы убрать чувство дискомфорта, чувство нехватки чего-то необъяснимого, что получаешь вместе с сигаретным дымом. Как оказалось, я понял важное, если не главное.  А именно…

Начинаешь курить, потому что получаешь удовольствие.  А куришь для того, что бы убрать дискомфорт. То есть, получить то, что постоянно имеет некурящий человек. Получаешь за свои деньги то, что другие имеют абсолютно бесплатно. Причем эту привилегию, ты получаешь, опять же, за свои деньги!
Собственно, я только подошёл к пониманию этого, но окончательно понял, прочитав А.Кара. Это был первый неожиданный поворот во взаимоотношениях с сигаретной зависимостью, правильнее сказать нашими взаимоотношениями. Я то, думал, что плачу за удовольствие, а получается, я плачу деньги ради снятия дискомфорта. Мало того, оказывается, я плачу покупая сигареты, за дискомфорт, который появится максимум спустя час. Я осознал себя в роли приговорённого, который вынужден постоянно платить за отсрочку приговора, или в роли должника поставленного на счётчик. Заранее известно, что расплатиться не получится, ты обречён, и работаешь только ради того, чтобы отдать заработанное и получить возможность пожить ещё немного без мучений. До понимания этого я считал никотин другом, а он оказался пожизненным врагом, коварным и хитрым. То есть я осознал наши истинные взаимоотношения.

После понимания этого многое во мне перевернулось. Вновь появилось чувство обиды и досады. Пришло понимание, что тебя жестоко обманули. И могли бы обманывать и дальше с большой долей вероятности. Не будь интернета, я бы, не прочёл А. Кара. А самостоятельно докопаться до всех скрытых хитросплетений курящего человека с никотином вряд ли бы смог.
Обидно стало осознавать себя глупцом, который встает из-за обильного стола, выходит из теплой комнаты, и идет на крыльцо, несмотря на ненастную погоду перекурить.  Искренне веря что, идет получать удовольствие, которого лишены все оставшиеся за столом в теплой комнате. Оказывается, всё это они имеют, никуда не выходя и не тратя денег! Да еще и не нанося вреда здоровью. А я выходит дурак.

Дурак, потому что плачу деньги не за удовольствие, а за то, чтобы чувствовать себя нормально, но в то же время обрекая себя на очередной дискомфорт в ближайшем будущем. Абсолютно не логично, но так! Мало того. Дурак потому, что за свои же деньги, гроблю своё же здоровье. Дурак, потому что подаю плохой пример своим детям, потому что знаю всё это и продолжаю курить. Дурак, потому что осознанно плачу тем, кто меня травит, кто наживается на моём здоровье. Плачу тем, из за которых я, по статистике дожив до пенсии должен умереть, потому что курю.

Осознав наши взаимоотношения ситуация стала выглядеть в другом свете. Оказывается сигарета не друг, а опасный, коварный, подлый враг. Но, как-же так. А что же все? Курят и не знают этого? Зачем и почему скрывается такой обман. В общем, известный вопрос. Кто виноват и что делать?

Удивительная вещь, как так получается, что самые простые вопросы, оказываются самыми сложными. Почему победить это зло наше цивилизованное, высокоразвитое общество людей разумных не может. На другие планеты слетали, многие неизлечимые болезни победили, а вот с табаком, не получается. Удивительно! Хотя общепризнано вроде бы и однозначно доказано, что никотин яд. Никотин наркотик. Что пользы от курения табака нет. Что курить вредно. Даже смертельно вредно. И статистика такая есть в открытом доступе.

На самом деле проблема на виду и решается просто. Нужно выбить основу. А она триедина: Законность.  Доступность. Убеждённость.

Посмотрим что в наших силах. В силах самого обычного человека. Сможем ли мы её решить. Итак.

Законность обеспечивает доступность. Сегодня сигареты легализованы и находятся в свободном доступе. Легализованы они на государственном уровне и соответственно доступность нужно решать на государственном уровне. Для этого законодатели должны принять соответствующие законы. Законодатели принимают законы исходя из интересов государства, граждан, либо неких личных интересов. А обеспечить «некие личные интересы» законодателей крупным табачным компаниям не составляет труда. Как говорили древние, ишак гружёный золотом откроет любые ворота. Поэтому простому человеку остается лишь третий, последний шанс, зависящий только от него – убеждённость. Убеждённость в своей правоте и правильности действий. Вот изменить наши взгляды нашу точку зрения и убеждения никакие законы не в силах. Значит надо изменить наше отношение к табакокурению.

Нам было бы проще это сделать, если бы с нами не поработали в далёком прошлом. Когда мы были совсем маленькими. В то время когда формировалось наше сознание и подсознание. До некоторого момента оно существует нераздельно. И уроки жизненного опыта без критического осознания записываются в подсознание.
 
Потянулся ребёнок к огоньку свечи, обжёгся, отдернул ручку, и в подсознании записалось, что огонь опасен. Больше он так доверчиво к нему не потянется. Или если он видит с детства, как старшие сородичи некоего племени поедают личинок жуков. То и он, будет есть их. Причём с удовольствием. В нашем же случае ребенок, то есть мы, с детства видим, что взрослые - курят. Раз курят, значит так и надо. Значит это нормально. Так и должно быть.
 
По мере взросления пробиться в подсознание сложнее. Мы начинаем критически оценивать информацию из вне. И если она противоречит опыту и убеждениям, уже заложенным в подсознании, переломить ситуацию очень трудно. Попробуйте есть личинок, или даже лягушек. Есть предел,  который мы не можем перешагнуть. Разум противоречит подсознанию. В нашем случае нам как раз и надо переписать заложенное у нас в подсознании, что курение это норма. Без этого, сколько ни говори о вреде, курения толку не будет. Сколько не говори халва, слаще не станет.

Главное переписать подсознание! Поняв это, я стал себя всячески мотивировать. Прочитал и пересмотрел весь интернет по этой теме. Пытался даже засыпая вспомнить себя в далёком детстве некурящим, как мне тогда было хорошо и без табака. Сделать это было непросто, но я пытался.

Постепенно ситуация стала меняться, мировоззрение, правильнее говоря. Бросая курить, я стал ощущать себя не жертвой, которая мучается без никотина, а напротив, победителем своего подлого, коварного, хитрого причинившего мне огромный вред врага. Врага готового напасть на моих детей. Врага раньше времени отправившего в могилу моих любимых дедов, дядей, которые могли бы еще пожить. Некоторые были бы живы и сейчас. Я мстил никотину за вред, причиненный мне и моим родственникам. Я оказался сильнее, мудрее, умнее, и это с каждым днем придавало мне сил. А его власть надо мной слабела.

На самом первом этапе мне помог ТАБЕКС, который я пил первое время, в соответствии с инструкцией. Со второго раза, с табесом, я одержал верх над никотином. Но, даже сейчас не куря четвертый год, я опасаюсь этого грозного, главное коварного врага. Даже сейчас говорю, я бросил курить и ПОКА не курю. Уже три года. За это время я сэкономил три полных месячных зарплаты. Каждый год по зарплате, которую раньше отдавал своим врагам.