Офицерский орден

Алексей Шелемин
               
 
                Во время Великой Отечественной войны полководческим, а вернее, офицерским орденом Александра Невского было произведено чуть более сорока тысяч награждений. Вручался этот орден только боевым офицерам, начиная с командира взвода, и заканчивая командиром дивизии и только за боевые подвиги. Исключение составляли командиры союзнических соединений, боевые части и подразделения, а также несколько десятков сержантов и старшин, награждённых боевым орденом Александра Невского за командование подразделениями.
        Орден был учрежден в конце июля 1942 года в самый тяжёлый военный период. В дни, когда немецко-фашистские бронированные дивизии на юге страны прорывались к Воронежу и Сталинграду, стояли у стен Ленинграда и Москвы. Считается, что лето 1942 года было самым тяжёлым периодом для всей страны и всего советского народа. Одно из главных требований, описанных в статуте ордена, это не только смелость, решимость и мужество, но и выполнение боевой задачи, настойчивая и чёткая организация, взаимодействие родов войск и уничтожение превосходящих сил противника.
        Боевым орденом с ликом почитаемого народом князя удостаивались только самые отчаянные и дерзкие командиры, ценившие будущую Победу выше собственной жизни. Это были боевые офицеры, возглавлявшие взводы, роты и батальоны. Многие из них погибли на фронтах Великой войны, многие награждены им посмертно. Главное качество награжденного этим орденом было присуще самому князю Александру Невскому: упреждать атаки, самому наносить удары и малыми силами бить врага с большими для него потерями.
        В год учреждения ордена награждений было немного. И даже в 1943 году орденом Невского награждали не часто. Всех кавалеров редкой награды перечислить невозможно, но о тех, кто был награждён им в числе первых, не рассказать нельзя. Список ордена открыли за подвиги в боях в излучине Дона и под Сталинградом в августе 1942 года отважные командиры Красной Армии. Вот их имена:

        Командир стрелкового батальона 124-й Отдельной стрелковой бригады Сталинградского фронта, капитан Цыбулин Степан Петрович, 1913 года рождения. Родом из посёлка Майский Кабардино-Балкарии. В РККА с 1933 года, кадровый военный. Воевал с июня 1941 года в должности командира батальона в стрелковых подразделениях. Был дважды ранен и контужен. В августовских боях 1942 года батальону Цыбулина была поставлена задача – имитировать разведку боем и взять населённый пункт, который обороняли превосходящие силы противника. В ночь перед наступлением капитан Цыбулин изучил позиции немцев. Он кропотливо продумывал и внимательно проанализировал собранные разведкой сведения. К утру у него созрел план по наступлению батальона на позиции немцев не в «лоб», где был открытый участок перед перекрёстным огнём пулемётов и стрелков, а там, где враг не ожидал наступления советских частей. Но для этого нужно было скрытно, по ложбинке выдвинуться к позициям немцев и внезапно ударить с фланга.
        В результате внезапной атаки оборона немцев была прорвана. Было уничтожено более четырёхсот захватчиков и взяты большие трофеи. На следующий день воины батальона под личным руководствам командира батальона успешно отразили многочисленные контратаки противника, поддержанные танками и самоходками. Хладнокровие комбата, его воля к победе передавались бойцам и младшим командирам. Снова и снова немцы переходили в контратаки, но все они были безуспешными.
        За бои в излучине Дона, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1942 года капитан Цыбулин был награждён орденом Александра Невского. В начале октября 1942 года в районе Сталинградского тракторного завода Степан Петрович был ранен в третий раз. После госпиталя его направили в Кремль, где Михаил Иванович Калинин вручил ему заслуженную награду. Это был орден с порядковым номером 2.
       
        Командир батальона морской пехоты 154-й морской бригады Сталинградского фронта, старший лейтенант Рубан Иван Назарович, 1918 года рождения. В рядах РККА с октября 1939 года. Призван городским военкоматом из города Таганрога. Окончил полковую школу и к началу войны служил в Западном военном округе в должности командира стрелкового взвода. В боях с немецко-фашистскими захватчиками был тяжело ранен и контужен. 154-я морская бригада в июле 1942 года была срочно переброшена на западный берег Дона и с ходу брошена навстречу прорвавшимся танковым и механизированным частям противника. В ожесточённых боях межу Доном и Волгой в батальоне старшего лейтенанта Рубана осталось не более половины личного состава. В период с 26 по 30 июля 1942 года батальон прикрывал отход бригады. Поредевшие роты с трудом отражали атаки превосходящих сил противника, но приказ был не допустить прорыв врага.
        Надо было как-то обмануть немцев, выгадать время и дать возможность стрелковой бригаде и тылам отойти на заранее подготовительные огневые рубежи обороны. Мучительно обдумывая варианты выхода, Иван Назарович провёл несколько бессонных часов около штабной карты. Под утро он принял решение использовать рельеф местности, который тянулся к реке на несколько километров. Остаткам одной роты он приказал медленно отступать по лощине в тыл. А над низким участком местности он расставил остальных бойцов со станковыми и ручными пулемётами.
        Немцы, обрадованные отступлением, втянулись в лощину вслед отступавшего небольшого отряда бойцов. Когда их боевые подразделения вытянулись в колонну и вышли на позиции засады, старший лейтенант Рубан приказал открыть огонь. Морские пехотинцы открыли прицельный ружейно-пулемётный огонь по колонне врага. В результате шквального огня почти весь отряд немцев был уничтожен, уйти удалось немногим. Иван Назарович был ранен в бою и позже был эвакуирован в тыловой госпиталь. О своём награждении узнал много позже. Несмотря на то, что к награде он был представлен в числе первых, орден Александра Невского ему был вручен с порядковым номером 2118.
         
        Командир артиллерийской батареи 77-го артиллерийского полка Сталинградского фронта, лейтенант Михаил Васильевич Дякин свой подвиг совершил летом 1942 года. Он родился в 1914 году в Орловской области. Летом 1938 года был призван в Красную Армию. Воевал на Западном фронте под Смоленском и на Сталинградском фронте с 20 июля 1942 года. После выгрузки материальной части немедленно приступил к выбору боевой позиции и её маскировки от немецких наблюдателей и вражеской авиации.
        31 июля 1942 года его артиллерийская батарея открыла счёт уничтоженного врага. От ударов его пушек на шоссе у хутора Жутово сгорела первая вражеская колонна автотранспорта. Были уничтожены вражеский склад с нефтепродуктами и миномётная батарея врага. Умело маскируясь на нейтральных высотах, отважный офицер точно корректировал огонь своей батареи. Ежедневно, в период с 31 июля по 11 августа 1942 года, артиллеристы отбивали ожесточённые атаки врага. Дякин лично контролировал участки дорог и шоссе, по которым гитлеровцы подвозили пополнение и боеприпасы. В результате его корректировки за двенадцать дней боёв было уничтожено несколько автоколонн с живой силой и боеприпасами.
        В ходе личного поиска и разведывательных вылазок в тыл врага были выявлены и уничтожены две скрытые миномётные батареи и тщательно замаскированный склад боеприпасов. Позиции советских пушек были отлично замаскированы, и потерь от артиллерии и авиации врага они не имели. Наградной лист на отважного артиллериста орденом Александра Невского был утвержден 2 декабря 1942 года командующим 64-й армии генералом Шумиловым. Но сам орден герой получил только в марте 1943 года. Номер ордена – 1404.
        В кровопролитной и жестокой битве при форсировании Днепра осенью 1943 года капитан Дякин со своими бойцами на плоту одними из первых преодолели широкую гладь реки и обеспечили захват и удержание плацдарма. Тринадцать ожесточённых атак отбили отважные артиллеристы и ни на шаг не отступили. 26 октября 1943 года Михаил Васильевич Дякин был удостоен звания Героя Советского Союза, но бесстрашный артиллерист не дожил до дня Победы. Он погиб в уличных боях в Вене 29 апреля 1945 года.
       
        Командир стрелкового батальона 299-го стрелкового полка Сталинградского фронта, лейтенант Пархоменко Александр Иванович был представлен к ордену Александра Невского 24 августа 1942 года. В Красную Армию был призван в 1938 году. После окончания командирских курсов попал в стрелковую часть на передовую. За короткий срок прошёл боевой путь от взводного до командира батальона. В августовских боях 1942 года под Сталинградом его батальон должен был контратаковать немецкие позиции, которые прикрывали пулемёты и миномётные батареи. Условия для наступления на позиции немцев, находящихся на возвышенном участке местности, не давали никаких шансов на успех. Накануне наступления Александр Пархоменко изучил позиции немцев, учёл разведданные и решил вопрос с артиллерийской поддержкой своего батальона. Благодаря разведке боем и имитирующей атаке, были выявлены скрытые ДОТы и ДЗОТы.
        После непродолжительной артиллерийской обработки по выявленным огневым точкам врага, Пархоменко повёл стрелков своего батальона сразу за огневым валом, прикрываясь огневой завесой. В результате неожиданного и стремительного боя немецкие позиции были взяты с малыми потерями. Бойцами батальона было взято в плен полтора десятка солдат, в числе которых был офицер и капрал, а также много трофеев. Не теряя времени, комбат вызвал огонь артиллерии по балке, где противник накапливал силы для контратаки, и атаковал отсечные позиции. Немцы в панике бежали, оставив на поле боя миномётную батарею, раненых, убитых и военное имущество. Заняв немецкие позиции и хутор Дорофеевский, батальон Пархоменко с успехом отбил вражескую атаку на левом фланге. Сам командир батальона умело расставил резервы на наиболее угрожающих участках обороны и корректировал прицельный огонь артиллерийских батарей, нанеся противнику тяжёлые потери. В результате боя враг потерял до семисот солдат и офицеров.
        15 октября 1942 года командующий 64-й армии генерал Шумилов наградил боевого комбата орденом Александра Невского. Ему был вручен орденский знак с номером 3500. Отважный герой погиб в бою 24 июля 1944 года. Обстоятельства его гибели не известны.
      
        Командир дивизиона 214-го артиллерийского полка 38-й стрелковой дивизии, старший лейтенант Мусорин Михаил Андреевич, 1912 года рождения. Кадровый военный, закончил военное артиллерийское училище. Воевал на Юго-Западном фронте с весны 1942 года. В начале августа 1942 года батарея Мусорина поддерживала стрелковые подразделения на танкоопасном направлении. В батарее было много необстрелянных молодых бойцов и командиров, которые ранее не воевали. Желание бить немца было у каждого, а опыта не было. Поэтому командир лично подбирал позиции для каждого орудия и расставлял их с учётом возможного прорыва танков. Кроме того, он принимал необходимые меры для индивидуальной маскировки и выбора запасных позиций. Каждому командиру орудия заботливый командир объяснял боевую задачу и подбадривал всех, заражая своим оптимизмом и храбростью. В период с 5 по 7 августа 1942 года дивизион 214-го артиллерийского полка вёл ожесточённые бои с прорвавшимися танками и пехотой противника.
        6 августа 1942 года 18 тяжёлых, около 30 средних немецких танков и до полка пехоты прорывались в стык советских частей. На некоторых участках обороны немецкие танки прорвались. Огнём и гусеницами они утюжили окопы, разламывая оборону и уничтожая пехоту. Но пройти не смогли благодаря артиллерийскому противодействию замаскированных 76-мм орудий Михаила Мусорина. Он лично уничтожал вражеские танки и стрелял только наверняка. Этому учил и своих подчинённых. Подолгу выжидал и искал удобный момент, когда вражеская стальная махина приближалась на расстояние выстрела. Стреляли в борта или под срез башни танков, чтобы подбить и сжечь его одним-двумя выстрелами, не дав возможности вести ответный огонь. В течение дня было отбито одиннадцать атак врага. Орудиями батареи сожжены и выведены из строя четыре тяжёлых и восемь средних панциря. В дальнейших боях, совместно с противотанковыми ротами ПТР было подбито ещё 19 средних танков, уничтожено 15 автомашин врага и большое количество пехоты. К исходу боев на батарее Михаила Мусорина в людях и в технике потерь не было.
        За героизм и мужество капитан Михаил Мусорин в августе 1942 года был представлен к ордену Александра Невского, но получить его не успел. Он погиб 10 января 1943 года в боях при уничтожении группировки армии Паулюса под селом Варваровкой на подступах к Сталинграду. Похоронен около церкви в братской могиле села Старая Отрада.
       
        За весь период войны среди награжденных орденом было девять женщин-офицеров бомбардировочной авиации и около семидесяти иностранных офицеров. Из 42165 награждений орденом Александра Невского в годы войны было 1473 награждения воинских частей и соединений. Пять советских офицеров были награждены этим орденом трижды: это командир 536-го истребительного противотанкового артиллерийского полка, подполковник Борисенко Иван Григорьевич; командир 818-го артиллерийского полка, подполковник Невский Николай Леонтьевич; командир 146-го гвардейского стрелкового полка, гвардии майор Куприненко Павел Андреевич; командир стрелкового батальона 695-го стрелкового полка, капитан Кабанов Кузьма Кузьмич и командир 477-го Миномётного полка, гвардии подполковник Балашов Николай Гордеевич.
        Более четырёх сотен советских офицеров были награждены орденом Александра Невского дважды. Из числа дважды удостоенных орденом Александра Невского - девятнадцать Героев Советского Союза. Некоторые из них являлись командирами полков, бригад и начальниками штабов. Примерно третья часть из общего списка - командиры стрелковых рот, батальонов и разведка. Остальные - артиллеристы, зенитчики, миномётчики, танкисты и лётчики.