Следуя за сталкером

Валерий Хорошун Ник
Пожалуй,  сначала  буду  пользоваться  местоимениями.  Не  столько  ради  сохранения  интриги,  сколько  для  того,  чтобы  избежать  излишней  патетики…  Которая,  как  мне  кажется,  весьма  опасна  тем  (особенно,  если  заложена  в  первых  строках  текста),  что  может  сразу  же  насторожить  разборчивого  читателя  и  вызвать  недоверие  как  к  сочинению,  так  и  к  самому  сочинителю.  Нет,  я  вовсе  не  гонюсь  за  громкой  популярностью  и  не  ожидаю  чудесного  превращения  собственного  тщеславия  в  литературные  премии  и  миллионные  тиражи.  Мне  не  нужна  писательская  слава.  Обойдусь  как-нибудь  без  неё.  Однако  я  кроме  всего  прочего  являюсь  читателем.  Своих  творений  в  том  числе…  В  отношении  к  которым  пытаюсь  быть  особенно  строгим…  Настолько  строгим,  что  до  сих  пор  так  и  не  смог  определиться,  чего  во  мне  больше:  диссидентской  критичности,  старшинской  придирчивости  или  старческой  занудности…  Как  и  не  смог  избавиться  от  постоянного  страха  разувериться  в  себе.

Итак,  Она  и  Оно.

Эти  два  разнополых  близнеца  довольно  похожи.  Порой  различить  их  бывает  невозможно.  Поэтому  для  простоты,  а  также  для  окончательного  освобождения  от  досадных  промахов  и  назойливого  конфуза  неузнавания  в  народе  решили  считать  их  синонимами.

В  определённом  смысле  так  и  есть.  Это  случается,  когда  они  совпадают.  Точнее,  Она  всегда  является  Им,  а  вот  Оно  далеко  не  всегда  является  Ей.

Эти,  на  первый  взгляд,  весьма  туманные  выводы  сигналят  о  том,  что  мы  уже  стоим  у  входа  в  Зону.  Дальше  идти  опасно.  Можно  попасть  в  ловушку  или  навсегда  заблудиться.  Требуется  сталкер.

Где  его  найти?  В  первоисточнике,  или  в  его  киноверсии?

Разумеется,  в  фильме.  Там  гораздо  больше  аргументов.  Целая  вереница…  Авторитетная  и  неопровержимая…  Даже  без  учёта  заманчивого  полумрака  кинозала,  кожаного  кресла-трансформера  и  внушительного  ведёрка  с  попкорном...  Для  правильного  выбора  вполне  хватило  бы  известного  ленинского  афоризма,  сурового  обаяния  Кайдановского  и  громкого  имени  прославленного  режиссёра…  Который,  по  собственному  признанию,  «легально  коснулся  трансцендентного»…
   
Пока  не  станем  следовать  его  примеру…  Может,  как-нибудь  потом  прикоснёмся  и,  возможно,  даже  пощупаем…  А  сейчас  нам  бы  с  этими  местоимениями  разобраться.  По  нехитрому  замыслу  автора  они  непременно  должны  раскрыться,  сопровождая  нас  в  непростом  поиске  вожделенной  Комнаты.

Откладываем  книгу  и  смотрим  на  экран.

Она.

Чёрно-белое  начало  не  только  указывает  на  Её  отсутствие  здесь  и  сейчас,  но  и  намекает  на  Её  обязательное  появление  чуть  позже…  Когда  туман  рассеется  и  зритель  облегчённо  вздохнёт,  убедившись,  что  ещё  не  разучился  различать  цвета.  Да,  Она  цветная,  и  это  первое  Её  качество.  Кроме  того,  унылые  декорации  призваны…  Нет,  не  нагонять  тоску…  Они  должны  помочь  нам  понять,  что  именно  тут,  среди  них,  в  окружении  этих  мокрых,  облупившихся,  серых  стен,  в  этой  хлюпающей,  депрессивной,  зловещей  атмосфере…  и  находится  идеальное  место  Её  рождения…  Понять,  почему,  едва  вылупившись,  Она  оставляет  эти  безнадёжные  места…  Отрывается  от  земли,  взлетает,  окрашивается  в  яркие  цвета,  обретает  лёгкость  и  расплывчатые,  больше  похожие  на  космические,  чем  на  земные  формы…  В  какой-то  момент  останавливается  и  ждёт  нас…  Чаще  всего  в  конце  жизни…  Многоликая  и  настолько  разнообразная,  что  порой  наше  воображение  лишь  растерянно  озирается,  не  в  состоянии  ухватить  ускользающие  черты  и  написать  Её  узнаваемый  портрет.  Мы  нервничаем,  торопимся,  всячески  пытаемся  приблизить  встречу  с  Ней…  Поэтому  так  решительно  покидаем  насиженные  места  и,  рискуя  здоровьем  и  даже  жизнью,  отправляемся  вместе  с  Профессором  и  Писателем  на  поиски  заветной  Комнаты.
   
Оно.

При  первых  же  чёрно-белых  кадрах  зрителю  не  терпится  поскорее  оказаться  в  привычном  цветном  мире…  Что  свидетельствует  о  Его  присутствии...  Оно  уже  здесь…  Рядом…  В  нас.  Оно  чаще  всего  приземлённо…  Постоянно  копошится  вокруг,  тревожит,  по-буддийски  причиняет  страдания  и,  как  правило,  не  собирается  никуда  лететь.  Поэтому  рано  или  поздно  растерянное  воображение  натыкается  на  Него,  ошибочно  принимает  за  Неё  и  быстренько  рисует  Его  попсовый  портрет.  Так  обычно  и  происходит  незаметная  подмена  в  нашем  восприятии  этих  разнополых  близнецов.  Нам  кажется,  что  Оно  –  это  Она,  и  мы  на  какое-то  время  успокаиваемся.  И  объявляем  об  этом  друзьям:

-  Я  счастлива!  Наконец-то  осуществилась  мечта  всей  моей  жизни!  Я  пересела  из  «Лады»  в  «Мерседес»!

Этот  вполне  типичный  возглас  достиг  моих  ушей  в  кафе.  Прилетел  с  соседнего  столика,  проник  в  сознание  и  реанимировал  давние,  почти  забытые  мысли  о  Ней  и  о  Нём.  О  двух  разнополых  близнецах,  известных  под  именами  Мечта  и  Желание.  О  нестареющем  советском  фильме,  его  героях  и  Комнате…

Едва  разогнавшись  после  нескольких  глотков  эстонского  ликёра,  мои  слегка  захмелевшие  мысли  вынуждены  были  притормозить  и  сделать  остановку  в  этом  киношном  загадочном  помещении,  которое  в  реальной  жизни,  в  собственной  ежедневной  суете  осталось  мною  незамеченным…  и  которое  впопыхах  проскочил.

В  том,  что  Комната  существует  не  только  на  экране,  но  и  где-то  рядом  со  мной,  я  не  сомневаюсь,  поскольку  много  лет  назад  глубоко  уверовал  в  версию  режиссёра…  Более  того,  я  убеждён,  что  однажды  побывал  в  ней…  Что,  ни  о  чём  не  подозревая,  находился  в  её  стенах  и  каким-то  непостижимым  образом  доверил  ей  свою  Мечту…  Может,  беззвучно  поведал  во  сне…  Может,  прошептал  в  бреду.  Не  знаю.  Зато  знаю  точно,  что  Мечта  моя  осуществилась…  Что  все  те  смутные,  расплывчатые  образы,  которые  давным-давно  грезились  мне,  вдруг  пару  лет  назад  ожили,  наполнились  конкретным  радужным  содержанием  и  сделали  меня  счастливым.

А  ещё  я  допускаю,  что  вся  наша  жизнь  и  есть  эта  Комната.

Где  единолично  хозяйничает  наша  судьба,  мастерски  жонглируя  своим  главным  желанием,  которое  мы  простодушно  присваиваем  себе  и  нежно  называем  своей  Мечтой….