Пророчества иерея Николая Трубин миф и реальность

Тамара Кочнева 2
Пророчества иерея Николая (Трубин): миф и реальность.
[статья из серии по истории пророчеств].

    После выборов в Государственную Думу и победы «Единой России», в Российской Федерации распространилась волна какого-то «порочного» оптимизма. Несмотря на то, что в стране продолжает расти напряжение из-за непрерывного роста цен на товары первой необходимости, медикаменты, услуги ЖКХ и беспредела чиновников всех уровней, газеты и форумы в интернете близкие к «радикалам», а также министры, чьи имена были связаны с «Семьёй» и с Королём Устрашения, стали демонстрировать «веру» в политику, в которую они вовлекли страну. Даже дефицитный бюджет последних трёх лет не помешал премьер-министру говорить перед депутатами Государственной Думы о своих надеждах «на долгосрочное планирование до 2030-го года», которое «естественно» должно привести Российскую Федерацию к «Золотому веку».
    При этом в прошлом году в Российской Федерации необычайно вырос «нездоровый» интерес ко всему «чудесному», начался «новый» массовый поиск всякого рода «Знамений», проснулась «слепая» доверчивость ко всякого рода «Видениям» и «Снам», источники которых весьма далеки от Православной церкви, но при этом весьма близки к «эстетствующим неумеренным ревнителям благочестия». 
    К сожалению, в настоящее время на форумах, именуемых себя «православными», утрачен мягко сказать «дух рассуждения и трезвости анализа», часто в погоне за некоей духовной сенсацией встречаешь описания таких «чудес», таких «пророчеств», что впору называть их: или «вымыслом», или «лже-чудесами», или «глумлением», или «блудом», а на «блуде» и на небылицах – реальную веру в душе не построишь и Будущее не узнаешь.
    Так на «Беседах» 27-12-2016 появился текст книги «Жизнеописание блаженного иерея Николая» (Трубин, 1950-1997).
    В книге говорится:
    «Батюшка предсказывал, что наступит такое время, когда машины будут стоять засиженные птицами из-за проблем с бензином (из-за его дороговизны, или полного отсутствия).
    Люди будут стараться избавиться и даже бросать квартиры в многоэтажных домах. Причиной тому станут отсутствие тепла, света и воды, поэтому дома придут в негодность для жизни.
    Батюшка говорил, что с 90-х годов мы уже живем в «добавленное время» […]».
    [Прямо как блаженная Макария: «Богом данная: Жизнеописание блаженной старицы схимонахини Макарии», СПб., стр. 67, 2000].

    «Однажды он сказал:
    «Я не хочу уже быть здесь, я хочу домой на Небо. Если меня Бог сподобит, то я вам смогу больше оттуда помогать» […]».
    [цитата из «Сказание о житии блаженной старицы Матроны», Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь, стр. 108, 1993].

    «Затем добавил, что когда у других ничего не будет, то мои чада не  будут в такой нужде. У них всегда будет хлеб. И вымолю всех чад, чтобы все попали на Небо […]».
    [цитата из «О жизни и чудесах блаженной Матроны», М., Даниловский благовестник, стр. 4-5].

    «Еще предсказывал, что кто останется в Елисаветграде, тот спасется. Наш город будет как второй Иерусалим в духовном смысле. Откроются пять монастырей; два в городе и три в области. Город будет закрытый, и ни война, ни антихрист его не тронут. Когда нигде не будет воды, у нас будут источники […]»
    [цитата из А. Ильинская «Тайна старца Феодосия. Сказание о житии и чудесах «иерусалимского батюшки» – преподобного Феодосия Кавказского», Паломник, М., стр. 53 (правда там, речь идёт о другом городе, за то всё остальное по тексту)].

    «Батюшка говорил, что после его смерти через некоторое время начнется хаос. Это предсказание уже начинает сбываться. Глядя на участившиеся катастрофы, землетрясения, цунами, наводнения, рост международного напряжения, когда между отдельными государствами война может произойти в любую минуту, постоянная смена власти, напряжение внутри нашего общества и отношений с соседними государствами, появление эпидемий и всевозможных вирусов, наступление на Православие, начинаешь осознавать, что предсказание сбывается […]».
    [цитата из статьи «Взгляд в Будущее» Игоря Кулебякина, «Оракул», М., стр. 14, 2001 (правда там, речь шла о «пророчествах» другого блаженного, за то всё остальное по тексту)].

    «Отец Николай пророчествовал, что на короткое время: «Хоть даже на один день!» – на Украине к власти придут раскольники и будут захватывать храмы.
    Но батюшка акцентировал, что это будет на короткое время.
    Батюшка говорил, что неверие у людей будет усиливаться, и появится много различных сект.
    И в качестве примера привел такой факт, что секта сатанистов пыталась зарегистрироваться в Киеве как религиозная организация.
Им тогда отказали, но придет момент, и их все же зарегистрируют.
Он говорил, что сатана дает своим адептам такую силу, что они на расстоянии 10 метров взглядом могут даже вилку сломать, и что мы сами это увидим […]»
    [книга «Жизнеописание блаженного иерея Николая» (Трубин, 1950-1997, Христа ради юродивый) появилась в конце 2014-го года, так что все указанные «пророчества» уже имели место произойти].

    «Однажды несколько прихожан пришли к батюшке. Один из них р. Б. Владимир рассказал, что на работе собрали паспорта и всем присвоили какие-то идентификационные коды.
     О. Николай с досадой сказал:
    «Ненужно их принимать! Ну, что же вы не посоветовались? Не нужно было этого делать».
    Видно было, что батюшка расстроился. Помолчав несколько секунд он продолжал, будут давать новые паспорта – их брать уже нельзя будет» […]».
    [Цитата из книги «Схиархимандрит Христофор», М., стр. 64, 2005].
*    *    *
    И так далее, и тому подобное!!!
    Причём, кроме явно двойных цитат, в описании «пророческой» жизни блаженного иерея Николая встречаешь удивительную уверенность в собственной святости, прямо как у Феодосия Иерусалимского:
   «Слава Тебе, Господи, эти отроки спасутся, я и в будущей жизни буду молиться о них […]» (А. Ильинская «Тайна старца Феодосия. Сказание о житии и чудесах «иерусалимского батюшки» – преподобного Феодосия Кавказского», Паломник, М., стр. 56, 1992).

    А теперь сравните ещё три отрывка:
     «У отца Николая спросили:
    «Как же нам жить? С кем мы теперь останемся, с кем советоваться будем?»
    Он помедлив ответил:
    «После моей смерти таких как я не будет, а вы приходите на могилку, я там всегда буду и молиться буду за вас […]»

    В книге о блаженной Матроне:
    «У нее спросили:
    «Матронушка, как же нам жить? С кем мы теперь останемся, с кем советоваться будем?»
    Она ответила:
    «После моей смерти таких как я не будет, а вы приходите на могилку, я там всегда буду и молиться буду за вас. Я буду вас видеть и слышать, что душе вашей скажу, то и делайте» […]» (З.В. Жданова «Сказание о житии блаженной старицы Матроны», Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь, стр. 26, 1993).

    В книге о блаженной Пелагии Рязанской:
    «Блаженная Поля нам говорила:
    «Вот вы, когда на кладбище ко мне придете, меня не слышите, а я-то вас слышу! Встаньте на коленочки и говорите – когда чего надобно вам, я услышу, помогу. Буду иметь власть защищать вас на Страшном суде! […]» (К.В.П. «Воспоминания о Пелагии Рязанской», «Жизнь Вечная», № 33, М., 1996).   

    В таких случаях скептики говорят:
    «Попытайтесь найти три отличия в тексте!!!».
*    *    *
    Надеюсь, что читатели, хорошо знакомые с Отечественной историей пророчеств, понимают, что одной из характернейших черт после коммунистического «язычества» является своего рода «стихийный материализм». Всё окружающее нас «Бытие» у эстетствующих «истинно православных» в кавычках и у неумеренных «ревнителей благочестия» объявляется материальным, да и мир «духовный» оказывается всего лишь миром «тонкой материи».
    Очень надеюсь, что любой образованный читатель «литературы» от «истинно православных» это прекрасно понимает, знакомясь с «очередными» утверждениями или «откровениями», что оконное стекло или салфеточка, накрывающая тарелку с едой, если их трижды перекрестить, могут стать неодолимым препятствием для бесов!!!
    А уж тряпочкой от одежды от какой-либо «не давно умершей» блаженной, можно не только всех бесов победить, но и самого Антихриста, укротив, направить на «истинный» путь исправления.
    Как видим сегодня, на наших глазах, после коммунистического «язычества» рождаются совершенно новые богословские ритуалы, и книга «Жизнеописание блаженного иерея Николая» (Трубин, 1950-1997, Христа ради юродивый) тому наглядное свидетельство.
    Хотя, чего греха таить, уже в начале XIX-го века Московскому митрополиту Платону (Левшину, 1737-1812) приходилось сетовать на то, что «любителям» пророчеств очень непросто полемизировать именно с неумеренными «ревнителями благочестия», которые всюду видят «чудеса», убеждены в «богодухновенности» каждой строчки апокрифа, подписанной авторитетным именем «святого».
    По горькому признанию митрополита уже в его время «неумеренные ревнители благочестия» склонны были любую церковную книжку или даже «сплетню» воспринимать как «глас с Небес»:
    «Церкви Христовой пастырю и самому просвещенному невозможно иметь с раскольниками прение и их в заблуждении убедить. Ибо в прениях с обеих сторон должно быть едино начало или основание, на котором бы утверждались все доказательства. Но если у одной стороны начало будет иное, а у другой – другое, то согласиться никогда будет невозможно.
    Богопросвещенный христианский богослов для утверждения всех истин веры Христовой не иное признает начало, как едино слово Божие или писания Ветхого и Нового Завета; а раскольник, кроме сего начала, которое и мало уважает, ибо мало понимает, признает еще за равносильные слову Божию начала и всякие правила Соборов, и всякие писания церковных учителей, и всякие повести в книгах церковных обретаемые, да их и более уважает, нежели слово Божие, ибо они для него понятнее. Но как и правила Соборов или относились к тем временам, или писаны по пристрастию и непросвещенному невежеству; и в писаниях церковных учителей много погрешительного и с собою несогласного; а в повестях и зело много басней, небылиц и безместностей, то следовало бы правила, и отцов, и повести не иначе принять, как когда они согласны с словом Божиим и служат тому объяснениями.
    Но раскольник сего не приемлет и почитает хулою, когда бы ему открыть, что Соборы или отцы в иных мнениях погрешили, а повести многие невероятны.
   «Как? – воскликнет он. – Отцы святые погрешили? Да мы их святыми почитаем, они чудеса творили, их писания суть богодухновенны».
    Что на сие богослов?
    Легко может возразить, но не посмеет, дабы не только раскольников, но и своих малосмысленных не соблазнить и не сделать зла горшего: «Вот, провозгласят, отцов святых не почитает, Соборы отвергает, повестям церковным смеется!».
    Итак, богослов богопросвещенный молчи, а раскольник ври и других глупых к себе склоняй […]» (Н.П. Гиляров-Платонов «Первая публикация резолюции митрополита Платона: Собрание сочинений», издание К.П. Победоносцева, М., т. 2, стр. 282-283, 1900) и (М.М. Тареев «Христианская философия», «Новое богословие», М., ч. 1., стр. 75-76, 1917).
*    *    *
    Действительно, у современных «неумеренных ревнителей благочестия» под ногами твёрдая основа, которая стоит на «традиции апокрифически-фольклорных деталях» последних двух веков.
    В качестве примера можно привести, когда собеседник преподобного Серафима Саровского (1759-1833) дворянин Николай Александрович Мотовилов (1808-1879) распространял весьма «фантастические» детали о «пророчествах» преподобного (на это постоянно указывают не только историки Отечественных пророчеств, но и многие священники).
    В 1854-ом Мотовилов сообщил императору Николаю I, что старец Серафим:
    «Воскреснет прежде общего всех воскресения из мертвых в царствование Вашего Императорского Величества и единственно лишь только для Вас, Великий Государь […]» (Н.А. Мотовилов «Письма и докладные записки», «Серафимово послушание. Жизнь и труды Н.А. Мотовилова», Сост. А. Н. Стрижев, М., стр. 99, 1996).
    В 1867-ом Мотовилов (ссылаясь на преподобного) рисует для императора Александра II картины грядущей истории:
    «Россия сольется в одно море великое с прочими землями и народами славянскими, она составит грозное и непобедимое царство всероссийское, всеславянское Гога Магога, пред которым в трепет все народы будут. Соединенными силами России и других Константинополь и Иерусалим будут полонены. При разделе Турции она почти вся останется за Россией […]
    Франции за ее любовь к Богородице Св. Мадонне дастся до семнадцати миллионов французов со столицей городом Реймсом, а Париж будет совершенно уничтожен […]
    Антихрист родится между Москвой и Петербургом, в том великом городе, который будет назван «Москво-Петроградом». До явления Антихриста должен состояться Восьмой Вселенский Собор всех Церквей для объединения и воссоединения всех святых Христовых Церквей против назревающего антихристианского направления под Единую Главу Христа-Жизнодавца […]
    Евреи и славяне суть два народа судеб Божиих, сосуды и свидетели Его, ковчеги нерушимые; прочие же все народы как бы слюна, которую извергает Господь из уст Своих […]» (Приложение к «Великой Дивеевской тайне», Из семейного архива Флоренских, Литературная учеба, № 1, стр. 133-134, 1991).
*    *    *
    Этот текст настолько странен, а происхождение его настолько двусмысленно, что даже составители современных апокрифов супруги Фомины «Россия перед Вторым пришествием» не сочли возможным опубликовать этот текст полностью.
    [Историческая справка:
    Священник Павел Флоренский происходил из потомственных дворян. В 1898-ом окончил юридический факультет Московского университета; стажировался в университетах Берлина и Мюнхена.
    В 1912-ом стал профессором Московского Императорского лицея.
    В 1917-1920 гг. профессор 1-го МГУ, в 1920-1925 гг. консультант Народного Комиссариата юстиции РСФСР по отделу культов, в 1925-1929 гг. научный работник Госплана РСФСР.
    С 1932-го работал в Московском обл. архивном управлении.
    В 1933-ем арестован по делу о «контрреволюционной националистической фашистской организации («Партия возрождения России»)». Согласно сфабрикованному обвинению, инициаторы организации, представлявшие «блок монархиствующих и кадетствующих элементов из среды профессуры и научных работников», ставили целью государственный переворот и установления «республики во главе с сильным национально-фашистского типа правительством, опирающимся на Православную церковь». В том же году тройкой Полномочного представительства ОГПУ был приговорен к 10 годам ИТЛ с конфискацией имущества с заменой высылкой на тот же срок в Казахстан. Проживал в Алма-Ате, работал юрисконсультом.
    В 1937-ом арестован по обвинению, что «в 1933-ем организовал и возглавил в Алма-Ате антисоветскую монархическую террористически-повстанческую организацию церковников».
    17 октября 1937-го Особой тройкой УНКВД Казахской ССР по Алма-Атинской обл. приговорен к расстрелу. Казнён в тот же день в окрестностях Алма-Аты вместе с другими обвиняемыми].
    Поэтому где Александр Стрижёв обнаружил бумаги отца Павла Флоренского в 1990-ом году не понятно. Сам Стрижёв об этом молчит вот уже двадцать пять лет.
*    *    *
    Сегодня такая «раскрепощенность» пророческих текстов характерна для многих частных «Воспоминаний» о подвижниках, которые не прославлены Церковью и у которых по этой причине отсутствуют Канонические жития, осмысленные церковно-соборным разумом.
    Если принять «на веру» то, что почитатели и «ревнители благочестия» некоторых современных старцев и стариц, «домашних монахов и монахинь», написали о них, то придется ставить вопрос уже не о прославлении этих людей, а об их анафематствовании.
    Поэтому именно для защиты «доброй памяти» о тех людях, которым посвящены современные апокрифы, иногда надо жестко осудить сами апокрифы.
    Кстати, авторы книги «Жизнеописание блаженного иерея Николая (Трубин)», ранее уже засветились в газете «Жизнь Вечная».
    Дьякон Кураев в своё время на счёт данной газеты писал:
    «Специально замечу, что уверения распространителей газеты «Жизнь Вечная» в том, что их газета выходит по благословению старца Кирилла – ложь. Батюшку лишь однажды спросили, - стоит ли издавать Православную газету, и он, конечно, благословил это благое дело и даже предложил название для неё. Но по его собственным словам, он не читал ни одного номера и не благословлял к публикации ни одну статью для этой газеты. Так что не стоит думать, что позиция редакции и ее авторов – это позиция старца Кирилла.
    Газета «Жизнь Вечная» издается группой людей, настроенных резко антицерковно, группой «Земщина», которую попросил выйти из своих рядов даже Союз Православных Братств, также не известны источники их финансирования […]».
*    *    *
    Известна его реакция и на счёт данной книги:
    «Издатели, считающие себя ультраправославными, не замечают, сколь модернистский текст они пропагандируют. Не замечают они и того, что вызвавшее их восторг «пророчество» блаженного иерея Николая (Трубина) относится к числу очевидно ложных по тому критерию, который предложил прп. Амвросий Оптинский для различения пророчеств истинных и лживых […]
    Сегодня очень важно иметь ясные, сформулированные, осознанные критерии для «различения духов». Поскольку всевозможных видений, пророчеств и чудес сейчас более чем достаточно (от Кашпировского и кришнаитов до протестантских харизматов), то ссылка на чудеса и пророчества уже никак не может быть критерием истинности.
    Книжка удачная читая ее, так и слышишь неподдельные разговорные интонации, бабушкины пересуды. В качестве источника по этнографии, по народным верованиям она ценна и незаменима. Но боюсь, что издана она не для этнографов. И читается она скорее как введение в мир Православия. Но Православие, предстающее со страниц этой книжки очень уж странное […]
    Здесь мы видим, как почитание неканонических святынек вполне сознательно и систематично подрывает доверие к святыням древнейшим.
    В замечательной книге С. Фуделя «У стен Церкви» рассказывается о похожем случае. Один монах, тяжело потрясенный кощунственным вскрытием мощей прп. Сергия Радонежского большевиками, дерзновенно вопросил преподобного:
    «…Отче Сергие! Как же ты допустил такое глумление над твоими честными мощами?»
    И в ответ услышал:
    «Я захотел пострадать вместе с моим народом. Распята Россия, и я хочу предать мое тело на поругание и сострастие с нею […]» (С.И. Фудель «У стен Церкви», Решма, стр. 82, 1997). 
    Этому рассказу веришь, потому что он проникнут истинно христианским духом.
    Я не берусь произносить суждения о самих людях, которым их жизнеописатели приписали столь странные словеса. Я понимаю, что есть разница между человеком и его литературным отражением. Кутузов реальной истории и Кутузов «Войны и мира» совсем не одно и то же. Поэтому духовно-трезвых почитателей тех людей, о которых идет сейчас речь, я попросил бы не возмущаться: я выступаю не против самих этих подвижников, а против литературных персонажей, носящих их имена […]   
    Издатели «Жизнеописания блаженного иерея Николая» в жертву своей диссидентско-раскольнической похоти готовы принести реальную Церковь.
    Значит, борьба с их лжепророчествами не есть борьба с крайностями «народного благочестия», а есть противостояние прелести. Следовательно, не только можно, но и нужно спорить с подобного рода текстами. Ибо именно в том случае, если церковная власть и церковная мысль будут безнаказанно пропускать подобного рода вещания, то и выйдет огромнейший соблазн для «несмысленных». Полемика с псевдоправославными апокрифами оказывается просто-напросто необходимой частью миссионерской работы с протестантами. Нельзя вести с протестантами честный диалог, отмечая в их доктринах отклонения от Библейских истин, и при этом молчать по поводу искажения Писания в православном быту, а сегодня даже и в литературе.
    Поэтому к числу псевдоцерковных книг, на которые надо ставить гриф «Перед прочтением сжечь», и от которых надо защищать и православный люд, и память тех самых подвижников, которым эти книги посвящаются, можно отнести и «Жизнеописание блаженного иерея Николая (Трубин)».
    Обязанность пастыря состоит не в том, чтобы повторять все, о чем сплетничает народ, а в том, чтобы учить его, исходя из слова Божия и учения Церкви. Этнографические изыскания и церковное учительство – это разные жанры. И если этнограф должен уметь бережно протоколировать любые народные обряды и поверия, то богослов, проповедник, пастырь должен сказать твердое «нет» неоязычеству […]».
*    *    *
    Епископ Тихон, председатель издательского совета Московского Патриархата, главный редактор «Журнала Московской Патриархии», несколько лет назад на богословской комиссии РПЦ предупредил о волне изданий, которые ссылаются на чьи-то благословения, но не имеют их, претендуют на открытие неких «истин» и «пророчеств», однако содержат совершенно недостоверные и даже «вредные измышления».
    В качестве примера он назвал книги: «О житии блаженной старицы Пелагеи Рязанской», «О старце Феодосии Иерусалимском», «Богом данная», «Сказание о житии блаженной старицы Матроны», «Блаженная Алипия», «Сестра Антонина. Чисточетверговая вода».
    Процитирую часть текста его выступления:
    «Увеличение общего потока книг и ослабление контроля за качеством приводит к выпуску книг недопустимо низкого уровня. В качестве примера можно указать на книгу «Иерусалимский батюшка иеросхимонах Феодосий». На ней указано, что она издана по благословению Святейшего патриарха. Однако Патриарх ее в глаза не видел и прислал мне письмо с просьбой передать ему эту книгу. Книга эта наполнена самыми невероятными небылицами (далее пересказывается эпизод о «константинопольском царе», назначившем Феодосия настоятелем придворной церкви) […]
    К сожалению, в печати появляются и такие жизнеописания подвижников благочестия, которые очень трудно отличить от жизнеописаний магических целителей и ясновидиц типа Ванги. Они содержат в себе вымыслы, магизм, непристойные нападки на Церковь. Как правило эти воспоминания есть результат воспоминаний «духовных дочерей» этих подвижников спустя десятилетия после их кончины.
    Что только не прочитаешь в таких «житиях»!!!
    И что нельзя молиться о тех, кто сжигает тела своих родственников, и что без головного убора женщина не должна ходить и даже спать, и что нельзя допускать к причастию того, у кого в доме живет собака, что Хрущев был страшным магом и жаждал умертвить одну треть населения и поэтому приказал вместо пшеницы засевать плевелы из Америки […]
    Духовная жизнь, как она предстает из таких книг – не борьба с грехом, а борьба с порчей и сглазом. Духовная брань по этим книгам – не подвиги милосердия, воздержания и любви, а борьба с порчей путем раздачи освященных (но освященных не по церковному способу) масла и воды.
    Преподобный Сергий Радонежский и преподобный Серафим Саровский за всю жизнь сподобились лишь нескольких посещений Пресвятой Богородицы, а персонажи некоторых современных книг чуть ли не каждый день посещают Илия Пророк, Симеон Богоприимец и, конечно, Пресвятая Богородица. Зачастую в таких книгах искажается облик настоящих святых. Иногда им приписывается жестокость. Так, в одной из книг рассказывается, что отец Иоанн Кронштадтский отомстил за осквернение своей могилы.
    При ее вскрытии накануне войны он грозно сказал:
    «Нечестивцы! Потоплю город кровью и уморю голодом!»
    Неужто за осквернение своей могилы святой будет мстить миллионам безвинных людей?!
    Люди, которым посвящены эти книги, вполне могут быть истинными подвижниками, но рассказы о них написаны людьми, явно находящимися в состоянии прелести. Такое бывало и в прошлом – вспомним, например, культ Иоанна Кронштадтского у секты иоаннитов. Но в прежние времена были средства борьбы с этими неумеренностями, одним из которых было православное богословие, одной из задач которого была борьба с мифологией и суевериями […]
    В последнее время стало возможным и появление книг, отметающих церковное учение с помощью таинственных ссылок на анонимных «старцев». Очень это сейчас модно: вместо строгого обоснования своих утверждений действовать по принципу «одна баба сказала». Уточняющих ссылок обычно не приводится. Естественно, что люди, знающие об отцах понаслышке, а из Писания читавшие разве что Апокалипсис, не могут отличить христианства от язычества […]».

    Из всего вышесказанного можно сделать вывод:
    Читатели, кто захочет ознакомиться с «благочестивыми пророчествами» из книги «Жизнеописание блаженного иерея Николая» (Трубин, 1950-1997), не спешите им верить, ибо в них содержатся совершенно недостоверные и даже «вредные измышления», при чём многие из них скопированы из других книг.
*    *    *
ДТН.