Жито пережитого
… Это случилось в одном из начальных двухтысячных годов. В моих руках оказался журнал «Брега Тавриды», в котором была опубликована повесть Геннадия Шалюгина «Шкаф. Инвентарная книга». С Геннадием Александровичем мы были уже знакомы - состояли в одной писательской организации. Теперь читал его прозу, полностью отдаваясь этому занятию. Мы были на море при своем внуке. Но я читал, явно предпочитая чтение морскому купанию. Читал и беспокоился: не тороплюсь ли? Читал и мечтал, чтобы чтения хватило как можно дольше. По сути своей, это были стихи, стихи философские. Я думал: вот так и следует писать о жизни…
Судьба связала Геннадия Шалюгина с Крымом в 1981 году, когда Министерство культуры СССР предложило ему, молодому кандидату филологии, стать руководителем Дома-музея А.П.Чехова в Ялте. Благословила его на сей труд племянница и крестница Антона Павловича, Евгения Михайловна Чехова, которая сама писала книги и очерки об истории семьи Чеховых. Более трех десятков лет Геннадий Александрович отдал работе в музее, из них четверть века - директором. За это время «Домик-музей», как его обычно называли в Ялте, превратился в музейное объединение с двумя отделами - филиалами в Ялте и Гурзуфе. Деятельность Геннадия Шалюгина отличалась универсализмом: он справлялся с административной работой, писал книги (семь научных и популярных изданий о Чехове и Булгакове), читал лекции в Гуманитарном университете, руководил Всеукраинским Чеховским обществом, занимался литературным творчеством. Общественная, научная и творческая деятельность Геннадия Шалюгина на благо крымской культуры была отмечена Президентом России В.В.Путиным: в 2006 году он наградил Г.А.Шалюгина орденом Дружбы.
В середине 90-х годов Геннадий Александрович стал членом Союза русских, украинских и белорусских писателей Крыма, во главе которого стоял Анатолий Домбровский, а в начале нынешнего века был принят в Союз писателей России. Сейчас, накануне 70-летия, на счету писателя двенадцать книг, более пяти сотен публикаций в России, Украине, Германии, Корее, Турции, Великобритании, Болгарии, Финляндии… Большинство из них впервые увидели свет на страницах крымского журнала «Брега Тавриды». Перечень жанров вызывает уважение: тут и научные статьи, и литературная критика, и документальные очерки, и эссеистика, и мемуары, и публицистика, и творческие портреты коллег, и художественная проза… Отдельная глава - это стихотворчество, которое стало «одолевать» все остальные пристрастия после серьезной болезни и выхода Геннадия Александровича на пенсию. Более тысячи стихотворений опубликовано в сборниках, журналах, альманахах, газетах, в интернете. Издано четыре поэтических книги. Их отличает оригинальность и многообразие ритмов. И здесь сказался жанровый универсализм писателя: ему подвластна интимная лирика, ирония и острая социальная сатира, глубокие философские размышления, исторические баллады, духовная лирика, крымские пейзажные панорамы. Особенно впечатляют стихи о природе Крыма, об эстафете времен года: она написаны на даче, окруженной цветущим садом в предгорьях Долгоруковской яйлы, где расположены Красная пещера, где журчит Малиновый ручей, где раскинулась живописная Добровская долина…
Если говорить о мастерстве автора, то оно - на высоком уровне. Есть умение версификации, есть находки великолепных рифм, есть красочная, неожиданная метафора. Сущность его поэтического взгляда на мир хорошо выразил в свое время Николай Кобзев: «тотальная метафоризация». Метафору не случайно называют «царицей поэзии»: ее образность вскрывает глубинные взаимосвязи явлений и вещей мира видимого и невидимого, мира бытийного и бытового: «… и соком свежей ежевики // Тавриду заливает ночь». Можно ли столь же кратко и емко воссоздать картину наступления густо-фиолетовых сумерек в Крыму? Или раскрыть в зримом, даже бытовом метафорическом образе взаимосвязь времени и Бытия: «И время тонко, как сгущенка, стекает с ложки Бытия…».
В книге Геннадий Шалюгина «Крымская Русь», которая увидела свет нынешней весной, собраны в основном стихи последних лет. Самый передовой из разделов посвящен событиям марта 2014 года - «Крымской весне». Это - камертон сборника, в котором представлена вся многоцветная гамма крымской тематики: гражданская, городская, пейзажная лирика. Есть даже лирика «краеведческого» (да! да!) характера. Любовная тема щедро рассыпана по всем разделам. Многим произведениям свойственная тонкая ироничность. Часто стихотворение начинается с иронии, а кончается серьезными философскими раздумьями. А бывает и наоборот… «Серьёз» как бы снимается за счет иронической концовки. Уж такова натура автора!
Конечно же, гражданское и творческое сознание поэта горячо откликнулось на «Крымскую весну» 2014 года. Не случайно и название этой книги - «Крымская Русь»: в нем - признание того факта, что наряду с понятиями «Великая Русь», «Малая Русь», «Белая Русь», «Красная Русь» существует и поэтическая «Крымская Русь» как проявление глубинной взаимосвязи Тавриды с Россией. Ради сохранения и укрепления этого родства можно выдержать и европейские санкции, и нападки на «москалей» со стороны националистов всех мастей. Поэтому тон всему сборнику задают стихи о России, о Руси:
Ей подарено страдание
Жить у Храма на крови
Между Сциллой отрицания
И Харибдою любви…
***
Почитая Велеса и Власа,
Обнимая небесную твердь,
Будет наша славянская сказка
Над столетиями лететь…
***
Я обожаю слово «Русь»,
Ласкает душу слово «русский»,
Россия - пир, а не закуска.
Нет, мы не вымрем, как этруски!
Но все же не проходит грусть…
***
Не могу не перечислить хотя бы некоторые из особо понравившихся стихотворения: «Малиновый ручей», «Солнцеворот», «Осень в Чеховском саду», «Я вживаюсь…», «Река по имени любовь», «Чаша жизни», «Троица», «Бабье лето», «И слов одного довольно…». Хороша поэма «Сон князя Гвидона». Раздел «Подводя итоги» - превыше всех похвал. Стихотворение «Не теряй меня» - настоящий бриллиант…
Я назвал свою краткую заметку о поэзии Геннадия Шалюгина «Жито пережитого»: образ из заключительного стихотворения Геннадия Шалюгина близок мне как поэту, воспитанному в степном Крыму. Жито - это полноценные семена, которые дадут на благодатной почве крымской культуры добрые всходы. Думаю, свежая, настоенная на запахах южнобережных парков и крымской яйлы лирика Геннадия Шалюгина придется по душе всем, кто любит наш благословенный полуостров и его богатую природу и культуру.
Владимир Терехов,
Председатель Правления регионального Союза писателей Республики Крым, член Союза писателей России, лауреат Государственной премии АР Крым.