Жито пережитого

Геннадий Шалюгин
               
     … Это случилось в  одном  из начальных двухтысячных годов.  В моих руках оказался  журнал «Брега  Тавриды», в котором  была опубликована повесть Геннадия  Шалюгина  «Шкаф. Инвентарная  книга». С Геннадием  Александровичем  мы были уже знакомы - состояли в  одной  писательской организации.  Теперь читал его прозу, полностью отдаваясь этому  занятию. Мы были на море при своем  внуке.   Но я  читал, явно предпочитая чтение морскому купанию.   Читал и беспокоился: не тороплюсь ли? Читал и мечтал, чтобы чтения  хватило как  можно дольше. По сути своей, это были стихи, стихи философские. Я думал: вот так и следует писать о жизни…
      Судьба  связала  Геннадия  Шалюгина с  Крымом в  1981 году, когда Министерство культуры  СССР предложило ему, молодому  кандидату филологии, стать руководителем Дома-музея  А.П.Чехова в  Ялте. Благословила  его на  сей  труд племянница и крестница Антона Павловича,  Евгения Михайловна  Чехова, которая сама  писала  книги и очерки об истории семьи Чеховых. Более трех десятков лет Геннадий  Александрович отдал работе в  музее, из них четверть века - директором. За  это время  «Домик-музей», как его обычно называли в  Ялте, превратился в  музейное объединение с  двумя отделами - филиалами в  Ялте и Гурзуфе. Деятельность Геннадия  Шалюгина отличалась универсализмом: он справлялся с  административной  работой,  писал  книги (семь научных и популярных изданий о  Чехове и Булгакове),  читал лекции в Гуманитарном университете, руководил Всеукраинским Чеховским обществом, занимался литературным творчеством. Общественная, научная и творческая деятельность Геннадия  Шалюгина на благо крымской культуры была отмечена  Президентом  России В.В.Путиным: в 2006 году он  наградил Г.А.Шалюгина орденом  Дружбы.
      В середине 90-х годов  Геннадий Александрович стал членом  Союза русских, украинских и белорусских писателей  Крыма, во главе которого стоял Анатолий  Домбровский, а в  начале  нынешнего века был принят в  Союз писателей  России. Сейчас, накануне  70-летия,  на  счету  писателя двенадцать книг, более пяти сотен публикаций  в  России, Украине, Германии, Корее, Турции, Великобритании, Болгарии, Финляндии… Большинство из них впервые увидели свет на страницах крымского журнала «Брега Тавриды». Перечень жанров вызывает уважение: тут и научные статьи, и литературная  критика, и документальные очерки, и  эссеистика, и мемуары, и публицистика, и творческие портреты  коллег, и художественная проза… Отдельная  глава - это стихотворчество, которое  стало «одолевать» все остальные пристрастия  после  серьезной  болезни и выхода Геннадия Александровича на пенсию.  Более тысячи стихотворений  опубликовано в  сборниках, журналах, альманахах, газетах, в  интернете. Издано четыре поэтических книги. Их отличает оригинальность и многообразие ритмов. И здесь сказался жанровый  универсализм писателя: ему подвластна интимная  лирика, ирония и острая социальная сатира, глубокие философские размышления, исторические  баллады, духовная лирика, крымские пейзажные панорамы. Особенно впечатляют стихи о природе  Крыма, об эстафете времен года: она написаны  на даче, окруженной   цветущим садом в предгорьях  Долгоруковской  яйлы, где  расположены Красная  пещера, где  журчит Малиновый  ручей, где  раскинулась живописная  Добровская  долина…
     Если говорить о мастерстве  автора, то  оно - на высоком  уровне. Есть умение версификации, есть находки великолепных рифм,  есть  красочная, неожиданная  метафора.  Сущность его поэтического взгляда на мир хорошо выразил  в свое  время  Николай  Кобзев: «тотальная  метафоризация». Метафору  не случайно называют «царицей  поэзии»: ее образность вскрывает глубинные взаимосвязи явлений и вещей мира видимого и невидимого, мира  бытийного и бытового: «… и соком  свежей  ежевики // Тавриду заливает ночь». Можно ли столь же кратко и емко воссоздать картину наступления густо-фиолетовых сумерек  в  Крыму? Или раскрыть в зримом, даже бытовом  метафорическом образе взаимосвязь времени и Бытия: «И время тонко, как сгущенка, стекает с  ложки Бытия…».
     В книге Геннадий  Шалюгина «Крымская  Русь», которая  увидела свет нынешней  весной, собраны в основном  стихи последних лет. Самый  передовой  из разделов посвящен событиям  марта  2014 года - «Крымской  весне». Это - камертон  сборника, в котором  представлена  вся многоцветная  гамма  крымской  тематики: гражданская, городская, пейзажная лирика. Есть даже  лирика  «краеведческого» (да! да!) характера. Любовная  тема щедро рассыпана  по всем  разделам. Многим  произведениям свойственная тонкая  ироничность. Часто  стихотворение начинается с  иронии, а   кончается  серьезными философскими раздумьями. А бывает и наоборот… «Серьёз» как бы  снимается за счет иронической  концовки. Уж такова натура автора!
     Конечно же, гражданское и творческое сознание  поэта  горячо откликнулось на «Крымскую весну» 2014 года. Не случайно и название  этой  книги - «Крымская  Русь»: в  нем - признание того факта, что наряду с  понятиями «Великая  Русь», «Малая  Русь», «Белая  Русь», «Красная  Русь»  существует и поэтическая «Крымская Русь» как проявление глубинной взаимосвязи Тавриды  с Россией. Ради сохранения и укрепления  этого родства можно выдержать и  европейские  санкции, и  нападки на «москалей» со стороны националистов  всех мастей. Поэтому тон всему  сборнику  задают  стихи о России, о Руси:
Ей  подарено страдание
Жить у  Храма на крови
Между  Сциллой отрицания
И Харибдою любви…
                ***
Почитая  Велеса и Власа,
Обнимая  небесную твердь,
Будет наша славянская  сказка
Над столетиями лететь…
                ***
Я обожаю слово «Русь»,
Ласкает душу слово «русский»,
Россия - пир, а не закуска.
Нет, мы  не вымрем, как этруски!
Но все же не проходит грусть…
                ***
       Не могу не перечислить хотя бы  некоторые из особо понравившихся стихотворения: «Малиновый ручей», «Солнцеворот», «Осень в  Чеховском  саду», «Я вживаюсь…», «Река по  имени любовь», «Чаша жизни», «Троица», «Бабье лето», «И слов одного довольно…». Хороша поэма «Сон князя Гвидона». Раздел «Подводя  итоги» - превыше всех похвал. Стихотворение «Не теряй  меня» - настоящий бриллиант…
      Я назвал свою краткую заметку  о поэзии Геннадия  Шалюгина «Жито пережитого»:  образ из заключительного стихотворения Геннадия  Шалюгина близок  мне как  поэту, воспитанному в  степном  Крыму. Жито - это полноценные семена,  которые дадут на благодатной   почве крымской  культуры добрые всходы. Думаю, свежая, настоенная на  запахах южнобережных парков и крымской  яйлы лирика  Геннадия  Шалюгина придется по душе  всем, кто любит  наш благословенный  полуостров и его богатую природу и  культуру.
                Владимир Терехов,
       Председатель Правления регионального Союза писателей  Республики Крым, член Союза писателей  России, лауреат  Государственной премии АР Крым.