Воробьи

Виктор Панько
ВОРОБЬИ
- Ваня, бери рогатку, пошли воробьёв бить! – пригласил друга Серёжка.
- Некогда! – отмахнулся Ваня. – Нужно к уроку успеть сделать скворечник, учительница сказала, чтобы скворцы не помёрзли зимой.
- То – скворцы, а то – воробьи! Одни – полезные, а другие – вреднющие, не знаешь разве!?
- Знаю, да не хочется бить их, жалко. Маленькие, да ещё попадутся не летающие желторотики, что с них взять?
- А, везде они! Хочешь воды выкрутить, а они из колодца мимо твоей головы – Фыррр! Гнёзда поделали между камнями, птенцов там разводят, им разных мошек туда таскают.Ещё какую заразу занесут! А в стрехе камышовой нашего дома сколько гнёзд! Только успевай их оттуда выкидывать, а они опять солому и перьев нанесут!
… Разговор этот происходил лет 60 назад. Действительно, тогда в нашем селе воробьёв было немало. Они гнездились и в колодцах, и в соломенных и камышовых крышах под стрехами, как будто их что-то притягивало к человеческому жилищу.
Но человек не выражал особой радости по поводу доверия, которое ему оказывали эти пичуги. Он избавлялся от маленьких непрошеных гостей всеми возможными способами. Аисты и ласточки, считалось, приносили в дом счастье, скворцы – пользу, а воробьи….
С появлением в сёлах цемента, бетона, черепицы и  шифера преобразились крыши крестьянских домов, колодцы стали закрываться крышками, вместо каменной кладки для них стали применять бетонные кольца. Разорение воробьиных гнёзд детьми считалось желательным и полезным делом. В Китае борьба с воробьями была объявлена делом государственной важности. Чувства жалости по отношению к этим живым существам и их гнёздам, в которых копошились недавно появившиеся на свет розовенькие птенчики, у большинства детей моего поколения почему-то не возникало.
И тут мы начали замечать, что воробьи стали попадаться на глаза всё реже и реже.
Тогда я подумал, а действительно ли они были настолько вредоносными? И оправдывала ли экономия какого-то количества поедаемой ими пшеницы ту жестокость, с которой мы, дети, и я в их числе, безжалостно разоряли гнёзда и уничтожали живых существ?
Конечно, нам, людям, перенесшим голодовку, время, когда из-за отсутствия хлеба умирали наши родственники, пшеница была долгое время на вес золота, и этим тоже обьяснялось такое отношение к воробьям. И всё же….
Когда я заметил, что воробьи стали исчезать, мне стало не по себе, потому что я, если они полностью исчезнут на Земле, буду причастен к этому исчезновению, и не в последнюю очередь.
Однажды в моём огороде появилась стайка воробьёв, около десятка. Они о чём-то щебетали между собой в зарослях акации. Стараясь их не спугнуть, я вынес из дому два ведра пшеницы, рассыпал её на видном месте:
- Кушайте, воробьишки! Много вам я принёс бед и несчастий 60 лет назад…. Не знаю, был я тогда прав или нет, но я теперь сожалею об этом.
Я ушёл в сторону и стал наблюдать. Сначала несмело, по одному, воробышки стали приближаться к угощению.
Они были осторожны. Ещё бы! Когда-то над такими смельчаками могло неожиданно обрушиться корыто, и они сразу становились пленниками, предназначенными коту Ваське.
Теперь же корыта не было. Поняв это, воробьи не только осмелели, но по каким-то непонятным системам связи передали эту радостную весть своим сородичам. Откуда-то к этому поминальному столу налетела ещё одна стайка. Они  поедали зёрнышки и оживлённо чирикали.
Я думаю, они не простили меня полностью, слишкои много вреда я им принёс. Но то, что они не исчезли  с лица Земли и прилетают ещё в мой огород – было мне приятно.
Хотя эта приятность имела какой-то непонятный горький привкус.
22.01.2017.