Книжный гном

Ульяна Сергеева
За окном кружила метель и украдкой подглядывала в детскую комнату, когда Антуан вернулся из школы и повесил портфель на крючок письменного стола. В темно-каштановых волосах мальчика блестели звездочки-снежинки: пока никто не видел, он пробежался без шапки от школы до дома. С каким наслаждением он чувствовал морозный ветер в волосах! А затем так приятно было зайти в теплый дом и согреться, пообедав и выпив чашку горячего шоколада.

Мама Антуана, высокая дама в длинном платье, застегнутом на мелкие пуговки, радостно встретила мальчика, они вместе пообедали, и мама вышла по делам. В прихожей витал аромат её духов, когда Антуан уже вернулся в свою комнату, с любовью осматривая свои владения.

Удобная белая кровать стояла у окна, рядом мама разместила кресло для чтения, гардеробный шкаф стражем стоял у двери в комнату, а на гвоздике над столом мирно тикали-шептали круглые часы в форме морского штурвала. Стены успокаивали мягким голубым цветом, на полу был постелен ковер с нарисованными волнами. Даже в самые холодные зимние дни в комнате Антуана жило море. И мечты мальчика, которых накопилось так много, что уже нужно было хранить в отдельном шкафу.

Впрочем, один таинственный волшебный шкаф в комнате уже появился.
В глубокой нише в стене стоял громоздкий дубовый шкаф, аккуратно заполненный книгами. Они были собраны на разных полках: по возрасту и сюжетам; по сезону и настроению. И, если в комнате Антуана порой властвовал беспорядок, то в книжном шкафу царил идеальный порядок.

Антуан в предвкушении подошел к шкафу и открыл дверцы. Он точно помнил, что вчера подготовил три книги для чтения, и сейчас хотел прочесть первую. Он протянул руку, и…разочарованно вздохнул. Книга исчезла. И вторая, и третья.
«Неужели мама прибирала здесь?» - раздраженно подумал мальчик.
И вдруг услышал чье-то сопение.
Мальчик отскочил в сторону и огляделся по сторонам. Нет, он не ошибся, звук шел из шкафа. Антуан замер.

Одна из книг отодвинулась, и из-за неё показался крохотный симпатичный старичок. На нем был красный вязаный свитер, зеленые вельветовые штанишки, разноцветные носки, а на голове – темно-зеленый тканевый колпак. Он деловито поправил маленькие очки на курносом носу и нахмурил седые брови.

Антуан и старичок безмолвно смотрели друг на друга, и человечек не выдержал первым:
- Ну что ты так смотришь? Здравствуй! Я это, я поменял местами твои книги. Я книжный гном, слежу за порядком в твоем книжном шкафу. Сколько же ночей я не спал, когда ты был малышом! Ты рвал страницы и рисовал на них, а я все подклеивал и отстирывал. Каждую страницу намыливал, потом сушил, подшивал в книгу. Сейчас ты стал старше, и как же я рад, что ты полюбил читать! Расскажи мне, почему ты любишь читать?

Антуан пришел в себя от изумления и, волнуясь, ответил:
- В книгах таится множество увлекательных историй. Когда читаешь, словно окунаешься в них. Например, я еще не был на море, но благодаря книгам мне кажется, что я с ним знаком. И я посещал арены старинных рыцарских турниров, был на войне… Понарошку был, понимаешь?

Книжный гном удовлетворенно кивнул:
- Я-то понимаю, конечно! – и снова зашуршал книгами.
- А где ты живешь? – полюбопытствовал Антуан.

Гном подмигнул ему и подозвал подойти поближе. Старичок отодвинул первый ряд книг, и перед мальчиком предстала милая уютная комнатка: гном устроил себе кроватку в шкатулке-книге, постелив вместо перины вату, которой мама Антуана набивала вышитые елочные игрушки. Маленький фонарик от конструктора, в который Антуан давно не играл, служил гномику абажуром. Несколько книжных закладок лежали у кроватки, заменяя ковровые дорожки. Песочные часы ростом с самого гнома заменяли вешалку для одежды. Антуан восхищённо осматривал каждую деталь маленького дома.

- А что ты кушаешь? – изумился он.
Гномик хитро улыбнулся:
- Я же книжный гном. Я не ем и не пью настоящую еду. Зато я могу открыть книгу, и с её страниц выбрать любое кушанье! Жареную курицу, воздушный пудинг, засахаренные орешки! Жалко, не в каждой книге легко найти вкусное описание обедов. Я уже жду, когда ты еще подрастешь, вдруг в твоем шкафу появятся кулинарные книги! – и гном мечтательно прикрыл глаза.

- А зачем ты передвигаешь мои книги? Я вчера выбрал интересные книги, а ты их убрал.
Гном зашаркал ножкой:
- Мне не понравился твой выбор. Ты читаешь про одни приключения и море, а мне хочется, чтобы ты читал энциклопедии и учебники.
Антуан начал сердиться:
- В книгах о приключениях тоже много знаний! И в книгах о море! В них рассказывают о том, как обойти мель или рифы, как чудесен подводный мир…
Гном сдвинул брови:
- Я, как твой книжный гном, сам хочу следить за твоим чтением!
Антуан смутился:
- Я понимаю, что ты желаешь мне добра. Но, если я и делаю что-то не так, как ты хочешь, это не означает, что я делаю это неправильно!

Они долго спорили, мальчик не выдержал и, выкрикнув:
- Глупый старый гном! – громко захлопнул дверцы шкафа.

Прошло несколько дней. Антуану уже казалось, что книжный гном ему приснился. Дома началась предпраздничная суета, уже запахло ёлкой и мандаринами, шуршала подарочная бумага.

Но однажды ночью мальчик услышал в шкафу жалобные всхлипывания. Он открыл шкаф и заглянул в маленькую комнатку за книгами. Книжный гном укрылся всеми своими шарфиками и сопел носом.

- Ты заболел? – робко спросил Антуан.
Книжный гном поднял на него свои заплаканные глаза:
- Да. Ты меня очень обидел, сказав мне грубые слова.
- Но разве от обидных слов можно заболеть?
Гном вздохнул:
- Иногда грубое слово ранит сильнее ножа. Как царапина долго заживает, так и после обидного слова в душе остается след. И может понадобиться много дней или даже лет, чтобы эта боль прошла.

Антуан бережно взял гнома в руки и посмотрел ему в глаза:
- Прости меня, пожалуйста. Я буду помнить об этом.
Гном благодарно улыбнулся:
- И ты меня прости. Я больше не буду менять местами твои книги. Ты уже совсем большой, и я уважаю твое мнение. Обещаю оберегать твои книжные сокровища от пыли и времени!

…Антуан и книжный гном очень подружились. В Рождество Антуан украсил комнатку гнома разноцветными огоньками и подарил ему кулинарную книгу. На рождественский ужин они прочли рецепты утиного паштета, яблочного глинтвейна и ягодного торта, и книжный гном признался, что такого пира у него давно не было…

Как и настоящего друга.

Автор: Ульяна Сергеева

Фото: интернет