Невидимые чернила

Ульяна Сергеева
В одном маленьком городке, где жители знали друг друга по именам, а в гостеприимных кондитерских угощали детей шоколадными конфетами, из школы возвращался мальчик.

Он шел, закутавшись в вязаный синий шарф, его теплые сапожки утопали в снегу. На спине он нес тяжелый портфель с учебниками и школьной обувью.
Зимой темнело рано, уже зажглись волшебные фонари. В это время года солнце приходило в гости в городок только утром, сверкая на снегу, словно капельки золотистой смолы. Сегодня утром тоже было так по-праздничному светло и ярко! И настроение хорошее было, радостное. А потом... Мальчик вздохнул. Ему не хотелось вспоминать, что случилось потом.

Он добрел до дома, тихонько разделся в прихожей, повесил на крючок пальто. Только бы дома никого не было. Но нет, папа оказался дома. Вышел из своего кабинета, такой высокий, добрый и сильный, и громко спросил:
- Ну что, как все прошло, сынок? Как твои соревнования?
Папа заранее светился от гордости, и мальчик тихо ответил:
- Первое место, папа.
Отец крепко обнял его, пожал по-мужски руку:
- Я знал, что бег на лыжах – это твоё! Ты молодец! Иди расскажи дедушке, он как раз зашел к нам в гости!

У мальчика все обрушилось внутри. Поздравления от дедушки он принять не сможет. Дедушку мама называла «светлая душа» - он был очень добрый, мудрый, честный и ласковый.

Дедушка ждал его в детской комнате. Встретил его, приглаживая морщинистой рукой седые кудри, раскрыл мальчику объятия:
- Слышал, слышал о твоих подвигах! Расскажи-ка мне обо всём!

Мальчик сел рядом с дедом на диван и опустил глаза:
- Не было никаких подвигов, дедушка. Я нечестно выиграл соревнования.
Дедушка внимательно посмотрел на внука, потрепал его по щеке:
- А что ты сделал, мой мальчик?

Внук вздохнул и, с трудом подбирая слова, рассказал:
- Я бежал на лыжах вторым. Мой одноклассник шел впереди, и, когда до финиша осталось два метра, я незаметно толкнул его и вырвался вперед. Я так хотел победить, что даже не подумал о том, что поступаю неправильно, некрасиво. Тому мальчику было обидно и больно, но он никому не сказала, что я его толкнул, и поздравил меня с победой. А мне стало так стыдно. И теперь все меня поздравляют, а мне горько и стыдно, и я не знаю, как сказать всем правду и попросить прощения у того мальчика…

Дедушка отошел к окну, несколько минут молча смотрел на замерзшую реку и каменный заснеженный мост, а потом сказал:
- Ты напомнил мне один случай из моей юности. Однажды я обманул своего отца: он наказал мне вернуться домой в семь вечера, а я так хотел погулять подольше с ребятами, что перевел время на моих наручных часах.

Вернулся я позже, но мои часы показывали ровно семь вечера, и папа поверил мне. Но на следующее утро папа проверил мои часы и обо всем догадался.

Он позвал меня погулять вместе, мы шли по набережной и разговаривали, затем он показал на реку и сказал: «Посмотри, как лед укрыл её, словно расплавленный воск белой свечи…Теперь река похожа на чистую белую страницу.
Каждый человек, когда живет, изо дня в день пишет книгу своей жизни. И для того, чтобы писать, у него есть две чернильницы: в одной он берет обычные черные чернила – это то, как его жизнь видят другие, родные, друзья и знакомые.
Но есть и вторая чернильница: в ней хранятся невидимые чернила, это «чернила совести». Они видны только самому человеку. И если он пишет книгу своей жизни, используя только «явные» чернила, он поступает нечестно по отношению к себе и другим. Но если он пишет и невидимыми чернилами тоже, то он учится быть честным с собой и с другими.

А затем отец показал мне две пустых баночки из-под цветных красок, сложил их одну в другую и добавил: «Счастье, когда человек смешивает чернила. Тогда он не скрывает от себя и других неправильные поступки и обиды, он находит в себе смелость признавать свои ошибки и исправлять их».

Дедушка повернулся к внуку и спросил:
- Мальчик мой хороший, а какими чернилами хочешь научиться писать ты свою жизнь? У тебя доброе сердце, оно тебе подскажет.
Внук поцеловал деда и, быстро одевшись, вихрем выбежал на улицу.
А дедушка еще долго стоял у окна, смотрел на укрытый снежной шалью городок и теребил свои старинные наручные часы…

Мальчик нашел дом своего одноклассника, попросил у него прощения и ребята помирились. Затем он вернулся в школу и исправил имена победителей соревнования: себя поставил на второе место, а упавшего мальчика – на первое.

Придя домой, честно рассказал обо всём маме и папе. Он ожидал упреков, но родители поддержали его, обняли и поцеловали, а мама почему-то смахнула слезу:
- Как же быстро ты растешь…
А отец добавил:
- Ты вырастешь хорошим человеком, сынок, - и его голос почему-то дрогнул.

В своей комнате мальчик нашел коробочку красок, выбрал две пустые баночки и поставил их одну в другую на письменном столе, чтобы не забыть поучительную дедушкину историю о двух чернильницах.

В ночном небе приветливо зажглись яркие звезды. Мальчик засыпал, и на душе у него было легко-легко…

Автор: Ульяна Сергеева

Иллюстрация: интернет