Журавль в небе, икигай и золотые яблоки

Рыжов Александр Геннадьевич
"И сказал Иаков Иосифу: Бог Всемогущий явился мне в Лузе, в земле Ханаанской, и благословил меня, и сказал мне: вот, Я распложу тебя, и размножу тебя, и произведу от тебя множество народов, и дам землю сию потомству твоему после тебя, в вечное владение. И ныне два сына твои, родившиеся тебе в земле Египетской, до моего прибытия к тебе в Египет, мои они; Ефрем и Манассия, как Рувим и Симеон, будут мои; дети же твои, которые родятся от тебя после них, будут твои; они под именем братьев своих будут именоваться в их уделе". Быт.48:3-6

Представьте себе такую картину. Есть миллионер. Второй человек в государстве после президента. Он выполняет особые поручения главы государства и заслужил полное его доверие. У него два сына. Когда они куда-то приходят и люди слышат фамилию их папы, перед ними открываются все двери. Перед этими двумя молодыми людьми – самые радужные перспективы. Сыновья олигарха. Становись хозяином любой сотовой сети, директором любого завода, да что там, главой любого министерства. А в перспективе можешь стать и главой государства. Если захочешь. Или живи в дворце на собственном острове.

Тут к папе миллионеру приезжает его старенький папа из страны третьего мира, в которой жесточайший экономический кризис. В новой стране дедушка никому не известен. Да, его уважают, как отца олигарха, но смотрят как на пастуха, которым он и является.

И вот этот дедушка заболел, и его навещает сын с внуками. И дедушка предлагает им две вещи. Первое: внуки теперь будут называться сыновьями не миллионера, а пастуха. Им надо поменять документы. И второе: он им намекает, что неплохо бы возвратиться в страну третьего мира.

Такая картина описана в последних главах книги Бытие. К Иосифу, который был на положении олигарха в Египте, приехали бедные родственники. И сейчас папа, к которому пришел Иосиф, заводит разговор про их бедную родину.

Есть поговорка: “лучше синица в руках, чем журавль в небе”. Иосиф имел Египет в своих руках, а Ханаан с его отдаленными благословениями для всех народов был этаким журавлем в небе. Иаков утверждает: лучше Ханаан в небе, чем в Египет в руках.

В конце своей жизни Иаков занимается уточнением целей и ориентиров своих детей. В следующей главе он тоже будет говорить о земле обетованной (49:29-30). Конечно, патриарх рисковал услышать в ответ: “Папа, мы только вырвались из этой земли, в которой чуть не умерли от голода, а здесь живем, как в раю, давай не будем про ту землю, а?” Но говорил, что говорил.

Ценности. Что было ценным для Ефрема и Манассии? Их реакция на предложение дедушки не описана в книге Бытие. Но я думаю, что их папа Иосиф говорил с ними об этом потом. И оценивал дедушкину инициативу как редкую удачу. “Вы вошли в народ Божий как основоположники колен. Вы получите уделы в обетованной земле. На вас и через вас будут исполняться обетования Бога”. Вопрос, конечно, разделяли ли Ефрем с Манассией восторг Иосифа…

Большие цели Иакова когда-то (видимо, еще тогда, когда Иосиф жил в доме Иакова) стали большими целями Иосифа. И под воздействием этих целей Иосиф стал Иосифом. Но себя и свои большие цели мало найти, себя надо продолжать поддерживать собой, потому что мир на сто процентов состоит из чего-то, отличного от нас, и все это пытается перетянуть наше внимание, чтобы мы перестали быть собой и вместо этого побыли или стали им.

Иосиф, который прибыл в Египет рабом, и Иосиф-олигарх – это тот же Иосиф или нет? Тот же. Видим это из того, что он тоже не захотел быть похороненным навсегда в Египте, но завещал вынести его кости в Ханаан. А также из множества других черт и черточек. Как-то ему удалось поддерживать себя собой. Вокруг него была среда, полностью отличная от него, и уделяя огромную часть внимания, сил и времени этой среде, он остался собой.

В одной церкви был хороший служитель, очень талантливый человек. Его знали влиятельные люди города, и однажды ему предложили высокооплачиваемую работу. Он, взвесив все, отказался. Его потом спрашивали: “Почему ты отказался? Неужели предлагали маленькую зарплату?” Он ответил: “Нет, зарплата была большая, только вот дело это слишком маленькое”. Так для Иосифа огромный, ультрасовременный, высокоразвитый Египет оставался слишком маленьким.

У японцев есть понятие “икигай” — это то, ради чего вы просыпаетесь по утрам. В конце жизни Иаков захотел сверить свой “икигай” с “икигай” сына. И их большие цели совпали.

Есть большие дальние цели, которые определяют наши ближние шаги. Я вчера вспомнил две ситуации, когда мне предлагали некоторые шаги, но мои большие цели не позволили мне сделать эти шаги. И сегодня я вижу, как сильно это определило направление моей жизни.

Например, мне когда-то предлагали поехать поработать в Германию. Я не поехал по одной причине: потому что проводил два разбора. И считал это своим призванием от Бога. И считал, что мне нельзя пропустить ни двух раз, ни одного. Думаю, что если бы поехал, то вполне вероятно, что женился бы там на какой-нибудь немочке и жил бы сейчас в Евросоюзе. Но большая цель, которая у меня была, не дала мне сделать этот шаг.

(Я совсем не считаю, что нельзя или не стоит ездить в Германию или другие страны. Но для меня тогда это было так).

Думаю, это один из видов водительства Божьего. Когда у нас есть цель или занятие, про которые мы знаем, что это Божье дело для нас. А уже эта цель или дело отсеивают факты нашей биографии – каким случиться, а каким нет.

И большое дело, когда человек знает цель своей жизни. Или цель своего служения. Имеет ориентир в воспитании своих детей. У него есть ценности, за которые он будет держаться всегда. Павел был человеком цели: “стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе” (Фил.3:14).

Здесь, кстати, в греческом стоит слово, применявшееся к бегуну на стадионе, который смотрит вперед, туда, куда он бежит. В связи с этим вспомнил историю из Древней Греции. Жила-была девушка Аталанта, которая не хотела замуж, поэтому сообщила папе-царю, что выйдет только за того, кто победит ее в беговом соревновании. А бегала она, разумеется, лучше всех. Из-за этого никому не удавалось ее победить.

По выдвинутым Аталантой условиям безоружный искатель ее руки и сердца должен был бежать впереди, она же с копьем следовала за ним; если она его не настигала, то признавала своим женихом, в противном случае его ожидала неминуемая смерть.

Потом появился юноша по имени Гиппомен, который схитрил: прихватил с собой на пробежку золотых яблок и время от времени кидал их под ноги Аталанте. Та останавливалась, подбирала яблоки, и в итоге проиграла.

Египет бросал перед Иосифом золотые яблоки. Но Иосиф не потерял из виду свою большую цель: “И заклял Иосиф сынов Израилевых, говоря: Бог посетит вас, и вынесите кости мои отсюда” (Быт.50:25). Золотые яблоки мир бросает и перед нами, перед нашими детьми, подростками, молодежью. Сможем ли мы так рассказать нашим Ефремам и Манассиям о небесном Ханаане, чтобы они захотели заполучить этого журавля? Пусть нам в этом поможет Дух Святой, свидетельствующий об Иисусе и обличающий во грехе.

22.01.2017