Ч. 20 Нашли покой на дне океана. Случай

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2017/01/21/1556

Во второй половине 1942 года немецкое военно-морское командование пришло к выводу, что силы противолодочной обороны союзников опережают в техническом отношении подводные лодки. Немецкие подводники лишились своего главного преимущества – внезапности нападения.

Началось соревнование средств обнаружения. На подводные лодки немцы стали устанавливать новые радиолокаторы. В ответ англичане оснастили самолёты радиолокаторами дециметрового диапазона, даже не дожидаясь окончания их испытаний.

Немецкие конструкторы принялись усиливать зенитное вооружение подводных лодок. Следует иметь в виду, что пулемёты и артустановки находятся в морской воде при погружении, а морская вода – это агрессивная среда, поэтому конструкторам оружия приходилось решать очень сложную задачу по обеспечению надёжности вооружения.

В конце концов, выяснилось что, вся эта овчина выделки не стоила. Зенитное вооружение подводных лодок, несмотря на некоторый успех, оказалось всё же недостаточной защитой против самолётов противника.

Но на безрыбье и рак рыба. Подводники вели зенитный огонь из 20-мм зенитных орудий только, когда не было времени на погружение. Вооружение зенитками подводные лодки получило кодовое название «Отпор».

Главным способом избежать атаки с воздуха, всё же, оставался только один – срочное погружение, но в таком случае подводники теряли контакт с конвоем из-за малой подводной скорости.

В Германии велась усиленная работа по установке на торпеды обычного типа неконтактных взрывателей, что увеличивало вероятность поражения цели, и по внедрению в производство акустических торпед, наводящихся на цель по шуму винтов корабля.

Однако немцам не удалось решить задачу прикрытия подводных лодок с воздуха, таких самолётов, которые могли бы действовать на океанских просторах, создать во время войны они не успели.

В октябре 1942 года штаб подводных сил Германии разделил подводные лодки, действовавшие в Северной Атлантике на две завесы. Одна в западной части против конвоев, следовавших на запад, другая – в восточной части, против конвоев, которые шли на восток.

Осень – время штормов. Штормовая погода спасала от нападения подводных лодок, и некоторые конвои прошли без помех. На  войне действуют два фактора: умение и везение. Первый, без сомнения более важный, но и случай тоже не приходится сбрасывать с чаши весов.

На войне, если уж кому-то повезло, то другому точно, не повезло. Подводной лодке U-221 повезло обнаружить конвой, и в течение двух ночей 12 и 13 октября 1942 года она успешно потопила семь судов союзников.

Второй раз ей повезло, когда 8 декабря 1942 года в 21.34 в густом тумане столкнулась со своей же подлодкой U-254 и получила только вмятину на прочном корпусе, а, вот, подводная лодка U-254 затонула. Около тридцати подводников с затонувшего корабля плавали в спасательных жилетах в ледяной воде.

Их освещали карманными фонариками и прожектором. Спасать людей мешало сильное волнение. Моряки с U-221 бросали им концы, но схватить их удалось только одному унтер-офицеру и трём матросам. Некоторые моряки, обвязав себя канатом, бросались в воду, но и они не смогли больше никого спасти.

Два часа продолжалась спасательная операция. Всё было бесполезно, плавали только трупы. В ледяной воде люди погибали через несколько минут.

Погиб 41 человек, в том числе и командир подводной лодки, капитан-лейтенант Ганс Гилардоне. Справедливости ради, следует заметить, что не лучше было и тем английским и американским морякам, суда которых потопила подводная лодка U-221.

Она участвовала в 12 волчьих стаях, подводникам везло, их командир, капитан-лейтенант Ганс-Хартвиг Троер, был награждён Рыцарским крестом. Но, как уже упоминалось, удача на войне - дама очень капризная.

27 сентября 1943 года в 17.45 к юго-западу от Ирландии бомбардировщик  Handley Page Halifax на бреющем полёте атаковал U-221, сбросив восемь глубинных бомб, и потопил её со всем её экипажем из 50 человек.

Однако подводники успели подбить, низко пролетавший над ними бомбардировщик. Самолёт загорелся. Его командир, лейтенант Эрик Хартли, посадил  бомбардировщик на воду в трёх милях от места потопления подводной лодки. При приводнении отвалилась хвостовая часть самолёта и ушла на дно вместе с кормовым стрелком, девятнадцатилетним Бобом Тригголом.

 Второй стрелок, сержант Гриффитс, был контужен, и, не отдавая отчёта в своих действиях, поплыл в сторону от самолёта, не обращая внимания на крики командира остановиться, и утонул.

 Лейтенант Хартли, второй пилот Роджер Мид и остальные четыре члена экипажа успели выбросить из самолёта спасательный плот, который автоматически надувался при соприкосновении с водой. Выбравшись из тонущего бомбардировщика, они вскарабкались на плот.

Лётчики не успели забрать с собой неприкосновенный запас и средства выживания.
Шесть человек оказались на маленьком спасательном плоту, где негде было повернуться. Все промокли до костей после купания в воде.

От ближайшего берега их отделяли 700 миль водной пустыни. Следующие два дня они, если это можно так выразиться, обустраивались удобнее на плоту, вывернули карманы, собрав вместе всё съестное. К их счастью, на плоту оказался НЗ на одного человека, а их было шестеро.

Они располагали пятью пинтами воды (меньше трёх литров) в трёх жестяных банках, таблетками Хорлик, шоколадкой, несколькими конфетами и тюбиком сгущённого молока. Поясню, что такое таблетки Хорлик. Это изобретение двух братьев Хорлик, которые создали первый сухой молочный продукт – солодовое молоко.

В первые два дня лётчики договорились, ничего не есть и не пить. На следующий день выглянуло солнце, и они смогли высушить часть одежды. Ночи были очень холодными. Все жестоко страдали от морской болезни, серьёзных ранений ни у кого не было, только ссадины, и у радиста ожог лица.

На второй день пошёл дождь, пили дождевую воду.  На третий день съели по две молочные таблетки. Дежурство несли по вахтам. Пытались ловить рыбу, сделав крючки из булавок и лески из шнурков. Но безрезультатно.

Приходилось всё время откачивать воду, волны захлёстывали плот. Начался шторм и плот перевернуло. К счастью он быстро окончился, но они потеряли много одежды, и ночью было не согреться. Зато спасли свой скудный рацион, только шоколадка и конфеты размокли.

Каждый получал две таблетки и глоток воды два раза в сутки. Но первую жестянку с водой открыли только на шестой день. Пока шли дожди, пили дождевую воду, отжимая одежду.

Все раны и ссадины затянулись от морской воды. Из штанов попробовали сделать что-то вроде сети, но поймали только одних медуз, из которых попытались добыть воду, которая оказалась очень противной. Оставили медуз на крайний случай.

Напугали киты, которые резвились рядом. К счастью, всё обошлось. Они пережили несколько штормов. На одиннадцатый день открыли последнюю жестянку с водой, выпили по глотку и поделили раскисшую маленькую шоколадку. Это был конец.

Но в 14.30 стрелок, сержант Кеннет Лэдс, то была его сорок седьмая вахта, увидел мачты. Они выпустили три ракеты, и через 20 минут к ним подошёл эсминец «Mahratta». Лётчиков бережно подняли на борт. Они едва могли шевелиться. Ими занялся корабельный врач.

Как выяснилось, никто лётчиков не искал, их считали погибшими. Через несколько недель лечения и отдыха они вновь вылетели на задание.

Эрик Хартли воевал до конца войны. В 1945 году женился. Он умер в 2003 году. Его дочь бережно хранит его боевые награды и бортовой журнал лётчика, в котором он вёл дневник на плоту, переживает, что станет с этими реликвиями. У неё нет, ни детей, ни родственников.

Продолжение http://www.proza.ru/2017/01/24/1392

Фотография сделана с эсминца «Mahratta».