6. Началась война

Валерий Хатовский
             
   Началась война. Я был тогда на военных сборах в автомотострелковой части.  24 июня, Минск в огне, народ валом валит из города. Случилось так, что военкомом Минска я был назначен водителем «дизеля», Студебеккера, который вёз в Москву важный архив из прибалтики. Шофер-литовец сбежал.  Капитан, сопровождавший архив, в подчинении которого я с «дизелем», угрожает расстрелом, если сейчас же не поеду. Нет горючего. Бочка горючего была сдана мною на хранение на склад  автомотоклуба. Имею распоряжение начальника клуба немедленно вернуть мне эту бочку горючего, но завскладом Исаак, муж моей сестры, наотрез отказался. Выручили меня другие. Садятся в кузов  моя жена Аня с детьми, сестра Гися с детьми, обе на последних месяцах беременности, мама. Вторая сестра Гита забрасывает своих детей в кузов, в том числе маленького Гену, отнятого от груди. Я отказался брать детей без Гиты – где дети, там должна быть и мать! Но Исаак не даёт ей сесть в машину - за детьми присмотрит бабушка(наша мама)! Мои увещевания ни к чему не привели. Гита осталась.
   Родственник,  Шая (Исайя), который остался было в Минске, впоследствии утверждал, что они вместе с Гитой и Исааком всё-таки ушли из Минска, попали под бомбежку в районе Смолевичи. Шая ушёл в сторону наших, спасся, после войны вернулся в Минск. Гита же с мужем, из-за жадности его(Как же будет с коровой, свиньёй и т.п.?)вернулась в Минск. Остался Исаак, и Гиту не пустил! Вот так. Погибли в гетто.
  Да, вот что вышло в результате выбора жениха для Гиты, сватовства этого.  Ошибка в результата погони за «ихес» *
 * / «ихес»– престиж (идиш). Со знатными породнились, с «хорошей семьёй», с богатыми мясниками. Вот такая традиция местечка. (прим. Валерия)/
   Вот другой пример этого.
    Был в Паричах мясник так называемой низшей категории, звали его Ёшке (Иосиф).  Пиня, его сын, влюбился в мою младшую сестру Гисю, даже взаимная была любовь. Было это, вероятно, в 1925 году, и в 1926-ом наши родители Гисю  спровадили ко мне в Витебск, чтобы их разлучить.
   Не хватило у Гиси мужества уйти их дому по примеру сестры Хаи, которая
в 20-х годах ушла к сапожнику , причём значительно старше её по возрасту. Ирма (Иеремия) не только был простым сапожником, бедным материально, но и ниже по знатности (опять «ихес»).
   А Гися уехала в Витебск, вскоре вышла замуж за одного моего знакомого, сына, как казалось,  благородных родителей. Но – он способен был любого обмануть, даже родного брата, поделиться частью заработка брата с чужим человеком. Он обокрал родного племянника Мотика и считал это в порядке вещей, занимался рукоприкладством,  нецензурно ругался. В общем, я думаю,  морально Гися была унижена. В нашем доме такого не бывало. Вот вам и традиции местечка.  Хая же командовала парадом в своём  доме, Ирма   во всём подчинялся ей, она верховодила.
    Но продолжу о войне, об эвакуации.  Аня, моя жена, попала в Казахстан. Уехала она с двумя детьми, Поля 12 лет и Гиля (Григорий) 9 лет и была на последних месяцах беременности. На станции Кандагач Актюбинской области она родила младшую дочь Софу /мою будущую жену - прим. Валерия/. Как они мыкались все военные годы я рассказывать здесь не буду.  Молока у Ани не было, приходилось просить у местных жителей. А они давали молоко, разбавленное водой – у них считалось, что молоко должно литься как вода. Трудно было, хотела даже отдать малышку на усыновление бездетной паре врачей-евреев. Но старшие дети Полина и Гриша сказали – не отдадим сестренку, будем помогать во всём.
   Анина сестра Гита потеряла мужа в 1942 году, он был военным фотокорреспондентом, работал с Эренбургом и погиб на фронте. Муж второй сестры, Меры, был военкомом Смоленска и погиб в первые дни войны. Я разыскал их, их маму и брата и в конце войны перевёз их  с их детьми и Аню с ребятами поближе к себе, в Донбасс. Там мы жили одной семьёй (общий бюджет, стол, одежда и т.д.) в составе  12-ти человек. Соседи смеялись – у Горелика 3 жены и никаких споров! Я, Мера, Гита и Аня работали. Всех их отправил в 1944 году в Минск, куда и я прибыл в сентябре 1945 года.
  О себе – я в войну строил нефтепроводы для снабжения танков горючим, дороги для перевозки грузов для фронта. Потом восстанавливал Днепрогэс, взорванный нашими войсками в 1941 году - чтобы не достался немцам. Был награжден орденами и медалями.

   См. Эпилог к главе 6 - "Как же это вышло..." ( примечание Валерия).