Достоин ли я Вечери Господней?

Виктор Тарасенко
  Сегодня мне хотелось бы немного порассуждать по вопросу участия-неучастия в одной из основополагающих заповедей Иисуса Христа – Вечери Господней.
В разных христианских церквях данное действие происходит по-разному, имеет различное наименование, такие названия как: Евхаристия, Вечеря Господняя, Хлебопреломление, Тайная Вечеря, Вспоминание страданий Господа Иисуса Христа, Трапеза Господа Иисуса Христа и другие.
   Кроме того, богословы различных христианских конфессий издавна ведут свои споры о том, что происходит в момент совершения молитвы над хлебом и вином. Кто-то из них, кто ввёл в практику богословия термин «преосуществления» и их последователи, считают, что в момент совершения молитвы священника вино становится действительно кровью Иисуса Христа, а хлеб буквально становится плотью Господа. Кто-то так не считает, и говорит, что вино остаётся вином, а хлеб остаётся хлебом, но через молитву священнослужителя и фактического участия в данной трапезе, человек становится участником Тела Христова и Его Крови, а также соучастником мук и страданий Господа Иисуса Христа на кресте Голгофы.
Различные и способы принятия этой заповеди. В одних церквях к ней допускаются все, кто просто называет себя христианами, в других церквях эта заповедь совершается в кругу особо  посвящённых, и  другие люди не допускаются даже на собрание во время совершения этого действия. А ещё, в других церквях на собраниях по исполнению данной заповеди могут присутствовать все желающие, но к участию допускаются лишь те, кто является членами церкви, и не имеет церковного взыскания.
   Сегодня я не хочу подробно обсуждать этот вопрос, потому что на его обсуждение многие выдающиеся богословы и мыслители, каждый в меру своего понимания и духовной зрелости, уже высказались, и любопытный читатель может свободно изучить данный вопрос, обратившись к их трудам. Моя цель сегодня заострить наше внимание на самом факте: участия или неучастия в данном действе, т.к. любая христианская церковь: католическая, православная или протестантская настоятельно рекомендует исполнять эту Христову заповедь. В исполнении данной заповеди мы можем наблюдать редкое единство и  согласие во всех христианских деноминациях, конфессиях  и  церквях.
    Тем не менее, люди, причисляющие себя к какой-либо христианской церкви, не всегда столь единомыслены между собой по данному вопросу. Кто-то из них, так называемый «номинальный» христианин не придаёт этому вопросу никакого значения, кто-то, из так называемых «невоцерковленных» людей, исполнению данной заповеди просто не обучен, кто-то же, напротив, изучая данный вопрос в Евангелии, приходит к осознанию своего недостоинства к участию в данной трапезе.
    В моей практике служения однажды произошел один случай, который поставил меня в определённый духовный тупик. Мне поручили братья совершить Вечерю Господню в одной из церквей нашего Алтайского братства Евангельских Христиан-Баптистов. В церкви данного города на тот период времени не было рукоположенного служителя, а был брат, избранный церковью на данное служение, но ещё проходивший испытательный срок. Поэтому, служители Барнаульской церкви ЕХБ, согласно чреде, выезжали по различным церквям и группам, где и совершали данный вид служения. Так вот и мне довелось стать участником данного служения. Господь благословил мой путь в ту церковь. Брат, руководивший собранием, благословенно вёл служение, участвуя в нём проповедью Слова Божьего, определяя порядок проведения  всего служения, назначая очерёдность проповедей и служения хора. Когда настало время для совершения молитвы над хлебом и вином, он предоставил мне эту возможность. Я сказал церкви о важности данной заповеди, вспомнил о страданиях Господа Иисуса Христа, и, зачитав место из 1Кор.11:23-32, совершил молитву.  Церковь с благоговением стала участвовать в этом служении.
    По традиции, установленной в наших церквях - последними участниками данной трапезы являются сами служители, которые ведут собрание и совершают эту молитву.  Когда я подошел к руководящему служителю с блюдом хлеба, то был просто ошеломлён его поступком. Он отказался от участия, мотивировав свой отказ словами: «я недостоин участия в Вечери Господней».
    Мне было крайне неловко и затруднительно в тот момент, я чуть не выронил блюдо из рук от удивления, но помолившись Господу, закончил выполнение данного служения. По  окончании собрания, я поинтересовался у брата причиной его отказа от участия в «Вечери Господней», на что получил ответ, что сегодня у него не было вдохновения, а по его пониманию служение, такое как «Вечеря Господня» нужно совершать только по вдохновению сердца. Кто его научил такому пониманию, или он сам пришёл к этому,  я не стал тогда выяснять. Забегая вперёд, скажу лишь одно, этот брат так и не был рукоположен на служение пресвитера в той церкви. То ли вдохновения ему не хватило, то ли церковь усмотрела в нём недостатки, но по окончанию испытательного срока, хотя он и остался благословенным братом,  но на рукоположение пресвитера он так и не был утверждён. Видимо для него самого, да  и для церкви стало очевидно, что он, недостоин, быть рукоположенным служителем.
   И хотя в жизни евангельских церквей такое случается все же редко, вопрос этот о том, кто достоин к участию в Вечери Господней, стоит обсудить.
   В некоторых общинах учат тому, что если человек чувствует, что он недостоин участия, то ему лучше воздержаться от участия в хлебопреломлении.
  Недавно я услышал от одного брата, как он рассказывал о практике одного служения в евангельской церкви, где действующий пресвитер объявил церкви о том, что он недостоин участия в Вечери Господней и не стал участвовать в ней, и это было поставлено ему в заслугу.  Молодой брат был просто в восторге от того, что действующий пресвитер объявил во всеуслышание о своём недостоинстве.
Я, услышав об этом событии, в очередной раз, как тогда, впал в некую растерянность: если уже действующие служителя церкви объявляют такое, то, пожалуй, вопрос участия иди неучастия в Вечери Господней, стоит обсудить.
Кто же достоин, участвовать в Вечери Господней? Достоин ли я?
   Чтобы ответить на эти вопросы, давайте обратимся к Священному Писанию. Вопрос достоинства-недостоинства не нов. Его обсуждали апостолы, в том числе и апостол Павел, учение которого об участии в Трапезе Господней, читаются ежемесячно в наших собраниях и церквях.
   Сам Павел, говоря о себе, писал, что он недостоин и называться апостолом, потому что гнал церковь Божию, но благодатью Божию есть то что есть (1Кор.15: 9-10) и благодать Божия была не тщетна (ненапрасная) в его служении, а давала ему силы для труда и служения во славу Божию.
    Говорил о своём недостоинстве по отношению к Иисусу Христу самый великий человек, из рождённых женщиной на земле – Иоанн Креститель. Вспомните, когда к нему на Иордан пришел креститься Господь. Что Ему ответил Иоанн? «Я недостоин развязать ремень обуви Его…» - Лук.3:16, Иоан.1:27.
    О своём недостоинстве, по отношению того чтобы Господь посетил его дом, говорил и римский сотник, когда просил Господа об исцелении своего слуги – Лук.7:6
    О том же говорил и апостол Пётр, когда, после чудесного улова рыбы, просил выйти Господа из его лодки, ибо очень остро почувствовал сою греховность – Лук.5:8.
    Другими словами стоит спросить всех нас, а кто достоин благодати Божьей? Ведь нам же очень чётко говорит Писание, что все согрешили и лишены славы Божьей! - Рим 3:23.
     А если все согрешили, то все и недостойны. Но этот духовный тупик святости Божьей и греховности (недостойности) человека по отношению к своему, Создателю, Бог решил, посредством Своей благодати в смерти и воскресении Иисуса Христа. Причина этого Божьего решения не в нашем достоинстве, а в любви Творца к Своему творению. Бог суверен и делает то, что считает нужным, Он послал Господа Иисуса Христа в жертву за умилостивления всех грехов человечества, дабы уверовавшие в Него не погибли, но имели жизнь вечную – Иоан. 3:16.
    Таким образом, отвечая на вопрос в заглавии данной статьи, что могу сказать я о себе? Достоин ли я участия в Трапезе Господней? Нет, и много раз нет, ибо много согрешаю! А если говорю, что не согрешаю, то лгу Богу и самому себе. Об этом же писал и апостол Иаков – Иак.3:2.
    Потому, что если сегодня я освободился от определённых грехов плоти, то всё ещё могу согрешить в слове или мыслях. Процесс освящения от грехов, начатый Господом, в момент моего покаяния и обращения к Нему не окончен, и будет продолжаться до дня Его явления, или моей смерти.
На уроках греческого языка профессор Ник однажды объяснял нам значение термина «спасены во Христе»: в надежде – Рим.8:24, благодатью – Еф.2:5, через веру – Еф.2:8. Суть объяснений этого действия спасения заключается  в различных формах глагола «спасены». С одной стороны действие этого события произошло в прошлом – оно уникально и никогда не повториться, с другой стороны оно является продолжительным действием, и начавшись в прошлом, продолжается до настоящего дня, а с третьей стороны действие этого глагола будет совершено в  будущем времени совершеннейшем образом. Так, где же, правда и истина?
   Во Христе мы спасены, спасаемся или будем спасены в  будущем? Оказывается, все утверждения верны: ибо во Христе мы спасаемся по вере в Его смерть за искупления наших грехов! Это событие Вселенского масштаба было совершено в далёком прошлом на Голгофе, оно уникально и никогда больше не повториться! Во Христе мы спасемся от грехов в нашем настоящем времени  ежедневно, как говорил апостол Иоанн, если ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его очищает нас от всякого греха, - 1 Иоанн.1:7.
   И наконец, во Христе мы будем спасены в будущем  совершеннейшим образом, когда встретимся в небесах с Ним, потому что тогда, Он преобразит и наши смертные тела! Это сокровенная тайна, которую апостол Павел нам чуть приоткрывает, когда говорит о том, что не все мы умрем, но все изменимся при гласе последней трубы архангела и небесной встречи с Иисусом – 1 Кор. 15:51-52.
   Имея такие обетования, я могу, свободно исследовав свою веру, и, несомненно, найдя своё недостоинства по отношению к Богу, все же просить Его особой благодати по прощению грехов и прегрешений, и быть уверенным, что Он слышит мои молитвы и прощает все мои исповедованные грехи. Потому что я читаю у апостола Иоанна: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» - 1 Иоанн.1:9.
    Несомненно, подходить к участию  Вечери Господней я должен и обязан, благоговея, исследуя: свою жизнь, поступки и даже саму веру. К этому постоянно нас призывал Господь, к этому призывали апостолы, в том числе Павел. Он очень четко говорит всем: да испытывает себя человек! – 1 Кор. 11:28. Но вывод апостола совершенно другой, нежели тот, который сделал упомянутый брат или пресвитер. Апостол Павел говорит о том, чтобы человек, испытав себя и свою веру, ел от хлеба сего и пил из чаши сей – 1 Кор. 11:28.
    Однако, можно всё же, вкушая Вечерю Господню, оказаться недостойным? Да, по истине так! Когда это возможно? Тогда, когда мы приступаем к этой заповеди, не рассуждая о Теле,  и Крови Господа Иисуса Христа! – 1 Кор.1 1:29.
   Что же делать? Судить себя самого, каяться пред Господом, просить Его сил для святой и праведной жизни, и участвовать в благословенной заповеди Господа, дающей нам духовные силы противостоять греху! Так мы через это физическое участие во вкушении хлеба и вина, становимся участниками Его Плоти и Крови духовно!
   Видимо, это действительно смелый поступок служителя, когда он может  публично заявить  всем о своём недостоинстве к участию в Вечери Господней. Однако,  позвольте тогда спросить, а где же продолжение? Где покаяние в грехах?
   И почему, если ты считаешь себя недостойным к участию в Трапезе Господней с одной стороны,  считаешь себя достойным вести служение, молитвы с другой стороны? На мой взгляд,  нужно каяться и быть так, сказать «на последней скамье», если так остро чувствуешь своё недостоинство, и, заявляя об этом публично, не каешься публично в открытых тебе Господом  грехах.
    Как нужно каяться, отдельный разговор, который продолжим, если Господь позволит…
    Да благословит Вас Господь к участию в Его заповеди!
    Аминь!

ТВГ.,г. Барнаул, январь 2017 г.