Введение в реальную историю Церкви 1 часть

Алексей Малышев Сказитель
 

   

 ВВЕДЕНИЕ



Мы все рано или поздно задаемся одним вопросом -почему великое учреждение основанное Богочеловеком пребывает сегодня в таком упадке, словно пришли его последние дни.


 У христиан опускаются руки и иногда они с облегчением возвращаются из того что унаследовало название церкви домой с радостью и облегчением, потому что дом еще не поражен той чумой духовной, которая всех побеждает в храме.

Но не надо обманываться мифами об апокалипсисе, атмосферу глухого болота в церкви создают не бесы и кикиморы, а непросвещенные и потерявшие дух Божий люди. Кадры решают все.
Люди церкви различаются по способности восприятия слова и развития этим словом. 

Каждую седмицу посещая храм мы видим разные степени духовных болезней и даже безнадежно глухих к божий слову и развитию.  Духовная инвалидность будет точкой отсчета  нашего исследования.
Унылое название стада более всего подходит для такого нижнего в иерархии восприятия и саморазвития людей.

Этот же учебник истории церкви обращен к тем кто еще способен искать  истину  и составляет  еще молодое поколение от мирян до дьяконов на еще невысоких степенях  посвящения.

Выход из застоя и коллапса  церковной рутины  лишь через осмысление тупика.

Самым страшным явлением мне представляется отсутствие  в церкви запаса стабильности.  В ней нет уже авторитетных  старцев. 

И не в заоблачно мистическом смысле, а в самом простом,  житейском смысле прикладного практического опыта благочестия. Церковь из за этого уже как бы скользит по краю  бездны и нестабильности.

Любое требующее житейского опыта испытание может колебать такое сообщество где нет опытных и твердых представителей здорового консерватизма.

И мы понимаем, что кадровая политика архиеерев терпит крах.
Истинного священства как небыло так и нет.  Создать его могут лишь истинные архиереи.

А те кто занял управление церкви в девяностые просто не видят на приходах  истинных христиан для поставления в священство.
Принцип личной лояльности не имеет отношения к плану Христову.

Выбирая в священство исполнительных простаков такие начальники обезглавили стадо Христово. Овца не может пасти овцу.

Отличие информации от знания.
То что происходит с нами в жизни есть обретение или не обретение опыта, который можно считать просто реальным знанием.

Горе, если учебник несет лишь информацию и не дает знаний, то есть силы и владения изучаемым предметом.

Я постараюсь наполнить этот учебник знаниями об истории церкви и, сколько возможно, разоблачать информацию о церкви не позволяющую овладеть истинным положением дел.

Влюбленные в батюшку овцы могут переродиться в шакалов.

Осталась лишь народная мечта о священнике,
мечта о старом мудром батюшке у которого всё на своих местах.


   И начиная этот учебник церковной истории, я должен правильно определить все термины, ибо где путаница, там и ложь, а ложь производит скуку даже в самой интересной науке-церковной истории.  Вы удивленно поднимите брови -что там такого интересного в затертой семинаристами до дыр Священной Истории?
   
   Да в том то и дело, что парализованный мнением о том что все уже сделано предками человек спит на лаврах, вместо того чтобы работать с текстами и оценивать их качество. История как наука давно ушла вперед и нам предстоит применить эти достижения к устаревшей истории Церкви. И она станет реальной опорой для нашего современника в улучшении церковной практики и оторвавшейся от практики богословской теории.

   Все самое интересное из нее стараются вымарать те, кому не нужны работающие знания-сила новых поколений тех, кто еще может вытащить церковную телегу из векового болота, куда ее как в басне затянули лебедь, рак и щука.


Высокопарящий любитель богословия -болтун лебедь, стремящийся уйти от реального дела апостольства в мечты о некоей небесной церкви., в которой все совершается незримо, пока на земле все развалено и запущено.

 Раками, стремящимися пятиться назад назовем приверженцев старины любой ценой., проклинающими все современное и следовательно переменчивое. Раки застыли и пятятся назад, превращая церковь мертвый музей церковной старины.

Щуками назову тех, кто тянет в воду, в море бессильной и неконкретной болтовни о церкви и нравственности, вместо хотя бы словесного и мысленного усилия по вытаскиванию церковной телеги из болота.

История это карта вашего завтрашнего пути и если она лжет, то увязание в болоте и блуждание гарантировано. Ваш будущий путь проложите по данным этой карты как образа пройденного пути.


 Роковая ошибка церковных историков прошлого в том, что определив церковь как общество христиан, они не видели двух главных противоречий в таком определении от реального предмета.

Первое противоречие в том, что общество христиан и церковь Христова разные общества и Истинная церковь была и могла быть навеки основана личностью Богочеловека Иисуса Христа.

 Потому всякое человеческое возношение в церкви , когда иерархия самовозвеличивается, приводит к невозможности свету личности и духа Иисуса Христа проникнуть в мрачную тень от возведенного человеком идола собственной силе и гордыне, по примеру мирских князей.



 ХРИСТОЦЕНТРИЗМ -АБСОЛЮТ И ДОГМАТ ЛИЧНОСТИ И ОБРАЗА ИИСУСА ХРИСТА, АКСИОМАТИЧНОСТЬ ЕГО ОБРАЗА И ПРАКТИКИ ПОВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЖИЗНИ ЦЕРКВИ

Поэтому вопрос о личности Иисуса есть важнейший вопрос для Церкви, если Она еще Христова церковь, а не сообщество некоего Аполлоса, упоминаемого в послании апостола Павла, как пример человеческого искажения великого плана Божия о церковном сообществе.

 Итак, Бог Отец посылает Бога Сына
 Основать Церковь, Сын избирает апостолов, личностей, которые основали по Христову примеру общины повсюду.
Но едва духоносные апостолы покидают основанные общины для дальней проповеди Евангелия, как епископы основанных молодых церквей,  подобно самим апостолам при их обучении Христом,  начинают соблазняться и отступать от полноты Истины, пути
и жизни.


 Наступает период церковных соборов, когда лучшие люди Церкви постулировали ее догматику и обрядовую жизнь, устанавливали правила для ее служителей, настолько многочисленных, что. личное вразумление уже было невозможно и приходилось его постулировать как образец миллионам людей.
 
Но и в эпоху соборов также возникали великие иллюзии, что все можно предусмотреть правилами, что можно обьять необьятное книгами этих правил и решить все противоречия и проблемы.

И здесь надобно сказать, что все проблемы решает Бог и Божия благодать, сходящая сегодня на всякого достойного и недостойного, но если мы беремся за проблемы церкви как реального сообщества грешных людей идущих к святости, то здесь история и имеет свой смысл как карта пути от одного уровня и степени решения проблем к другому. Значит и те ответы которые мы найдем, благодаря истории не окончательны и есть смысл исследовать и писать историю дальше и это нормально.


Но каким образом это реально осуществлялось исторически, то есть в аспектах реальной политики, экономики, общественных связях и практике жизни и религиозной культуре?

Изучая все аспекты мы поймем основы, на которых Церковь Христова утверждается среди людей и найдем причины ослабления и упадка церкви в мире.

Другие общества христиан могут высоко думать о себе, но теряя основание во Христе рассыпаются и перерождаются в убогие человеческие начинания со всеми проблемами людей.

Второе противоречие в том, что общество христиан и его управляющая структура не одно и тоже. Община людей есть вид семьи, а структура стоит над членами семьи.

В первом противоречии мы указываем на великую
 исключительную роль Иисуса Христа в основании вечной истинной Церкви. Основанная на его Образе, церковь не может существовать автономно или самопроизвольно, она есть образ и подобие самого Иисуса и узнается в мире именно по его Образу.


Но люди склонны все мерить по себе, и неизмеримость личности Богочеловека всегда будет проблемой христианского общества, склонного к упрощению и стилизации истины.

Таково свойство человеческой ограниченности, что мы легко переполняемся малой частью накопленных традиций Церкви и знать не хотим о других ее богатствах, легко предавая их забвению и даже в слепоте человеческой отрицанию.
И здесь и должна придти на помощь история с ее острой памятью, чтобы мы осознали свою ограниченность и слепоту.



ИСТОКИ ЦЕРКОВНОЙ ЭКОНОМИКИ

Взяв за основу образ и Личность Иисуса Христа, мы увидим,  что сам Он был примером бескорыстия, но не оставил тайной свое отношение  к экономике,  изложив его, как в притчах,  так и в ситуациях, и объяснил, почему вел себя так.

Как верховный глава Церкви Он занимался  главным делом,  в чем был мастером - распространением слова Божьего.  Здесь историки теряют интерес и переходят на другие темы, хотя здесь то и спрятано самое интересное.  Иисус не писал книг и излагал свое учение устно.  Значит признак его ученика это  способность прямо общаться людьми. Но в современной практике сложился культ книг и книжности, делающий элитарным и само христианство. В то время как ученость Иисуса была устной и средствами устной речи распространялась.

Евангелия пишутся апостолами очень поздно и устная культура христианства, сохраняясь от учителя к ученику, существует до сих пор, называемая преданием Церкви.

Таким образом экономика церкви как сфера телесного существования была поставлена на свое место.

Но здесь сразу возникает логичный вопрос, не создал ли Иисус рокового соблазна тем, что сразу поручил простым людям финансы церкви и пресловутый ящик Иуды, кассу пожертвований, носимую в путешествиях с толпой апостольских мужей?
Ответ на этот вопрос имеет судьбоносное значение, поскольку все последующие периоды жизни церкви только отражение ее первого периода.

ВНЕВРЕМЕННОЙ ХАРАКТЕР ВЛИЯНИЯ ИИСУСА ХРИСТА НА ЦЕРКОВЬ ВСЕХ ВЕКОВ

Часто в истории церкви люди говорили - сделаем по человечески, времена изменились, "жить по-евангельски нельзя" - и каждый раз это приводило к застою и гниению христианского общества.

В христианской церкви историк имеет дело с удивительным явлением - Иисус не является, подобно Конфуцию или Аристотелю мертвым львом, учение которого перерождалось и до неузнаваемости менялось последователями, и Он воскресает и дает обещание быть с церковью до конца времен и в вечности.

То есть он всегда и сегодня и во веки тот же. Более того, он составляет молитвенную практику, позволяющую достигать связи с Ним в Духе Святом и сегодня. Неисчерпаемость Абсолюта позволяет вечно его  исследовать.


ДВА ВИДА ХРИСТИАНСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ -ПУТЕШЕСТВИЕ И ОСЕДЛОСТЬ, И ПРОБЛЕМЫ ИСТЕКАЮЩИЕ ИЗ ОБЕИХ КРАЙНОСТЕЙ

Путешествия Христа и апостолов ставят перед всей Церковью как образом и отражением своего учителя проблему апостольских путешествий и искушений в состоянии оседлости, идеальном для умственной работы и всякого строительства, но опасном соблазном неподвижности, застоя и рутины, которую мы наблюдаем каждый день в провинции.


ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПЕРВОЙ АПОСТОЛЬСКОЙ ХРИСТОВОЙ ЦЕРКВИ ВО ИЕРУСАЛИМЕ


Сообщество апостолов, собранное Иисусом вначале подобно вину разводилось и растворялось в человеческой массе обрастая местными национальными традициями, о которых также странным образом мы не читаем у старых историков, так как католицизм как отрицание важности национального и местного в Церкви всегда был скрытым искушением и соблазном в среде церковной и в ее иерархии.

Для самостоятельного изучения можно предложить жития святых, среди которых есть уникальные примеры и источники по истории, практике, и экономике древней Церкви короткого апостольского периода.

Странно только, что я чуть ли не первый, кто заметил эти жития первых святых. Просто церковная официальная наука давно ослепла и оглохла, талдыча одно и тоже веками.

  Но Евангельская тетралогия вовсе не единственный источник о древней первой Церкви...


продолжение следует...