Об организации общественного сознания

Виталий Альбертович Иванов
Об организации сознания. Исследование истины / Виталий Иванов. – СПб.: Серебряная Нить, 2016. –274 с.
http://russolit.ru/books/download/item/3347/

Листалка. Читать:
http://pubhtml5.com/eail/xist
  =============================================

Из трактата «Категории и сознание»
Книги «Теория информационных систем»
----------------------------------

Есть некоторые понятия философии, религии, этики, которые мы называем наиболее общими. Они существуют как бы независимо от сознаний отдельных индивидов. И последние, насколько бы учены или умны не были, могут осознать только некоторую часть этих понятий. Можно сказать, существуют общественные понятия и индивидуальные. Индивидуальные понятия
-------------------
 охватывают какую-то часть общественного.
Общественное понятие
-------------------
 - интеграл всех индивидуальных.
Один индивид не может объять «необъятного» для одного человека общественного понятия, берет только часть его, которую и пытается осмыслить и сформулировать. Отсюда - множество определений философии, религии и им подобных категориальных понятий. В то же время, каждый может несколько развить общественное понятие, внести в него новое. Именно в этом, а не в напрасных потугах освоить «всю мудрость тысячелетий» - задача думающего человека.

Происходит все большая специализация сознаний,
-------------------
 откуда все большая разобщенность и одиночество. Общественная сфера понятий растет быстрее индивидуальных возможностей человека, и мозг не может уже объять всю информацию в долговременной памяти. Индивид выбирает, усваивает какую-то, весьма малую часть доступной ему информации. Для углубленного освоения знаний требуется дифференциация сознаний (идеальных миров) людей на «физиков и лириков» и т.д. Это давно уже и происходит. Причем таким образом, что вся сфера человеческих знаний полностью покрывается сознаниями индивидуальными.

Близкие люди, долго живущие вместе, становятся друг на друга похожи. У них вырабатываются одни и те же понятия, т.к. они находятся среди одних и тех же объектов материального мира, читают одни и те же книги, смотрят одни фильмы, спектакли. В результате у них создаются примерно одинаковые сознания; особенно, если от природы им подарены примерно одинаковые способности.
Когда же способности разные, люди могут возненавидеть друг друга - вращаясь, казалось бы, среди одного и того же, но видя нарастающее непонимание.

Не говорит ли о единой природе психики и сознания и естественном переходе одного в другое то, что любой человек на своем именно опыте многократно сталкивался с очевидным полным взаимопониманием с животными. С собакою, например. Уверен, у каждого были ощущения полного взаимопонимания: вы понимали собаку, а она - вас. В этот миг вы встречались по какому-то частному вопросу на одном уровне осознания мира: вы несколько спускались от своих средних возможностей, а собака - поднималась, может быть, до своего потолка. Конечно, в основном совпадения наблюдаются в некоторых самых простых понятиях и эмоциях и в их несложных взаимосвязях. Но это естественно.
Все это говорит о том, что и сознание, и психика, и другие, более ранние формы организации идеального мира и «я» организмов - все это формы осознания мира и организации взаимодействия с ним, только формы разного уровня по развитию. Причем каждому уровню свойственны и познание, и развитие мира, но познание и развитие в своей мере.
Никто один не может объять в себе все и сказать: «Я - это и есть весь мир!»
Сознание
-------------------
 - не принципиально иная какая-то форма, а лишь один из последовательных уровней осознания мира. Наверняка, не последний.
То же, что между сознанием и психикой нет непрерывного перехода, так же естественно, как и то, что его нет между атомом и молекулой. Как материальные, так и идеальные формы качественно дискретны друг к другу. Это, видимо, объективный закон мира: если материя и может принимать абсолютно любые, произвольные формы, то в процессе реальных взаимодействий, конкуренции и отбора останавливается на самых жизнеспособных. Так же и формы организации идеального, и иерархии уровней развития «я».

Недопустимо менять названия объектов материального мира.
-------------------
 Идеальный мир, как и материальный, строится веками, тысячелетиями... и миллиардами лет! История изучает и раскрывает путь построения иерархической, архисложной схемы идеального мира, по сути, - ее устройство. В этом - главная задача истории как науки, смысл ее и значение для человечества. Меняя названия узлов схемы, чего мы можем достичь, кроме ее искусственного переусложнения, загромождения, путаницы, а в результате всего - разрушения?
Смена названий стран, городов, улиц и прочего бессмысленна и с точки зрения самоувековечивания переименовывающих. Остаться в памяти у людей можно только через создание нового, личным творчеством и трудом, а не присвоением чужого, обманом. Переименовывая, мы не сохраняем, а уничтожаем - не только себя, но и предков своих, и вместе с этим теряем потомков... Так люди сами уничтожают народ свой.
То же самое или хуже - что же может быть хуже?! - если что-то совсем вычеркивается из истории. Тогда отрезается часть сознания нашего. (Сравни: отрезается рука, нога, голова... Или, скажем, стираются из памяти первые годы обучения в школе.)

Понимают ли друг друга ежи? - Видимо, да. Значит, у них есть свои, общие для ежей понятия. Возможно, и туфельки понимают друг друга. У них своя система передачи информации, свои коды-слова, свой язык. Может быть, этот язык тоже имеет корни слов, суффиксы, приставки и прочее, или нечто иное, много проще, но имеющее аналогичное назначение.
Возможно, у животных есть и своя письменность, своя система знаков (например, устойчивых запахов?), которые оставляют, желая передать что-то сородичу, находящемуся вне прямого действия органов ощущений.
Понятия человеческие, язык - ничто не является вдруг. Все в мире развивается постепенно: от простого и несовершенного - к сложному и более оптимальному.

Можно попробовать создать единый код понятий
-------------------
 - общий язык для всего живого. Для простых - простое, более сложных - более сложное; основа, простейшее - едино для всех.
А может быть, он давно уже существует, этот единый язык природы, и мы только забыли частично его простейшие, ближние к миру природы уровни и разделы?
Эволюция языка непрерывна, как и эволюция жизни. От языка животных - к человеку, и далее, далее!..

Слова
-------------------
 - названия для понятий. Произнося их, мы выражаем свой идеальный мир, а попадаем в общественный. Слова-то у всех одни, да понятия могут быть разные... Всегда ли вдумываемся мы в истинный смысл сказанного, услышанного, во все много смыслообразие?

Земля - центр, новой расширяющейся информационной сферы. Такие сферы могут зарождаться в различных участках вселенной и далее, расширяясь, соприкасаться, взаимно проникая друг в друга.
Информационная сфера Земли заполнена неисчислимым количеством взаимно пересекающихся и вложенных одна в другую информационных сфер различных уровней иерархии. Любой организм, любое сообщество животных или людей - информационная сфера.

Идеальный мир
-------------------
- некое многомерное пространство понятий. Причем много мерность его все более увеличивается, и расширяются границы каждого измерения. Это так называемая сфера качеств, центр которой - точка начала идеальной Вселенной. Добро ведет к увеличению радиуса сферы; зло - к его уменьшению. Абсолютное сверх зло - возврат сферы в свою исходную точку, уничтожение идеального мира.
В некотором развивающемся количестве материи развивается и идеальный мир. Его радиус все более увеличивается, а структура все усложняется. Если это идеальный мир индивида, то его сфера вложена в много большую сферу идеального мира природы и человечества. Путь развития, расширение малой сферы происходит в рамках большой, восходя из точки, близкой к центру большой сферы, к ее поверхности. Малая сфера вбирает в себя части большой, но в то же время и увеличивает, усложняет большую сферу своими индивидуальными качествами. Чем талантливее человек, тем более он добавляет своего, нового к общему. Т.к. обе они многомерны, путь и рост маленькой сферы качеств в большой наглядно представить себе очень сложно.

Не важно быть первым мыслителем. Но каждому надобно мыслить... Первый мыслитель - нечто вроде единственного. - Каково одному средь безмыслия?
Мыслящий не может быть первым, но он - не последний. Мыслителей так же глупо сравнивать, как разные качества.
Быть единственным мыслителем все равно, что быть единственным качеством, для которого известны все собственные количества.

За тысячелетия истории человечество так и не определилось еще с самыми, казалось бы, основными понятиями, «фундаментальными» категориями. Ни в чем нельзя быть уверенным, ни в чем не сумели договориться!
Надеюсь, и не сумеем... Потому как, стоит только положить что-нибудь окончательно, согласно для всех, - и развитие остановится. Но, слава богу, нет этого в человеке. Зато есть дух противоречия, он, видимо, в генах. И в этой, все возрастающей множественности представлений - залог бессмертия Разума!

Масса народа всегда консервативнее отдельных людей, отрывающихся от нее по разным измерениям развития сферы Разума.

Мысль должна быть действительной, действенной, ей надо находить место в структурах материальных. Нереализованные мысли, как правильно утверждал Гете, сводят с ума.

Можно ли к бесконечному что-то прибавить, чтобы стало оно несколько больше?
Мы имеем бесконечность человеческих качеств, мыслей и ощущений. Но все время рождается новое и прибавляется к наличествующей уже бесконечности. В этом - неисчерпаемость духа такая же, как неисчерпаемость материального!
Но все же есть некоторые границы. Они определяются сущими необходимостями. Бесконечность человеческого - не натуральный ряд. Она говорит о неделимом, об интегральном. Все-таки количество созданного Разумом вполне определено. Его нельзя сосчитать перечислением, но все, что создано человечеством, можно выразить неким вполне однозначно определенным интегралом. Значение которого в каждый момент хоть и конечно, но под ним, интегралом, - бесконечно малые величины, бесконечно разнообразно и непрерывно переходящие друг в друга, сочетающие из себя неисчерпаемое многообразие мира.