Jacque Fresco and Z-Project

Виктор Сорокин
Жак Фреско и Z-проект. 1

Есть ли разумная жизнь на Земле? На этот, казалось бы, бессмысленный вопрос я, как и Жак Фреско, категорически отвечаю: НЕТ! Причем ВО ВСЕХ сферах личной и общественной жизни. Разумные решения (разумеется, с моей точки зрения) в каждой из этих сфер я привожу в своей концептуальной книге Z-мир (частично запрещенной цензурой). Интересно, что за тридцать с лишним лет эти решения в полном объеме заинтересовали от силы двух-трех человек...

Понятно, в краткой заметке я не могу и не стану разбирать разумные решения ни в каждой, ни даже в нескольких сферах, а остановлюсь лишь на святая святых Разума – Аппарате Мышления (АМ) и личности. Занимаясь изучением АМ с 1965 года и уже довольно активно с уникального курса лекций Побиска Георгиевича Кузнецова о модели знания и управления, я не искал коллег в данной области специально, а случайно никакие работы по АМ и его организации мне не встречались. А сейчас, заглянув в Гугль, я просто обалдел: в первой сотне статей об АМ нет НИ одной, дающей описание этой САМОЙ главной вещи в жизни человеческой цивилизации!

А ведь от качества АМ зависит и качество самого мышления, и качество управления всеми действиями и поступками человека, следовательно, и сама жизнь! АМ – это самый главный инструмент в распоряжении человека – важнее знаний, жилища и автомобиля! И вот ЭТО, оказывается, никого не интересует! И я невольно прихожу к убеждению, что разумной жизни на Земле, действительно, всё еще нет!

Похоже, что люди даже не знают, что такое АМ. Психологи этим термином называют мозг или специфическую его функцию, в то время как АМ – это сугубо информационное явление. Впрочем, до появления кибернетики и ее раздела – информатики, во включении в рассмотрение понятия АМ не было объективной необходимости – ведь как-то же человечество прожило миллион лет без знания АМ. Но с появлением информатики и особенно РАЗНЫХ компьютеров люди волей-неволей стали сравнивать их характеристики, которые оказались очень и очень разными. При этом оказалось, что способность компьютера определяется не внешней одежкой, а его программой! Вот эта-то программа и является аналогом АМ человека.

И вот что странно: компьютерные программы как общеизвестные вещи существуют уже лет восемьдесят, а информационный АМ человека так пока и остается никому не нужным белым пятном! Лекции П.Кузнецова о структуре информации я прослушал году в 1974-м, но уже через два года развитие идеи АМ дало фантастические результаты: производительность моего труда в десятке различных работ возросла в среднем на порядок! Но даже этот факт не привлек внимание окружавших меня людей к АМ.

А тем временем мое исследование АМ продолжалось. Революционный скачок произошел в 1986 году в связи с изобретением мною полной концепции турбины, увеличившей разнообразие известных трубин более, чем в тысячу раз. Однако оказалось, что я изобрел нечто куда более существенное, нежели турбины: я изобрел новый способ создания принципиально новой информации! Если до этого новая вещь всегда являлась улучшением какой-то известной вещи, то мои канальные турбины являлись не улучшением лопаточных турбин, а совершенно новой вещью, не сводимой к известным. По крайней мере, я изобретал их именно так (хотя при описании изобретения я, конечно, был вынужден свести мои турбины к лопаточным, в результате чего получился странный гибрид ужа и ежа).

При этом я наметил и логику (алгоритм) ТАКОГО изобретательства. А когда я стал ее детализировать, то и вышел на конструкцию АМ. И теперь мой АМ уподобился автомобилю, в котором я могу улучшить как любой узел, так и концепцию самого автомобиля. Тем самым я обрел абсолютное могущество над своим АМ (заодно и над своим Я), а рекошетом и над результатами своего труда.

Замечу, что большинство людей (русскоязычных, ибо про иных не знаю) потребляют авторскую информацию прежде всего под углом своего больного тщеславия, усматривая в стремлении автора лишь единственную цель: любой ценой выделиться и заслужить аплодисменты. Они знают НАПЕРЕД, что если автор говорит непривычные для их сознания вещи, то автор – заведомо псих, страдает манией величия ну и так далее в том же духе. Они без малейшего сомнения верят лишь одному источнику информации – хозяйскому, – тому, что вставил в их сознание «единственно правильный» АМ. Вот и всё – приехали: дальнейший диалог является заведомо бессмысленным. Я таким людям сочувствую, но помочь ничем не могу. А свои тексты я адресую лишь тем, в чьем сознании содержится зерно сомнения: а вдруг в словах говорящего есть что-то дельное?..

Итак, с 1974 года, с момента лекций П.Кузнецова я, даже будучи человеком без первоначального капитала, снимаю неплохие дивиденды со своего АМ. В личном плане я живу в абсолютном раю, который закончится естественным образом в связи с моей кончиной. Но я отношусь к тем действительно психам, которые озабочены существованием человечества в вечности. С точки зрения логики, задача действительно ненормальная: какое мне будет дело до людей после моей смерти?! Да хоть атомная война – она меня уже не достанет! И многие делают из этого логический вывод: получай удовольствия при жизни, невзирая ни на какие нравственные ограничения! Да, быть микробом это очень просто, но я родился психом: мне это не интересно!..

Жак Фреско в своем выступлении в «Фильм Для Умных Людей – Советую всем» показал в красках отсутствие разумной жизни на Земле. В этой части у меня претензий к нему нет. Но когда он приводит рецепты для лечения болезни, то мое научное знание со многим согласиться не может.

Бедный Жак Фреско, как и Билл Гейтс! Они НЕ понимают, что богатство и известность сделали их почти пустотой, заизолировав от цивилизации! Богатство и известность окутывают человека непроницаемой броней ПОСРЕДСТВЕННОСТИ. Да, море аплодисментов истекающих от умиления уважаемых обывателей. Но они оказались в творческом вакууме: посредственность (пусть и уважаемая) не только не дает толчка мысли, но и просто мешает ЖИВОМУ мышлению. Они слышат лишь дифирамбы в свой адрес и напрочь ограждены от конструктивной критики. И потому им неизвестно, что ОРГАНИЗАЦИЯ их деятельности просто бездарна! Они не знают, что наличие финансового успеха еще не является достаточным свидетельством талантливости управления: этот успех может определяться какими-то иными факторами. И обыватель тоже не может понять, что деньги не являются критерием истины! За последние четверть века куча россиян стала мультимиллиардерами благодаря прозаическому воровству и жульничеству ну еще и месту, занимаемому в социальной иерархии. Так что разумность тут ни при чем...

Разумная жизнь начинается с допущения, что в словах первого встретившегося вам на пути собеседника есть крупица истины. И попробуйте ее увидеть...

...7 июня 2015 люди Жака Фреско опубликовали такой анонс к своему Проекту:
«Организация «Проект Венера» предлагает реальный план действий для социальных преобразований, направленных на достижение мирной и устойчиво развивающейся глобальной цивилизации».

А ровно через месяц и я опубликвал последнюю главу второго издания своего Z-проекта. Вообще-то мне трудно что-либо датировать в своем проекте, но его зародышем явился, по-видимому, афоризм Сократа: «Все люди живут, чтобы есть, я же ем, чтобы жить!», прочитанный мною лет в пятнадцать. И последующие шестьдесят лет моя концепция непрерывно развивалась. Да у нее и в принципе нет предела развития по самой своей сути: она декларирует лишь направление своего бесконечного развития – к никогда не достижимому Совершенству.

Тем не менее, один результат я не могу не отметить. Изобретение в 1986 году полной концепции турбины позволило мне создать логическую блок-схему вообще любого изобретательства или творческого мышления. Но, как и сотни сверхдешевых способов получения энергии любого вида, алгоритм изобретательства не заинтересовал никого...

А чуть позже, в 1992 году я узнал о существовании Теории Решения Изобретательсикх Задач (ТРИЗ), созданной гениальным мыслителем и изобретателем Генрихом Сауловичем Альтшуллером аж в 1956 году. Правда, моя система существенно отличалась от ТРИЗ: последняя была доведена до совершенства при решении по заказу изобретательских задач малой и средней трудности, в то время как моя методика давала решения трудных и важных задач, правда, обычно на случайные темы.

Но с завершением публикации Z-мира (в июле 2015-го) я вдруг увидел, что концепция Z-мира по своей значимости превосходит любое из открытий и изобретений, ибо она является полной кибернетической моделью... развитой ЛИЧНОСТИ. Конечно, каждый из ее элементов по отдельности тысячекратно исследовался тысячами мыслителей, но как ПОЛНАЯ СИСТЕМА она, похоже, впервые сформировалась в Z-мире.

Так вот, БЕЗ полной модели развитой личности любое моделирование будущих человека и  общества есть опасная утопия, ибо уводит человека далеко в сторону от реальности. И потому я задаю вполне закономерный вопрос создателю «Проекта Венера»: для КАКИХ людей он спроектирован? В своей лекции «Для Умных Людей» Жак Фреско показал лишь ничтожную часть того, как будет выглядеть совершенный мир Будущего. И если его критику существующего мира в одних случаях трудно не разделить, то во многих других она глубоко ошибочна. И что существенно: спор с уважаемым и вне всякого сомнения умным и высоконравственным автором «Проекта Венера» лишен практического смысла по простой логической причине: в модели Жака Фреско я не вижу места для личности. А без личности даже ресурсосберегающая модель экономики лишена всякого смысла – человека-то в ней НЕТ!..

На мое предложение хотя бы краткого диалога автор «Проекта Венера» не ответил...