Об организации сознания

Виталий Альбертович Иванов
Об организации сознания. Исследование истины / Виталий Иванов. – СПб.: Серебряная Нить, 2016. –274 с.
http://russolit.ru/books/download/item/3347/

Листалка. Читать:
http://pubhtml5.com/eail/xist
  =============================================

Из трактата «Категории и сознание»
Книги «Теория информационных систем»
----------------------------------

Разум, сознание основаны
-------------------
 на тех же самых информационных отношениях единого мира, которые лежат в основе функционирования атома, элементарных частиц, всего, что есть сущего. Усложнение информационных отношений непрерывно - от простейших структур до высших.
Фактическая дискретность уровней развития мировых структур, как неорганических, так и жизни, определяется оптимальными сочетаниями свойств, позволяющими выживать в конкурентной среде.
При этом структуры мы выделяем по принципу пространственного и временного разграничения качеств высшего уровня и относительной замкнутости информационных систем на себя.

Уровень развития сознания
-------------------
 определяется коэффициентом развития идеального мира, который есть функция от располагаемого им числа понятий (Nпон) и количества связей между этими понятиями (Nсв).

Kраз = f(Nпон, Nсв)

Даже при примерно равном числе понятий и связей между ними, т.е. при одинаковом коэффициенте развития сознания, у различных индивидов идеальные их миры по-разному организованы.


Если общий идеальный мир человечества, который объединяет собою все идеальные миры индивидов, представить в виде сферы, заполненной понятиями, то идеальный мир каждого конкретного индивида внутри этой общей сферы может быть рассредоточен по-разному. Здесь существуют два основных варианта.
-------------------

1. Основная масса понятий индивида густо сосредоточена в одной или в двух-трех небольших областях сферы, остальные же понятия – распределены очень редко в других ее областях.
2. Все понятия индивида более-менее равномерно рассредоточены по всей общей сфере.
 В первом случае это - узкий специалист в одной или нескольких областях, во втором - дилетант с широким кругозором. Второй лучше ориентируется в жизни, чем первый, и лучше к ней приспособлен. Первый может, глубоко изучив свою область, развить ее еще далее, глубже, детальнее. Второй - установить новую связь между далеко отстоящими друг от друга крупными группами понятий, организовать новую глобальную суперсистему. Например, создать новую философию или религию, новое мировоззрение.

Кроме того, у одних индивидов большая часть понятий может непосредственно отражать объекты материального мира, это практики: предприниматели, инженеры, рабочие. У других же относительно большая часть понятий может принадлежать к тем областям (или уровням) сферы, которые не имеют себе прямых аналогов в материальном мире, это - люди науки, искусства, служители церкви. Такое разделение не означает, что вторые по сознанию своему выше первых: коэффициент развития разума при равном общем числе понятий и связей один и тот же.

При одном и том же числе понятий может быть разное количество связей. Малое количество связей говорит о механическом запоминании, большое - о действенном усвоении. Лучшее усвоение - включение новых понятий в общую схему, структуру образов, представлений, теорий. Мало связанные понятия могут быстро забыться и приносят малую пользу, т.к. редко задействуются именно из-за своей малой связанности.
Для практической ориентации в мире лучше иметь хорошо связанную, пусть небольшую группу понятий, распределенных по всей сфере человеческой деятельности, нежели во много раз большую группу понятий, однако же между собой малосвязанных. При этом лучше всего связи устанавливать самому, на базе опыта личного. Люди, ищущие свой путь, всегда оригинальны и интересны.
 Наверное, абсолютное большинство самых важных, первичных связей в сознании устанавливается в результате личного опыта. В то же время, с развитием индивида, в зависимости от обстоятельств и целей, понятия могут выбираться - и, конечно же, выбираются - из общей идеальной сферы человечества (долговременная память) в сознание индивида (оперативная память) различными выборками.

Чем шире у человека круг понятий, пускай самых общих, тем воспитаннее человек, тем легче он воспринимает любую новую информацию, лучше ориентируется в жизни, и тем вероятнее расширит общую сферу или откроет в ней новые связи.
В процессе обучения происходит установление новых реперных точек, растяжение сферы сознания; добавление новых и вынос известных уже понятий из круга привычного; совершенствование, усложнение и оптимизация понятий и связей между ними.
Необходимо развивать не память, а сообразительность,
-------------------
 умение пользоваться информацией, ставить вопросы, делать выводы, умение понимать, схватывать, обобщать и принимать решение. На первом этапе развития личности необходимо не столько образование, сколько воспитание.

Слова
-------------------
 - названия понятий. Для создания модели языка для начала нужна понятийная модель, модель сознания, а не наоборот.
Но понятия непрерывны, а слова дискретны.
Центр понятия - корень слова. Суффиксы, приставки, окончания и прочее - типовые косвенные связки между понятиями.

Без органов ощущений не может быть разума. Без личного опыта человек не может ориентироваться в окружающей среде. Родившийся человек - чистый лист. Оценки расстояния до предметов, времени их достижения и т.д., все самые простые понятия возможны только при условии наличия некоторого количества именно личного опыта. Человек не может воспринимать информацию, ничего не ощущая - не видя, не слыша, не осязая.
Разумность
-------------------
 - целенаправленное моделирование материального мира в идеальном с целью развития себя и Вселенной. Развивая собственное сознание, мы увеличиваем потенциал созидания мира.

Возможно, для человека существует некоторое определенное количество «мозговой» интеллектуальной энергии, предназначенной для установления связей между понятиями. У людей «одной идеи» мало связей между понятиями, но они прочны. А может быть связей много, но слабых, подвижных, живых. Именно через многие слабые связи чаще рождается новое.

Для любого живого организма каждое воздействие на него конкретно. Но в ряде воздействий, в некоторых их группах, есть нечто общее. Рефлексы вырабатываются в результате установления связей между понятиями, отражающими типичные явления мира материального. Простейшие обобщения, абстракции доступны не только сознанию человека, но и более низшим. Другое дело, что у простейших могут вырабатываться только рефлексы, т.е. прочные связи между внешними явлениями и внутренними реакциями. А у высших животных и, в особенности, у человека устройство мозга позволяет устанавливать временные произвольные связи
-------------------
 между любыми понятиями, и необязательно раскрывать их программу во внешний мир.
 Психика
-------------------
 у животных характеризуется тем, что действие, связь между объектами идеальными почти всегда ведет к действию, связи между соответствующими объектами материальными.
Сознание дает возможность иллюзорного действия, действия только в идеальном мире, допускает разрыв непреложной для психики связи между процессами в идеальном и материальном, разрешает проигрывание вариантов сложного действия в идеальном без обязательного перенесения соответствия их в мир материальный.

Дополнение понятия новым оттенком смысла - новая связь с другими понятиями.

Понятия
-------------------
 могут не иметь четких границ. Но у них есть некоторые смысловые центры, от которых они постепенно сходят на нет, переходя в другие понятия. Отсюда взаимопроникаемость понятий.
-------------------
 Так цветовой спектр постепенно переходит от цвета к цвету. У разных людей границы одноименных понятий различны.
Пространство понятий непрерывно и многомерно. У сознания столько измерений, сколько оно содержит понятий. В многомерном пространстве понятий каждое из них можно связать с любым другим понятием. Ограничения - стереотипы мышления, речи. Гении разрывают жесткие связи и устанавливают новые, более оптимальные.
Поле понятий непрерывно, как и мир материальный. Стоит вспугнуть одну мысль, как их встревоживается целая стая. Это как ветер и кроны деревьев, или тонкая ткань; не может шевелиться один лист или одна ниточка, порыв - и все заволновалось...

Как картина с помощью красок и кисти пишется на холсте, сцена жизни запечатлевается на кинопленке, музыка записывается с помощью нотных знаков, так и понятия запечатлеваются в мозгу с помощью
-------------------
 естественных процессов - химических, электромагнитных, ядерных или других; каких именно, пока неизвестно. Факт то, что фиксируется посредством некоего кода одна или несколько сторон предмета, доступных органам ощущений. Тем самым из материального объекта (интеграл по непрерывному полю всех своих сторон) получается идеальный (сумма сторон, воспринимаемых субъектом дискретно, - зрение плюс слух и т.д.). Точно так же, в случае другой группы понятий - реакции организма - в кодах фиксируется необходимая последовательность деятельности органов (абстрактная работа ума, органов воздействия на среду или др.). Раскрывая систему кодов, мы понимаем и повторяем уже известное.

Существует мнение, что мир - лишь комплекс ощущений субъекта, нельзя доказать, есть он или же нет. Доказать-то нельзя... Но весь опыт человечества говорит: материальный мир есть,
-------------------
 и мы, инструмент самопознания и саморазвития материи, через строительство и развитие индивидуальных идеальных миров, его открываем и развиваем для всех.
Не материальный мир, но наше сознание строится на базе собственных ощущений.

Подсознание
-------------------
 - готовые, крупные, однако не используемые постоянно понятийные схемы, полученные на базе чужого или личного опыта. Все многочисленные внутренние, промежуточные связи глубоко спрятаны, не осознаются, как важные; на поверхности - только малозаметные вход и выход.
Сознание
-------------------
 - то, что на поверхности идеального мира, в постоянном поле зрения «я», наиболее в данное время важные для субъекта понятийные схемы, где происходит активная логическая генерация новых понятий, теорий.
Сверхсознание
-------------------
 - разрыв подсознания, пробой готовых схем, молниеносное установление новых связей не логически или непосредственным опытом, а внеопытным прозрением, интуитивной догадкой. Устанавливается принципиально новая прямая связь или более оптимальная понятийная схема. Идет по нарастающей «снежный ком» установления новых связей, лавинообразных ассоциативных доказательств, подтверждений глубоко скрытым внутренним опытом.
Прозрения и решения приходят мгновенно. На их доказательство и «оправдание» может не хватить жизни...

Мозг
-------------------
 возник и развивался как орган управления все более усложняющимся организмом и усложнялся вместе с ним. Изначальная функция мозга - управление конкретными органами, и в основе его работы не может быть ничего иного, как отражений, понятий, соответствующих элементарным движениям или ощущениям этих органов. А на основе уже этих элементарных понятий строится иерархическая многоуровневая схема сложных понятий и представлений и осуществляется переход к абстрактному. Т.е. от конкретного - к абстрактному. А дальше уже возможно и обратное продолжение: от абстрактного - к конкретному.

Сознание построено на вере
-------------------
 в непогрешимость комплекса существующих в нем же понятий. Каков этот комплекс, таким представляется нам и мир.
Откуда берется наш комплекс понятий? - Из чужого и собственного опыта. После некоторого количества повторений временной или пространственной последовательности явлений мы устанавливаем их взаимозависимость и, по существу, увераваем в то (запоминаем и полагаем), что и в дальнейшем в аналогичных ситуациях данная последовательность непременно будет случаться.
Сознание состоит из комплекса взаимозависимых понятий и верит как бы само в себя.
Наибольший вред адекватности сознания и действительности наносит ложь, неверная информация. Сокрытие информации и сознательное ее извращение надо наказывать по закону. Это наносит вред не меньший, чем непосредственное разрушение.
Миры, построенные на лжи,
-------------------
 аналогичны раковым опухолям для здорового организма.

Не единичное и общее, а иерархия понятий. Одно и то же понятие может быть и единичным и общим одновременно - соотносительно к другим, смежным понятиям. Примеры: « - род - вид - семейство -», « - береза - дерево - лес -».

Свежую мысль выдать крайне трудно. И тут главное: то, что является открытием для себя, не обязательно новое для другого. Невозможно объять сферу Разума человечества.
Каждая приходящая мысль смеется над нами, намекая на неведомое число возможных повторений и варьирований известного. Все мое может унизить меня, доказав, что мое все - чужое...

Самое сложное для Разума - найти себе меру.

Может ли мозг черпать знания непосредственно из себя,
-------------------
 из внутреннего исследования - осознавания собственного устройства и глубинных основ материи? Могут ли быть ощущения не только вовне, но и внутрь нас? Отчего мы думаем, что ощущения ориентированы только во внешний мир, а и не в глубину нас и через нас - в глубину мира? Только потому, что такие важные ощущения, как, например, зрение, - односторонни, направлены во вне нас, подавляют что-то другое количеством и сиюминутной (может быть, кажущейся?) важностью своей информации?
Разве сам познающий - не первый объект познания? То, что мы сознательно познаем идеальный и материальный миры внутри нас, это понятно. Но почему мы уверены, что нет возможностей познания материальных основ Вселенной непосредственно разумом - внутри разума, мозга? Не может ли быть мозг в некоторых смыслах самодостаточным, самым совершенным инструментом самопознания мира? Может быть, в основном он познает мир именно какими-то возможностями, обращенными внутрь, а все остальные органы организма нужны только лишь для его внешней защиты? Что мы знаем о совершеннейшем из всего, что создавала материя? В конце концов, и процесс появления знания, как результат взаимодействия мозга и одних только внешних органов ощущений, - лишь одна из возможных гипотез.
Зрение, слух, осязание - связаны с нервными окончаниями мозга, направленными во вне его. Что мы знаем об окончаниях, работающих во внутрь? Логично предположить возможность их существования и то, что они не менее важные. Может быть, человек сможет рассмотреть атом без микроскопа? И разве устройство микроскопа, даже самого сложного, сложнее устройства глаза? Просто микроскоп не нужен каждому человеку.
Что видим мы внутренним зрением? Что мы слышим в себе и в бездонных глубинах мира? Что прозреваем мы через себя во Вселенной?..

Первые понятия
-------------------
 были элементарно просты и существовали элементарно малый отрезок времени. Многие из них, возникнув раз, исчезали, но появлялись вновь; снова и снова появлялись и исчезали; и так - многократно. Но общая тенденция была все-таки к усложнению и отбору необходимого. Необходимейшее, все более сложное, закреплялось.
Так шла природа к понятиям человека. Человек и то, что идет за ним, призваны для сохранения всех понятий, всех до единого.
Необходимо, чтобы все возникающие понятия сохранялись навечно. Ничего не должно быть потеряно! Это самое драгоценное, что производит материя. Опыт, ее знания о себе, все - в понятиях. И все это должно не только храниться во все более совершенных хранилищах памяти, но и использоваться всеми, кто способен понять, для добывания новых знаний, развития идеального мира и мира материального.

Сознание
-------------------
 - многомерная сфера понятий, где каждое понятие - сфера меньшая целого. «Я» путешествует между понятиями и, объединяя их, порождает мысль, которая, по существу, - связь между понятиями.
«Я» бродит и внутри сферы понятия сложного. Сейчас оно на одной его стороне, через мгновение - противоположной. Вы слышали одну фразу, через минуту - другую. Если вы не знаете содержания моего понятия полностью, эти две фразы вам могут показаться совершенно несвязанными. Тем не менее, я говорил об одном, находясь в сфере одного своего понятия, непростого, хранящего внутри себя многое.
Это «я», или внутренняя инстанция, считывает информацию идеального мира. Она же и всю жизнь конструирует идеальный мир из элементарных кирпичиков информации, поступающих извне, из материального мира через органы ощущений. Она же осуществляет и более сложные перестройки блоков информации.
«Я»,
-------------------
 соразмеряясь с понятиями и информацией, поступающей от органов ощущений, руководит сложными реакциями организма, ориентацией его в окружающем мире, постановкой целей и прочим.