Слово о Ковчеге Завета

Ангелина Кныш
Искренне верующий человек живет среди постоянных чудес, в основном, конечно, мелких, но некоторые из них могут определить направление всей его дальнейшей жизни.

Покойный предстоятель УПЦ (МП) митрополит Владимир рассказывал, как еще совсем молодым и неопределившимся в своем жизненном выборе зашел в церковь и стоял у иконы, когда к нему обратилась какая-то женщина. Она сказала, что в будущем он будет монахом и дала ему крестик. Когда через мгновение он оглянулся, женщина бесследно исчезла.

В церковных преданиях сохранилось немало сведений о предметах, полученных людьми свыше. Например, Нерукотворный Образ Иисуса Христа на полотне, которое Он приложил к лицу; икона, которую сама Богородица вручила греческим зодчим с напутствием построить в Киеве храм в будущем Киево-Печерском монастыре и т.д.

Однако самыми великими святынями, полученными людьми непосредственно от Бога Отца, являются каменные скрижали Завета с заповедями, которые Моисей получил на горе Синай. Они легли в основу законов, по которым человечеству предписывалось строить свою жизнь на земле и нарушение которых влекло за собой различные бедствия в текущей и лишение Царства Небесного в будущей жизни.

Эти скрижали представляли собой настолько великую ценность, что для их хранения Господь повелел соорудить специальный ларец (Ковчег) и хранить его в Святая Святых (особом помещении) специально сооруженного Храма. Все размеры, материалы и другие указания по строительству Ковчега и Храма подробно описаны в Библии. Построить Храм Бог доверил сыну царя Давида, Соломону, поскольку он не замарал своих рук человеческой кровью, а совершать службу перед Ковчегом имел право лишь раз в год еврейский первосвященник.

В Священном Писании описаны также многочисленные чудеса, которые являл Ковчег.  Во время переходов, странствий в поисках Земли Обетованной и военных походов Ковчег несли впереди, как святыню и оберег. При  исходе евреев из Египта над Ковчегом постоянно находилось облако, холмы на местности выравнивались, реки и моря расступались, были обрушены стены Иерихона после обнесения Ковчега вокруг города и т.д.
 
Ковчег обладал и разрушительной силой. Он метал молнии, на него нельзя было смотреть, к нему нельзя было прикасаться. Всевышний карал смертью всех, кто осмеливался это делать вне рамок предписанных ритуалов. По преданию, когда ковчег перевозили на колеснице, в дороге волы его сильно наклонили, и один из евреев, Оза, простёр руку, чтобы придержать его. Но Господь разгневался на него и поразил его за то, что он простёр руку свою к ковчегу; и он умер тот час (1Пар. 13:9-10).
 
Однажды Ковчег захватили филистимляне, но вскоре вынуждены были вернуть его обратно, и еще принесли вместе с ним множество золотых даров. Причиной этому послужило то, что присутствие Ковчега в их городах вызвало множество страшных бед и катастроф.

Но самым главным свойством Ковчега являлось то, что он служил средством коммуникации (связи) Моисея и других допущенных к нему пророков с Богом.

Бог сообщил Моисею, что над Ковчегом между двумя херувимами Он будет открываться ему и давать указания народу Израиля.  «Там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения, о всем, что ни буду заповедывать чрез тебя сынам Израилевым» (Исх.25:22).
 
Однако все это длилось весьма недолго. Практически вскоре после смерти Соломона (928г. до н.э.) Ковчег Завета бесследно исчез!
 
Если в целом в Библии Ковчег Завета упоминается 193 раза, то после смерти царя Соломона – всего один раз, при царе Иосии  (взошёл на престол в 640 году до н. э.). При этом царь Иосия, решивший провести ремонт в Храме, поручает священникам не носить Ковчег на раменах (плечах), а поместить его в Храм (значит, он почему-то находился не в Храме?).
 
Возникают сомнения, существовал ли уже к тому времени Ковчег, поскольку ничего не сказано о выполнении этого распоряжения царя. Кроме того, о поклонении великой святыне в Библии вообще не упоминалось в течение почти трехсот лет между правлением Соломона и Иосии, а также в дальнейшем после Иосии.

Существует несколько версий о путях исчезновения Ковчега: спрятан царем Иосией в тайнике Храма; увезен в Вавилон после разрушения Храма Навуходоносором в 586г. до н.э.; спрятан пророком Иеремией в пещере на горе Нево; вывезен в Эфиопию; похищен римлянами и вывезен в качестве трофея и т.д.

Думается, о вывезении куда-либо этой святыни речь идти не может – филистимляне в свое время похищали ее, жестоко поплатились и вынуждены были вернуть.

Спрятать ее где-то на Земле, где, как говорил Христос, «воры подкапывают и крадут», а также разрушают (тот же Храм неоднократно) и оскверняют – это тоже вряд ли Господь допустил.
 
Стоит обратить внимание на ситуацию в израильском царстве в те времена. После смерти царя Соломона оно распалось на два государства –Израильское и Иудейское с центром в Иерусалиме. При этом Иерусалим часто подвергался нападению и разграблению не только со стороны иностранных государств, но и соседнего Израильского царства.
 
В целом евреи после заселения в Землю Обетованную так и не выполнили до конца повеление Бога истребить местные племена за их грехи похлеще содомских, а наоборот, стали в ряде случаев брать их представительниц в жены. Более того, их цари многократно продолжали гневить Бога своим идолопоклонством и попиранием Божьих заповедей.

Поэтому наиболее вероятным является предположение о том, что Господь в гневе решил резко ограничить общение с избранным народом  и разрушить Иерусалим вместе с Храмом (так оно и вышло на самом деле). При этом с целью сохранности КОВЧЕГ БЫЛ ВЗЯТ НА НЕБЕСА. Это было произведено тайно, чтобы не было спекуляций о том, что Божьи заповеди теперь «отозваны». Шанс на покаяние грешникам все же был оставлен.

О том, что Господь забирал на небеса не только души, свидетельствует, например, перенесение туда живыми Еноха и пророка Илии на огненной колеснице, а также тел наиболее великих перед Богом святых – Богоматери и апостола Иоанна Богослова (их тела таинственно исчезли вскоре после погребения).

Ну, а самый главный аргумент озвучен в Евангелии, где сказано о том, что увидел Иоанн Богослов на небесах: «И отверзся храм Божий НА НЕБЕ, и явился КОВЧЕГ ЗАВЕТА ЕГО В ХРАМЕ ЕГО; и произошли молнии и голоса, и громы и землетрясение и великий град» (Откр.11:19).

А ведь и в самом деле, Ковчег Завета слишком великая святыня, чтобы оставлять ее на земле на попрание все более и повсеместно лютующим свиньям!