Байка про учение

Валера Матвеев
                Об образовании
 В последнее время стало всё больше слышно недовольных голосов в обсуждении существующей в нашей стране системы образования. Одни просто критикуют нынешнюю систему за «никудышные» знания, а другие просто настоятельно требуют вернуться к Советской системе обучения. К единому мнению в этой общей полемике обе стороны пришли только в одном вопросе: нужно убирать ЕГЭ, так «здорово» придуманный американцами и перехваченной, как и всё американское, нашими подхалимами международного пошиба. Так долго и упорно шли к этому  американскому эталону образования, а тут на тебе! Не нравится! А многие уже так привыкли к этому экзамену-угадайке. Впрочем, «угадайке» во всём и везде. Не надо знать, о чём идёт речь, а знать надо только номер вопроса и место, где поставить галочку. А можно и просто угадать. Где надо, эти вопросы решаемы. Хотя обставлено всё на этих экзаменах сверхсекретно. А кто сдаёт идеально? Правильно, самые «русские»! Дагестан, Чечня… А вот, если бы они просто списывали, то такого результата, уверен, вряд ли добились…

Но вместе с тем всё чаще слышно: «А вот у нас при Советской власти…». И дальше всё сводится к тому, как нас хорошо раньше  учили, как много мы раньше знали. Но, стоп, любители «здорового образа образования»! Давайте совершим небольшой экскурс в наше прошлое отношение к этому самому образованию, «самому лучшему в мире».
Вспомните себя и ваши рассуждения того «счастливого» времени. А, может быть, в большинстве своём такими остаются и сегодня, эти рассуждения? У многих отношение к школе осталось на том же «доисторическом уровне» неардартальцев, которые могут камнем о камень ударить, и ладно, хватит познавать мир дальше. Что они и подтверждают своими современными высказываниями. Правда, почему-то, всё-таки вспоминают своё  «лучшее образование в мире». Итак, с чего же это всё начиналось-то, а?

 А начиналось всё элементарно просто (просто сил нет, как хочется добавить, Watson). Мы не понимали, зачем надо знать алфавит именно в том порядке, который нам предлагали? Нас заставляли читать. Да ещё те книги, которые мы изначально воспринимали это, как что-то типа вражеской литературы, отнимающей у нас детство, и громко возмущались все вместе в едином порыве. А к чему мне отличать пестик от тычинки, если я буду работать на заводе, производящим межпланетные ракеты? Ну, скажите, кто не задавал себе такие или подобные этим вопросы? Только не кривя душой. Почти все!

Мы взрослели, и вопросов с каждым годом становилось всё больше. Закончили школу. И они становились каким-то одним вопросом, объединившись в один, наиболее злободневный: а где это, что мы учили десять лет, нам пригодилось? Где нам нужны «пифагоровы штаны», а где пригодился стишок «Иван родил девчонку…»? И вообще, зачем знать сумму квадратов котангенсов? А увеличится наша зарплата оттого, что мы будем знать расположение планет в солнечной системе?
Однажды, это было давно, мужик сказал мне: «Зачем мне знать, сколько дней в месяце, для этого существует календарь, посмотрел и всё сразу понятно». А действительно, зачем? Сейчас, например, существует для тех, кто не желает «грузить» свою голову, вездесущий интернет. Так тогда возникает вполне логичный  вопрос: зачем вообще нужна эта средняя школа? Давайте оставим курсы «кнопочников», вообще проблем не будет. Но только в духе времени, коммерческие курсы.

Вот интересно, что ответит подавляющее большинство взрослого населения нашей необъятной державы с различной степенью образованности на вопрос ребёнку, который задавали ему на тесте на сообразительность при поступлении в школу, определяющий его интеллект. Естественно, это для тех, кто не знает ответ заранее. Что общего у молока и ёжика? Кто смог  правильно ответить, смело могут собирать портфель (или ранец) и идти в школу в первый класс. Подумайте, а ответ  вас, образованных людей, немного должен шокировать. Они оба СВОРАЧИВАЮТСЯ. Это что, ребёнок до шести лет своё детство «угробил» на кухне у плиты, чтобы знать свойства несвежего  молока?

Это я к чему? Помните песню Примадонны «Волшебник-недоучка»? Это была шуточная песня. Теперь уже, как и всё в своём большинстве, эту песню сейчас можно считать, согласно поговорке, лишь долей шутки. В сегодняшнем образовании стало не до  шуток. И это, если оставить за бортом обсуждения «школьную коррупцию»: различные «жизненно необходимые» сборы средств на разнообразные, назовём их скромно, мероприятия.

При поступлении в школу ребёнок должен уметь: читать, считать и ещё кое-что, «о чём не говорят и не проходят в школе». Опять же  возникает вопрос, а зачем тогда нужна ребёнку школа, если он и так всё необходимое уже освоил? Если в начале обучения они всё знают, то в конце учёбы в школе они не только не знают, но и не хотят ничего знать потому, что…

 Одни собираются поступать для продолжения учёбы по определённой специальности в учебные заведения более высокой категории, где математикам (извините за выражение) на хрен не нужна литература, а историкам и физика вместе с математикой. Они уже за три года до окончания школы «забили» всё, что можно  на ненужные им в дальнейшей профессиональной карьере  предметы. Так как же можно научить, даже «вдолбить» знания в головы учащихся, если это им всё «по барабану»? А не дай Бог, учитель тронет «ребёнка» ростом в два метра, весом в центнер. Тут родители сразу побегут в прокуратуру. Последствия будут не предсказуемы.

 В университете и колледже (автора нового названия техникума повесил бы за интимную часть тела и отправил бы… подальше) уже другая «система» образования: ты несёшь деньги, в ответ получаешь … оценки. Сколько денег, такие и оценки. И это до того  сильно пропитало наше высшее и средне-специальное образование, что я, честно говоря, повернуть его обратно в нужном направлении не вижу средств. А как альтернативу такой учёбе, я всегда предлагал покупать дипломы о высшем образовании в переходе. Намного, по-моему, дешевче… Дешевлее… А какая разница.
Посмотрите, студенты за зачётом к преподавателю стоят, как в очереди к банкомату счета оплачивать. В одной руке «зачётка», в другой деньги. А это знаменитое: «Ой, он всех валит!», стало прямо зловещим и всё объясняющим слоганом, которое хоть вывешивай на двери аудитории, где принимают экзамен. С припиской стоимости экзамена или зачёта.

Однажды племянница пришла в гости (она училась на третьем курсе в университете, а родители были далеко и им, вдобавок, ещё и было по фиг, за бутылкой горькой) и говорит: «Все уже сдали деньги за экзамен, а без денег ей сдать невозможно!» Наш вердикт был таков: если сдашь деньги, мы тебя больше не знаем. Разговор происходил за два дня до экзамена. Итог: сдала «бесплатно» на «хорошо». А вы верите в басни про преподов-извергов? Если такие и бывают, то это один на миллион!

 Вот, наконец-то, и наше правительство решило внести свою лепту в дело образования своего народа. Они решили, что двух уроков русского языка в неделю необходимое и достаточное условие для «образованного русского человека». А кто желает знать больше «необходимого и достаточного», тот пусть получает дополнительные знания за отдельную плату. Прямо эту идею так и хочется развивать дальше, что я коротко и не сильно навязчиво попытаюсь в двух словах сейчас же сделать.

 Судя по высказываниям народа, и, поддерживающих эти высказывания, решения правительства, следуют следующие выводы. Во всех общеобразовательных школах ввести бесплатное образование одноклассного периода обучения. Сократить количество предметов в период обучения до трёх: чтение, арифметика (сложение и вычитание до 100) и третий предмет по профилю. Мальчикам охранное дело с элементами «шмона», девочкам хитрые торговые операции. И платный факультатив: кнопочное дело. И ВСЁ! Остальное, если кому-то вдруг понадобится, платно. Мне такая постановка вопроса очень нравится, а главное, что удовлетворяет чаяния самых обширнейших слоёв населения!

Исчезает у родителей самая сложная часть воспитательного процесса: проблема подготовки уроков! Можно увеличить трудовой стаж за счёт понижения возраста начала трудовой деятельности, а не повышения пенсионного возраста! А, если хорошенько подумать, то можно ещё что-нибудь «полезного» для нашей любимой Родины придумать.

Только при такой постановки вопроса возникает одна беда, возникает одна невероятно серьёзная  проблема. Чем же будет убивать основное количество работников (не хочу даже их называть рабочими и служащими) своё рабочее время, какими являются   продавцы и охранники, так называемой, новой формации? Даже примитивные сканворды, детского уровня кроссворды и прочие там …ворды им же будут очень далеко не по «зубам». Вот вам и возникла ещё одна проблема в жизни общества! Чем занять свободное рабочее время рабочего населения? Выход напрашивается один: надо идти учиться. Но, правда, уже за свежезаработанные деньги. Вот тогда-то  встанет на небывалую высоту престиж профессии учителя. А как вырастут у них на репетиторстве заработки! И не будут они больше  жаловаться премьеру на свою зарплату! А педвузы отбоя не будет от абитуры! Только откуда ей взяться при таком обучении?