Это наша с тобой биография

Валерий Ефимов
Очень часто меня, краеведа, упрекают в отсутствии авторской позиции и оценке: мол, переписываю и присваиваю чужие мысли, занимаюсь открытым плагиатом. Однозначно на эту критику не ответить. Сегодня я решил посмотреть на жизнь нашей страны песнями тех лет,которые мы хорошо знаем и цитируем до сих пор. Что из этого получилось - вам судить. Иногда за мои наблюдения и заметки называли и тролем, и предателем. Об этом в моих корреспонденциях о депортации крымских татар и Светлане Алексиевич. Мол, Ефимов, вы не так думаете, как надо...
Итак, слово песням недавнего прошлого.Чтобы меня опять не обвинили в "коммунизме", не назвали апологетом капитализма и тролем, даю свой комментарий, не собираюсь вступать в полемику с инакомыслящими, так как своих точек зрения не меняю...

А вместо сердца - пламенный мотор. - Последняя строка куплета песни "Все выше" ( слова  П. Германа, музыка Ю. Хайта, 1922):

 Мы рождены, чтоб сказку сделать былью,
 Преодолеть пространство и простор.
 Нам разум дал стальные руки-крылья,
 А вместо сердца - пламенный мотор.

1. О самолете, 2. О деятельном, неутомимом человеке. 3. О бездушном человеке.
(Я вспоминаю крылатые строки из стихотворной баллады Николая Тихонова: "Гвозди бы делать из этих людей..." Изготовили из нас в годы застоя и Советской власти такие "гвозди", которыми можно заколачивать что угодно и когда угодно, и без нашего ведома, в бездушном механизме государственного аппарата - автор).

А годы летят, наши годы, как птицы летят... - Строка из припева "Комсомольской песни" (слова Е. Долматовского, музыка М. Фрадкина к кинофильму "Добровольцы" 1958 год.
В этом фильме снялся один из моих любимых актеров Леонид Быков. к сожалению, эту ленту на голубом экране не часто увидишь: мы лицезреем только полоумных "Блондинов в каком-то там ботинке". О самой организации я уже не говорю, о ней молодое поколение и слыхом не слыхивало...
Вот так и живем, не ждем тишины,
Мы юности нашей, как прежде верны.
И сердце, как прежде, горит от того,
Что дружба превыше всего...
А годы летят, наши годы, как птицы, летят,
И некогда нам оглянуться назад. - 1. О быстро текущем времени. 2. О незаметно подкравшейся старости.

А город подумал - ученья идут.... - Цитата из песни "Огромное небо" (Слова Р. Рождественского, музыка О. Фельцмана). Песня получила популярность в исполнении Т. Миансаровой. Летчики загоревшегося в воздухе самолета ценой жизни не допустили его падения на жилые кварталы:
Стрела самолета рванулась с небес,
И вздрогнул от взрыва березовый лес.
Не скоро поляны травой зарастут...
А город подумал - ученья идут..."
Словарь крылатых выражений говорит, что эта песня родилась в 1971 году, но, помнится, я ее слышал в детстве в исполнении Бернеса. У Юрия Визбора в "Кругозоре" я помню "Балладу о курсанте" о таком же факте. Увы, ныне самолеты все чаще и чаще гибнут в катастрофах, падая даже на спящие дачные поселки... - 1. О катастрофах. 2. О неверном истолковании кем-либо какого-либо события.

Аты-баты, шли солдаты. - Цитата из детской считали:

Аты - баты - шли солдаты,
Аты - баты -  на базар.
Аты - баты - что купили?
Аты - баты - самовар.
Аты - баты - сколько стоит?
Аты - баты - три рубля.
Аты - баты - кто выходит?
Аты - баты - это я.
Я помню в детстве у нас была немного другая концовка:
Аты - баты - дайте мне!
Аты - баты - фиг тебе...

В моем любимом одноименном фильме и такая трактовка:
Аты-баты - шли солдаты.
Аты-баты - на войну.
Нам бы бы кралю, нам бы кралю,
Нам бы кралю, хоть одну...  - 1.  О передвижении солдат. 2. О службе в армии определенной категории людей. 3. О якобы резко текущих переговорах.

А я еду, а я еду за туманом, за туманом и за запахом тайги... - Рефрен песни "За туманом" барда Ю Кукина (1964):

Понимаешь, это странно, очень странно,
Но такой уж я законченный чудак:
Я гоняюсь за туманом, за туманом,
И с собою мне не справиться никак.
Люди посланы делами,
Люди едут за деньгами,
Убегают от обиды, от тоски...
А я еду, а я еду за мечтами,
За туманом и за запахом тайги.

Все чаще и чаще мне приходилось слышать  несколько иной, обывательский, вариант:
А я еду, а я еду за деньгами,
За туманом едут только дураки...
Кому - что и Богу - богово
1. О романтиках, не боящихся трудностей. 2. О приоритете духовных ценностей.

Без бумажки я букашка, а с бумажкой - человек... - Название и концовка "Песни бюрократа" (слова Лебедева- Кумача, музыка Листова, 1931):
Не родиться,
Ни учиться,
Ни трудиться,
Ни жениться,
Ни болеть,
Ни хорониться
Без бумажки не годится!
В жизни главное - бумажка, -
Береги ее весь век.
Без бумажки - ты букашка,
А с бумажкой - человек!
Не потеряли актуальности эти слова и сегодня. - О бессилии человека перед бюрократической машиной.

Броня крепка, и танки наши быстры. - Цитата из "Марша танкистов" (слова Б. Ласкина, музыка Покрассов к к фильму "трактористы" 1939):

Броня крепка, и танки наши быстры,
И люди наши мужества полны.
В строю стоят советские танкисты,
Своей великой Родины сыны.

Все чаще и чаще тоже по волшебному голубому ящику показывают лубочных "Кубанских казаков" и не от мира сего непобедимых советских танкистов. Я стараюсь эти фильмы не смотреть: даже скулы сводит от тоски и скуки.
1. О мощи армии. 2. Обозначение силы и несгибаемости


Весь мир насилья мы разрушим до основанья....
 - Цитата из "Интернационала" Э. Потье, 1871. Поступили буквально большевики и более позднее поколение, нового, однако, не создали: не было дано. В результате мы имеем то, что имеем: ни образования, ни культуры, ни медицины... Звездец подкрался незаметно, хоть виден был издалека.

Все вокруг колхозное, все вокруг мое. - Концовка белорусской песни-беседы "Зять и теща" 30-е годы:

- Все хозяйство, зятюшка,
  Покажи свое.
  Доброе ль предвидится
  У тебя житье?
- Отвечаю, теща:
  Доброе житье,
  Все вокруг колхозное,
  Все вокруг - мое! - 1. Оправдание незаконного присвоения общественных богатств. 2. О колхозном имуществе. В нынешних условиях, когда разворовали все и вся, это в комментариях не нуждается.

За детство счастливое наше спасибо, родная страна! - Рефрен "Песни советских школьников" (Слова Гусева, муз. Салиман-Владимирского, 1935):
Мы -  дети заводов и пашен,
И наша дорога ясна.
За детство счастливое наше,
Спасибо, родная страна!...
- выражение благодарности советских  детей своей родине. Да так и было: практически все в нашей стране было бесплатным и доступным и не только для детей.

Люди гибнут за металл... - слова из арии Мефистофеля, героя оперы "Фауст":
Край на край встает войной,
И людская кровь рекой
По клинку течет булата -
Люди гибнут за металл!
Сатана там правит бал.
Там правит бал, там правит бал!
- Увы об этом кровавом бале не только в интересных "Буднях  мента" моего друга Игоря Черных, с которыми Вы можете познакомиться зайдя на его страничку. На днях на страницах магнитогорской прессы появилось сообщение, что в доменном цехе обнаружены трупы трех рабочих, задохнувшихся от угарного газа. Позже стало известно, что они к производству никакого отношения не имеют: решили заночевать здесь, поживиться за украденный металл да и нашли свою смерть.

Мы едем, едем, едем в далекие края.... -

Цитата из "Песенки друзей"(слова Михалкова, муз. Старокадомского к кинофильму "Веселые путешественники", 1937):
 Мы едем, едем , едем
 В далекие края.
 Хорошие соседи,
 счастливые друзья. - Так называется и первая глава сказочной повести для детей, настоящего детектива Светланы Никитиной "Путешествие в царство Базидию", изданной 25 лет назад тиражом 50 тысяч экземпляров и моментально разлетевшимся по всей стране. Ныне писательница и мой друг  издала сибирские рассказы  для детей и взрослых "Ягодные воришки". В ее планах - переиздание "Базидии" и работа над второй частью этой повести. А для этого, кроме таланта писателя, требуется и определенная финансовая помощь. Пожелаем ей творческого успеха!...
- О поездке в хорошей, веселой компании.

Мы не пашем, не сеем, не строим, мы гордимся общественным  строем
 - слова, начинающие и завершающие "Песенку чиновников" (слова Рязанова, муз. Петрова) из фильма "Забытая мелодия для флейты":
Мы не пашем, не сеем, не строим,
Мы гордимся общественным строем.
Мы бумажные, важные люди.
Мы и были,есть мы, и будем. -  Так и хочется сказать:"Слазь! Кончилось ваше время!..." Жаль, что их уже произнес Маяковский.
1. О советской партийно-государственной номенклатуре. 2. О том, кто живет за чужой счет.

Не расстанусь с комсомолом (Буду вечно молодым).
 - название и слова из припева песни (слова Добронравова, муз. Пахмутовой).
Мы прошли сквозь шторм и дым.
Станет небо голубым...
Не расстанусь с комсомолом,
Буду вечно молодым. - Кстати,  песня "Братья по огню" этих авторов стала официальным гимном Магнитогорска.
1.О приверженности коммунистическим идеалам. 2. О стремлении всегда оставаться молодым. 3. О чем - либо дорогом и ценном.

Но помнит мир спасенный...

- цитата из песни "Москвичи" (слова Винокурова, музыка Эшпая, 1953)
Но помнит мир спасенный,
Мир вечный, мир живой.
Сережку с Малой Бронной
И Витьку с Моховой. - Увы, как быстро летит время и коротка память человеческая, когда запросто (за неуплату газа) тушатся Вечные огни и уничтожаются памятники павшим советским солдатам в Восточной Европе, когда чтят Бандеру и заживо сжигают людей в Одессе... Господи, что творится! Не понимаю...
 О благодарной памяти всего человечества о тех, кто победил во Второй мировой войне.

Обложили меня, обложили...

 - Цитата из песни Высоцкого "Охота на волков":
Рвусь из жил и из всех сухожилий.
Но сегодня опять, как вчера:
Обложили меня , обложили -
Гонят весело на номера!
Из елей хлопочут двустволки -
Там охотники прячутся в тень,-
На снегу кувыркаются волки,
Превратившись в живую мишень. -
1 О чрезмерных налогах. 2. Создали безвыходное положение для говорящего.


Поле чудес в стране дураков

- Цитата из песни Окуджавы к телефильму "Приключения Буратино":
Не прячьте  ваши денежки по банкам и углам,
Несите ваши денежки, иначе быть беде.
И в полночь ваши денежки заройте в землю там,
И в полночь ваши денежки заройте в землю, где
Не горы, не овраги и не лес,
Не океан без дна и берегов,
А в поле, поле, поле, поле, поле чудес,
Поле чудес в стране дураков.
- О политической и экономической жизни в СССР. Да и сегодняшняя жизнь недалече ушла.

Русский с китайцем - братья навек!

- Начало песни "Москва- Пекин" (слова Вершинина, муз. Мурадели):
 Русский с китайцем - братья навек,
 Крепнет единство народов и рас.
 Плечи расправил простой человек,
 С песней шагает простой человек,
 Сталин и Мао слушают нас. -
У нас, на рынках, исключительно китайские товары, достаточно низкого качества, второго и третьего сортов, рассчитанных на покупателя с соответствующим вкусом.
1. О дружбе СССР и Китая. 2. О единстве, крепкой дружбе народов.

Хотят  ли русские войны?

- Название и рефрен песни (Слова Евтушенко, муз. Колмановского, 1961 год, первый исполнитель - Марк Бернес):

Хотят  ли русские войны?
Спросите вы у тишины
Над ширью пашен и полей,
И у берез и тополей.
Спросите вы у тех солдат,
Что под березами лежат.
И вам ответят их сыны -
Хотят ли русские,
Хотят ли русские,
Хотят ли русские войны!

 - О миролюбивой политике русского народа.

Это мы не проходили, это нам не задавали.

- Цитата из припева песни Антошки (слова Энтина, муз. Шаинского в исполнении Корабельниковой и детского хора "Спутник" из мультфильма "Антошка" сборника "Веселой карусели", 1968):
Антошка, Антошка,
Пойдем копать картошку! (2 раза)
Припев:
Дили-дили,
Трали- вали,
Это мы не проходили,
Это нам не задавали,
Парам, пам, пам, парам,, пам, пам! -
Оправдание узкого кругозора, неспособности сделать что-либо. История порой повторяется, но уже в виде не смешного и горького фарса. Словно слушаешь выступления сатирика Михаила Задорнова и не хочется смеяться и одно желание - побыстрее выключить телевизор.


Ямщик, не гони лошадей!

- Название и рефрен романса ( слова Н. Риттер, муз. Фельдмана, 1920-е годы):
Ямщик, не гони лошадей!
Мне некуда больше спешить,
Мне некого больше любить.
Ямщик, не гони лошадей! -

1. Просьба не спешить при езде (при обращении к водителю). 2.Просьба не торопиться с решениями, исполнением какого-либо дела, в том числе осуждением точки зрения любого автора или человека.

Зачем вам, поручик, чужая земля?

- Слегка измененная концовка песни "Поручик Голицын", которую исполнял Аркадий Северный: была популярна и в исполнении А. Малинина. Приписывается М. Звездинскому (начала 1960-х годов), хотя по ряду свидетельств была распространена в 1920 году:

Ах, русское солнце, великое солнце,
Корабль "Император" застыл, как стрела.
Поручик Голицын, а может, вернемся?
Зачем нам, поручик, чужая земля?

1.Каждый должен жить на своей родине. 2. О том, кто пытается присвоить чужое.

Это наша с тобой биография

- Цитата из припева песни "Наша биография" из одноименного многосерийного фильма, который давно уже все забыли, а песня осталась (слова Писаржевской и Монастырева, муз. Мажукова):
Мне не думать об этом нельзя,
И не помнить об этом не в праве я.
Это наша с тобою земля,
Это наша с тобой биография. -

1.О славных традициях истории народа. 2. Такова объективная наша история, и ее нужно помнить.


Брала русская бригада
Галицийские поля,


- цитата из русской народной песни о первой мировой войне, автор которой, как и первый ее исполнитель, до сих пор неизвестны. Эта песня дважды прозвучала на нашем голубом  экране: в фильме 1962 года  "Молодо-зелено" ( в исполнении Юрия Никулина) и фильме 1967 года "Приезжая" (ее душевно спел актер Борисов).

Брала русская бригада
Галицийские поля,
И достались мне в награду
Два железных костыля.

Из села мы трое вышли,
Трое первых на селе.
И остались в Перемышле
Двое гнить в сырой земле.

Я вернусь в село родное,
Дом срублю на стороне.
Ветер воет, ноги ноют,
Будто вновь они при мне.

Буду жить один на свете,
Всем не нужен, всем ничей.
Вы скажите, кто ответит
За погибших трех людей?..

Брала русская бригада
Галицийские поля,
И достались мне в награду
Два железных костыля.


Будет великолепно, если прослушаете ее на ютубе. Лучше один раз услышать!...


Галицийская битва (нем. Schlacht in Galizien) — одно из крупнейших сражений Первой мировой войны (август-сентябрь 1914), в результате которого русские войска заняли почти всю восточную Галицию, почти всю Буковину и осадили Перемышль. В операции участвовали 3-я, 4-я, 5-я, 8-я, 9-я армии в составе русского Юго-Западного фронта (командующий фронтом — генерал Н. И. Иванов) и четыре австро-венгерские армии (эрцгерцог Фридрих, фельдмаршал Гётцендорф), а также германская группа генерала Р. Войрша.

По российским данным, в ходе битвы австро-венгерские войска потеряли до 300 000 человек убитыми и ранеными, до 100 000 пленными, 600 орудий (400 орудий стали трофеями русских)[1]. По опубликованным в 1923 году в Вене данным, потери австро-венгерских армий составили: 1-я армия — около 90 000 человек, 2-я армия — около 33 000 человек, 3-я армия — около 109 000 человек, 4-я армия — около 90 000 человек. Потери русских доходили до 230 000 человек, из них 40 000 пленных, и 400 орудий (94 орудия стали трофеями австрийцев).
Никаких уроков Первой мировой усвоено не было. Мир пришел и к катастрофе Второй мировой.
Отсчет новых войн современности продолжается: Афганистан, Приднестровье, Грузия, Северный Кавказ, Донбасс, Сирия...
 
Вы скажите, кто ответит
За погубленных людей?

А я заканчиваю свой песенный обзор словами офицеров старой кадровой кадровой армии: "Честь имею!"
Краевед, капитан запаса Валерий Ефимов

Источник.

Толковый словарь нашего времени (Москва, 2008).