Что является центром жизни прихода

Даниил Милосердов
       Существует мнение, довольно распространённое в церковной среде, что центром жизни прихода является святая Евхаристия, это таинство таинств, позволяющее человеку тесно соприкоснуться с Божественной природой. На мой взгляд, мнение это основано на неверной расстановке приоритетов, оно нарушает саму иерархию духовных ценностей.
       ЦЕНТРОМ жизни церковной общины должно быть соработничество её членов в деле духовного совершенствования, изменения своего этического облика, что подразумевает, в первую очередь, непрестанное изживание в себе самости (эгоизма). Главным мерилом и руководящим  началом в этом деле служит Евангельское учение Господа нашего Иисуса Христа, развитое и конкретизированное святыми отцами Церкви. СРЕДСТВАМИ же духовного совершенствования служат: коллективная молитва, совместная аскетика (календарный пост), служение ближнему (взаимопомощь, несение тягот друг друга, благотворительность, дела милосердия), самопознание и покаяние, облагораживание своего внутреннего мира (особенно, в части самомнения) и, конечно же, совместное участие в таинствах. Евхаристия, как, впрочем, и остальные шесть таинств, служит лишь ВСПОМОЖЕНИЕМ в этом главном деле, но никак не самоцелью. Таинство – это чудесное вхождение Божественной энергии в нашу земную жизнь с целью помощи в деле духовно-нравственного возрастания. Таинство – это лишь ПРИЛОЖЕНИЕ к нашему возрастанию, но никак не самоцель. Утверждать, что св. Евхаристия является центром приходской жизни – это всё равно, что утверждать, будто приём лекарств является центральным событием в жизни лечебного учреждения. Не выздоровление, а именно приём лекарств. Без нашего стремления возрасти духовно таинство превращается в бесполезный обряд. Так бесполезен огонь, если в котле отсутствует пища.
       Впрочем, подозреваю, что для некоторой категории читателей, верящей в Обряд, поклоняющейся Обряду, все эти рассуждения покажутся опасными «афинейскими плетениями», почти еретическим вольнодумством. Таковым дам совет: более внимательно читайте Евангелие!
______________________________

       P.S. Подтверждение вышеизложенным мыслям нашёл у А.И. Осипова, который пишет следующее: "Сами таинства в православии спасительны лишь при условии искреннего стремления человека духовно и нравственно измениться. Только внешнее же их принятие может стать для человека гибельным. Апостол Павел пишет о причащении: «Кто ест и пьёт недостойно, тот ест и пьёт осуждение себе» (1Кор. 11:29). И это происходит при точном совершении всей внешней (обрядовой) стороны таинства Евхаристии и правил подготовки к нему". Далее автор делает вывод: "Магическое восприятие таинств, церковных священнодействий, культа в целом является одной из главных причин вырождения христианской религии в людях, её искажений, сползания к язычеству". См.: Осипов А.И. Путь разума в поисках истины, гл. VI, § 4.