14. Любители шахмат Седых, Пашков, Овсянников

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Владимир Семенович Седых


Летом в нашем отделе появился очень общительный и симпатичный человек. Он непрерывно курил и ни минуты не мог оставаться спокойным. Все время он что-то делал, говорил, поворачивался, улыбался, вставал, садился, снова вставал.

Владимир Семенович Седых был человеком примерно 30-летнего возраста, но уже имел ученую степень кандидата технических наук. Он был специалистом по сварке.

Сама сварка меня волновала мало, но у него в комнате можно было курить. Кроме того, там были шахматы, и он в любую свободную минуту предлагал сыграть партию. Свободных минут у него было много, поскольку у него был лаборант Боря Иванов, которого он загружал на полную катушку, быстро рисуя эскизы каких-то деталей и узлов, объясняя тут же по ходу дела, какие он предъявляет требования к размерам и качеству.

Иногда к нам приходили Лев Васильевич Овсянников и Петр Осипович Пашков, большие любители шахмат. Все мы играли примерно в одну силу.

Я любил приходить к Седыху с какой-нибудь книгой и углубляться в свою задачу. Прокуренный насквозь воздух мне не мешал. Я и сам любил курить во время чтения, так что не надо было тратить время не перекур. Да и комната постоянно проветривалась, так что воздух колом не стоял.

Валентина Фоминична Лозовская, его жена, тоже работала в институте. Как кандидат наук Седых получил квартиру в доме №4, который стал вторым сданным в микрорайоне А домом. Иногда я бывал у них дома. Они меня радушно принимали.

Через некоторое время я понял, что Седых пытался взрывом сварить металлические пластины. Взрыв, как источник огромной энергии, выделяемой за доли секунды, привлекал Лаврентьева и его учеников, которые изучали как различные аспекты самого взрыва, так и использования его в технологических нуждах. Но об этом тогда только начинали говорить.

Не было еще даже термина – сварка взрывом. Седых пытался сварить металлы с помощью взрыва, но это пока у него не получалась.

Поэтому, когда я читаю на сайте Института гидродинамики, что в апреле 1959 года сотрудники Института Станкевич и Бессонов приняли участие в 1-й конференции по сварке взрывом, мне ничего не остаётся, как просто улыбнуться. Тем более, что ни один, ни другой к сварке взрывом не имели отношения. Они могли в то время только изучать свойства материалов после штамповки взрывом или упрочнения металлов после взрывной обработки. Но отнюдь не при сварке взрывом, которой в то время просто ещё не было.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/01/21/611