Лесные Цветы. Историческая справка

Михаил Полев
Деревня с очень красивым названием Лесные Цветы, или Цветовка в простонародном обиходе, не только названием выделяется в Салтыковском околотке деревень Сасовского района Рязанской области.
Особый речевой выговор отличал ее жителей, особый религиозный настрой, прозвище среди соседних деревень, а именно «Нарышкины»…
Все это вместе взятое создает загадку, и в тоже время дает ключ к решению ее.
Среди краеведов Рязанщины распространилось мнение, что деревня образована в числе новых деревень, возникших после страшного пожара в селе Конобеево, буквально стершего его с лица земли.
Владельцы села и окружающих земель Нарышкины, относящиеся к графскому сословию, действительно имели отношению к описываемой мною деревне, поскольку являлись ее владельцами.
Но оставивший свой след в истории Конобеевский пожар произошел в 1883 году. Но деревня числится в ревизских сказках 1858 года, и состоит в перечне населенных пунктов Тамбовской губернии при ручье Вязовке по правую сторону почтового тракта Спасск (тамбовский) – Шацк.
Нарышкины же, будучи крупнейшими землевладельцами Шацкого уезда и России в целом, в течении 18-19-х веков производили освоение полученных еще при Петре Первом земель. И награждали вновь образованные деревни звучными и красивыми названиями: Желанное, Завидное, Жданное, Лесные Цветы….
Деревня Желанное, кстати, была заселена в 1838 году. Примерно в первой половине 19-го века были поселены на свое место и первые жители Лесных Цветов.
И при пожаре 1883 года землевладельцы, скорее всего, расселили потерпевших бедствие крестьян по уже существующим деревням и селам. При этом погорельцев освободили от податей на несколько лет, что тоже вошло в историю.
Предпоследний собственник, Алексей Львович Нарышкин, умерший в 1900 году, задумал построить в наших местах церковь. И его вдова довела задуманное дело до конца, начав строительство церкви в 1902 году, и в 1904 году закончив его. Церковь была деревянная. Место для ее строительства было выбрано со стратегическим замыслом.
Строили ее для трех деревень: Краснохолм (теперешний Красный Холм), Шафторка, Лесные Цветы. И по церковным документам она числилась как Краснохолмовская.
Расположенная не так далеко деревня Михайловка (Свиновка) в приход новой церкви не вошла, оставшись в приходе села Раково – Кашково, расположенного по соседству с Ямбирно. Из этого можно сделать вывод, что деревни Шафторка и Лесные Цветы также ранее относились к данной церкви. Либо к церкви села Инная Слобода, также принадлежавшего Нарышкиным и расположенном также недалеко.
Таким образом, новая церковь обслуживала требами две Нарышкинских деревни Шацкого уезда и одну Спасского уезда Тамбовской губернии. И ни одна из названных деревень никогда не принадлежала к приходу церкви Спасские Буты (Салтыковские Буты, Салтыково).
Нарышкины вошли в историю как ярые церковники, церковные меценаты. Ими создан особый, Нарышкинский стиль, в церковном строительстве. Под патронажем Нарышкиных находилась Вышенская обитель в Шацком уезде, последнее столетие существовавшая на их средства.
На Быковой горе, расположенной над обителью, находилось одно из основных имений А. Л. Нарышкина.
В особой церковной сущности владельцев земель и и деревень следует искать особую религиозность население наших Лесных Цветов.
Видимо, не просто так давались красивые и звучные названия. И крестьяне подбирались под особые требования.
Сам А. Л. Нарышкин вошел в историю Тамбовского края как просветитель, меценат…. Но, осознавая причастность предков к щедрости землевладельца, не стоит забывать и о том, что щедрость его была обусловлена потом и кровью его крестьян. В Нарышкинских владениях народ бунтовал так же, как и Гагаринских, как и по всей крепостной России….
В силу своего несколько отличного происхождения население Лесных Цветов имели особый выговор, достаточно сильно отличающийся от окружающегося цокающего и окающего населения.
Это видно на примере произношения названия речушки Течера, в далекую бытность именовавшуюся Шафтуркой: Течера, Чечора, Цыцора….
О связях между владельческих хозяйств Нарышкиных говорит и общность некоторых фамилий. К примеру фамилия Ярыгиных повторяется в селе Инная Слобода и Лесные цветы…..
А такая выписка из ревизских сказок 1858 года тоже навевает что-то знакомое. Среди крестьян, относящихся к экономии усадьбы, числятся:
Демин Филлип Яковлев (он же Холюшкин) 56 лет
Пасынок Феофан Игнатьевич (21 год)
Жена Настасья Филипповна (59 лет)
Жена пасынка Феофана Игнатьевича Варвара Федоровна (28 лет)
Пасынка сыновья Андрей и Федор (новорожденные)
Пасынок Семен Игнатьевич (18 лет)
 Пролетели века, сменились цари, тьма народа ушла в мир иной….
Дай Бог памяти нам……