Миры Шута Амикуса, 25. С аватарой ходим парой

Амикус Портабле
Глава 25. С аватарой ходим парой


БОЯЗНЬ ПОЗДНЕГО ПРОЗРЕНИЯ

Скособоченное пространство заливал тусклый дежурный свет, которым истекали зарешеченные лампочки на стене. Шут стоял посреди убогого внутрибольничного двора, растопырив руки и закрыв глаза. Были слышны его невнятные бормотания. То ли он истово молился, то ли просто жаловался на судьбу кому-то очень хорошо его понимающему.

— Послушай, Амикус, почему ты мне не сказал, что махатмам давно пришёл конец?

— Не хотел лишать тебя радости первооткрывателя. К тому же излишнее знание вредит душе.

— Погоди-ка... А это кто рядом с тобой? Твой приемник?

Крепко ухватив Шута за ногу, его маленькая копия сосала чупа-чупс и смотрела в сторону, не проявляя ни малейшего интереса к нашему разговору.

— Мой аватар.

— Вот те раз. С аватарой ходим парой? Я всегда думал, что тот, кто им управляет, находится в каком-нибудь безопасном месте.

— В компании веселей. Хотя одновременно владеть сразу двумя телами нелегко. Но к этому можно привыкнуть.

— Он умеет говорить?

Карлик поклонился, и не вынимая чупа-чупс изо рта, сказал.

— К вашим услугам.

— Хм... Что если этот малыш и есть истинный Шут, а ты его аватар?

— Разумное предположение.

— И много у тебя таких шутозаменителей?

— Полная конюшня. Как костюмов у лорда. На все случаи жизни.

— Ты их покупаешь или делаешь сам?

— Один аватар положен по службе. Он выполняет представительские функции на протокольных мероприятиях. С его помощью я могу лишь говорить и слушать. Его движения контролируются санитарами. Пару аватаров подарили боги, которым я в своё время оказал несколько мелких услуг. Некоторые сделаны под заказ в специализированной мастерской. Этот карапуз из их числа.

— Я бы мог иметь своего аватара?

— Конечно. Есть модели с ручным управлением для тех, чьи ментальные возможности ограничены. Но увы, тебе было бы нечем расплатиться с мастерами-воплотителями.

— А что они принимают к оплате?

— Услуги или артефакты. Обычные деньги ничего не стоят, так как могут быть легко подделаны.

— Возможно ли перехватить управление чужим аватаром?

— Вполне. Делирий непредсказуем.

— Вы ставите на них сигнализацию, чтобы не угнали?

— Мы их дезактивируем. Это единственная гарантия того, что к ним не подключатся. Если аватар действующий, то его надо держать под неусыпным контролем. Не ровен час, уведут, как цыган лошадь. Иногда лиходеи рвут подмётки на ходу. Выкидывают хозяев, а сами занимают их место.

— С тобой такое бывало?

— Нет, они сразу чувствуют мой запах.

— Запах?

— От запаха моих мыслей кое-кому становится не по себе. Меня это забавляет.

— А чем пахнет в моей голове?

— Шизофренией.

— Почему ты сегодня выбрал малыша в качестве аватара?

— Иногда мне хочется стать ближе к земле, почувствовать свою незащищённость. Ощутить хрупкость жизни... Не за это ли качество мы ценим тонкий фарфор? Будь он попрочнее, его цена была бы ниже.

— Но если твой аватар погибнет, ты ведь не умрёшь?

— Нет, но испытаю смертельный шок. Часть моего мозга изменится необратимо. Я стану уже не тем, кем был раньше. Чем больше погибнет моих аватаров, тем сильнее я буду напоминать живого мертвеца.

— Думаю, пережить такое один раз было бы полезно каждому.

— Лучше расскажи, как она там?

— Кто?

— Фалунь, конечно.

— Крутится помаленьку. Сходи, посмотри сам.

— Нет.

— Почему?

— Боюсь позднего прозрения. У меня уже есть своя философия жизни, её крушение стало бы катастрофой. Слишком многое принесено в жертву.

— Брось, ты ещё не старый. Меняться всегда интересно.

— Старый я, или в самом соку? Не знаю. Мне даже неведомо, сотворён я или рождён. Пупка у меня нет, дней рождения не отмечаю. Сколько жить осталось... один год или миллион? Я не видел никого, кто был бы похож на меня. Иногда мне кажется, что я ровесник Вселенной. А потом всё меняется, и я смотрю на мир глазами младенца, хотя никогда не был ребёнком в привычном для тебя значении слова.

— Ты никогда не задумывался о смысле своего существования?

— О каком существовании ты говоришь? Я всего лишь гирька на весах... Этот мир крайне неустойчив. Иногда приходится годами не спать, чтобы не дать ему завалиться на бок.

— Как ты везде успеваешь...

— Большой Брат следит за вами.

— С "летающих тарелок", что ли?

— С беспилотных дронов. Нет там никаких "зелёных человечков".

— "Греи". Серые алиены. Так их теперь принято называть.

Послышалось бульканье и странный звук "м-м-м-м". Шут смеялся не раскрывая рта.

— Ладно, покажи мне Махеса, да я пойду.

— Кого?

— Сына Баст и Ра, котёнка. Это бог грозы и бури Махес. Не вздумай шутить с ним. Его называют "Повелителем резни" и "Радующимся крови". Он жесток, хотя и справедлив.

Я поспешил достать котёнка из капюшона. Тот упоённо мурлыкал и сучил лапками. Амикус взял бога на руки, внимательно осмотрел, понюхал под хвостом. Затем поднёс к уху.

— Красивая музыка... Никогда не надоедает. Он медитировал?

— Да.

Шут поставил Махеса на землю.

— Наш маленький дружок почти готов к метаморфозе...

Вдруг Амикус насторожился.

— Что случилось?

— Кое-какие проблемы. Мне надо бежать.

Отрешённо к чему-то прислушиваясь, Шут схватил аватара и засунул себе под мышку.

— Отвернись.

— Зачем?

— Корпоративные секреты не подлежат разглашению.

Я отвернулся. Шумное, как у Дарта Вейдера, дыхание Шута смолкло. Он исчез. На асфальтовом покрытии двора остался лежать чупа-чупс. Я подобрал его, обтёр об штанину и положил в карман. Полезная вещь, мало ли кого придётся угостить... Послышалось утробное мяуканье. Сын Баст выгнул спину и выпустил когти, предупреждая меня о приближающейся смене экстерьера. Я вернул ему медальон и на прощание погладил по голове.

— Пока, Махес. Спасибо за помощь. Когда станешь большим, не прессуй особо людей, им и так приходится нелегко.


БОГ, КОТОРЫЙ ГУЛЯЕТ САМ ПО СЕБЕ

Прикосновение спровоцировало финальную метаморфозу Махеса. Раздался рык неимоверной силы, и я погрузился в пучину пугающих звериных запахов. Человеческие архетипы поведения велели мне бежать, но это было бы плохой тактикой, ибо сразу обрекало на статус жертвы. Я помнил, что огромный Кот, несмотря на его устрашающий облик, всё же не хищник, а бог. Существо сознательное. А раз так, то с ним можно попытаться договориться по-хорошему.

— Прошу пардону, ваше превосходительство господин Махес. Не сочтите мой давешний жест за проявление фамильярности. Я чту преданья старины глубокой и с величайшим почтением отношусь к вашей персоне.

Шерсть на загривке Махеса встала дыбом. Он поднял лапу, и я приготовился к самому худшему. Однако, египетский бог всего лишь обслюнявил её, а затем закинув за ухо, прилизал вздыбившиеся волоски.

— Какой ты сказал старины?

— "Преданья старины глубокой". Это Пушкин называется... Из ваших, кстати, африканских. Корни у него там растут.

— Африка большая, за всем не уследишь. Он хотя бы съедобный?

— Знаете, мне уже пора идти.

— Но при одном условии. Сейчас ты отдашь мне то, что недавно положил себе в карман.

— Какой-такой карман-шарман?

— Думаешь, кошки страдают близорукостью? Ты поднял штукенцию, обронённую аватаром Шута, и присвоил её себе.

— Вам померещилось.

— Ты кормил меня яйцами, а у меня от них запор. Piscis! Вот как по-латински звучит "рыба". Боюсь, что незнание мёртвых языков обойдётся тебе дорого.

Я счёл дальнейшее препирательство чреватым непредвиденными последствиями и поспешил расстаться со сферическим петушком на палочке.

— Ваша взяла... Сосите себе на здоровье.

Махес облизал чупа-чупс и сплюнул.

— Щиплется!

— Что за...

— "Ключ зажигания". Служит для активации аватара.

— Наверняка все ключи имеют индивидуальную настройку.

— Я продам его угонщикам. Они перепрошьют девайс под свои нужды. Ключ, судя по вкусу, мультимодовый. На "чёрном рынке" эта разновидность ценится особенно высоко.

— А если просто вернуть Шуту?

— Что с возу упало, то пропало. Он себе другой сделает. А я бог в изгнании. У меня каждая копейка на счету.

— Ганеша говорил, что вы сами выбрали свой путь. Вас никто не гнал с поезда. Наоборот.

Махес удивлённо уставился на меня.

— Никак ты тоже дал дёру из этого дурдома на колёсах? Уважаю! Бог чего?

— Обезьян.

— Значит, мы с тобой одного поля ягоды. Можешь обращаться ко мне на "ты".

— Разве плохо быть богом бури и грозы?

— Тоска зелёная. Я предлагал им возложить на себя обязанности бога анархии, но они отказались... Мне оставалось только податься в ренегаты. Амикус посоветовал эту планету в качестве убежища. Её ноосфера создаёт массу помех для охотников за головами.

— Трудно прятаться на таких открытых пространствах.

— Никто облаву на беглого бога не устраивает. Его ловят на инстинкт.

— Инстинкт?

— Когда кто-то молится во имя твоё, ты непроизвольно отвечаешь. Тем самым себя демаскируешь. Санитары владеют этой техникой в совершенстве. Поэтому я регулярно курю Кошачью мяту, она же "Котовник кошачий". От неё у кошек мозги становятся набекрень. И у меня тоже. Энцефалограмма утрачивает характерные для божественной активности зубцы. Я становлюсь невидимым для молящихся.

— И где ты берёшь эту траву? Здесь климат для неё явно неподходящий.

— У меня есть своё тепличное хозяйство. В пещерах, поближе к холодным подземным водам. Там же я выращиваю тюльпаны и развожу форель... Сейчас в это трудно поверить, но когда-то мне месяцами приходилось жить на сухокорме и консервированной мане. Божественная Баст пересылала их через Шута.

— Ты видел лицо Амикуса? Кто он на самом деле?

Послышались звуки, напоминающие удары кулаком по клавишам рояля. Кот смеялся.

— Нет, не видел, но слышал одну любопытную историю... Однажды между ним и Тором состоялось эпохальное соревнование по метанию Мьёльнира. По условиям состязания проигравший бог простился бы со своим летающим молотом, а Шуту пришлось бы снять с головы колпак и показать всем свою истинную личину. Так оно и случилось. Его имидж пострадал катастрофически.

— Что там под маской? Щупальца вокруг рта? Рога? Может он гидроцефал?

— Я не знаю, а свидетели помалкивают. Опасаются мести с его стороны. Никто из них не хочет разделить судьбу несчастного Тора.

— Неужто Шут в кои веки изменил объективности и не смог достойно смириться с поражением?

— Взятые у победителя допинг-пробы показали положительный результат на мельдоний. Такой бесчестности своему противнику Амикус простить не смог. Однажды ночью он проник в опочивальню Тора, обломал тому руки-ноги, а на место смазливой мордашки приделал своё официальное лицо.

— Уж не хочешь ли ты сказать, что посох Шута с черепушкой-набалдашником и есть преображённый Тор?

— Вместе с засунутым в задницу молотом.

— Подозреваю, что новая версия Тора люто ненавидит Шута.

— А ему такой напарник и нужен. Нелицеприятный, ядовитый, злой. Видишь ли, экзистенция Шута состоит в том, чтобы резать правду-матку невзирая на околичности... Но кто скажет правду самому Шуту?

— То есть, каждому шуту необходим свой шут?

— Именно. И теперь эту роль для него играет Тор-посох.

— Амикус не боится гнева одноглазого Одина?

— Скандинав давно вышел в тираж, держится на одних противоастматических препаратах. Ему встревать в тёрки пацанов не резон. Копьё "Гунгнир" и свита "Дикой охоты" способны наводить ужас только на людей, а в схватке с существом, способным гасить звёзды, старику ничего не светит. Он об этом знает лучше всех. Не зря же папаша Тора обменял свой глаз на бездонный источник мудрости.

— Рад бы ещё поболтать с тобой, Махес, но мне нужно торопиться. Не хочу завялиться на местном солнце.

Махес расстегнул большую спортивную сумку, набитую ширпотребом кустарного производства.

— Хорошо, что напомнил... Сириус может запросто голову напечь. Рекомендую купить фирменную бейсболку с моим логотипом.

— Мне? Зачем? Я даже правил бейсбольных не знаю!

— И какой же ты после этого бог обезьян?

Поминая всуе Маммону, я полез в карман за шекелями. Довольный обстряпанной сделкой Махес смягчился.

— Так уж и быть, дорогому клиенту бонус. Поедешь до Звёздных врат на моём горбу.


Читайте главу 26 — АНАРХИЯ МАТЬ ПОРЯДКА