Ч. 19 Нашли покой на дне океана. Расстрел

Владимир Врубель
Предыдущая страница http://www.proza.ru/2017/01/20/1315

В 2010 году вышел англо-немецкий сериал «The Sinking of the Laconia» (в русском варианте - «Крушение «Лаконии»). В интернете  его можно посмотреть с русским переводом.

На мой взгляд, прекрасно играют хорошие актеры, и сериал поставлен достаточно близко к исторической правде, это не отечественные поделки на военную тему на уровне школьной художественной самодеятельности.

На Нюрнбергском процессе англичанам не удалось осудить Деница за его приказ, запрещавший спасать людей с торпедированных судов. Английского обвинителя не поддержали американский и советский коллеги. В приказе Деница говорилось, что запрещается спасать людей с потопленных судов, но не говорилось, что их следует убивать.

Однако гросс-адмирал был вынужден признать, что командир подводной лодки U-852 совершил преступление, когда отдал приказ стрелять по людям, которые спасались после потопления парохода.

13 марта 1944 года U-852 потопила двумя торпедами греческий пароход «Peleus». Командир подводной лодки капитан-лейтенант Хайнц Вильгельм Экк приказал снять с резинового плота двух человек, третьего помощника Агиса Кефалоса и матроса Пьера Ньмена. После допроса их снова отправили на плот.

Немецкая подводная лодка имела секретное задание, поэтому, чтобы скрыть своё присутствие в этом районе океана, командир U-852 Экк приказал подчинённым забросать гранатами всех, кто выжил после потопления парохода и расстрелять их из автоматов.

Каким-то чудом остались живыми три человека: Антониос Лиосис, старпом, Димитриос Аргирос, матрос, и Рокко Саид, кочегар.

Остальные 32 члена экипажа были убиты. Эти три моряка перенесли невероятные страдания, дрейфуя в резиновой лодке по океану. Их спасло 20 апреля португальское судно «Alexandre Silva», которое доставило мужественных моряков в порт Лобито в Анголе.

О случившемся сообщили британским военно-морским властям, которые взяли письменные показания у каждого из спасённых.

30 апреля 1944 года, подводную лодку U-852 обнаружил в Индийском океане и атаковал бомбардировщик Vickers Wellington, который вылетел с аэродрома в Адене. Подводная лодка получила серьёзные повреждения от глубинных бомб, не могла погружаться, поэтому Хайнц Экк направил её к сомалийскому берегу.

Но там она была вновь атакована шестью самолётами 621-й эскадрильи королевских ВВС,  и, чтобы не подлодка не затонула, Экк направил её  на коралловый риф.  Семь человек погибли, остальные 58 подводников высадились на берег.   Все они были схвачены вооружёнными сомалийцами, которые передали пленных англичанам.

Английская абордажная партия захватила на U-852 любопытный аппарат – Der Focke-Achgelis Fa 330 «Bachstelze» («Трясогузка»). Это был безмоторный маленький одноместный автожир, который поднимался в воздух за счёт скорости подводной лодки, ветра и вращающегося трёхлопастного винта.

 Кроме того, англичане обнаружили на подводной лодке журнал ведения военных действий. Его в спешке не уничтожил командир подводной лодки. Это оказалось для него и других офицеров роковым обстоятельством.

Из журнала стало известно об обстоятельствах гибели греческого парохода и его экипажа, которые подтверждались показаниями трёх членов экипажа греческого судна. После окончания войны всех членов экипажа подводной лодки доставили в Германию и там судили военно-полевым судом, который проходил в Гамбурге.

Командира подводной лодки Хайнца Экка, судового врача Вальтера Вайспфенинга и старпома Августа Хоффмана приговорили к смертной казни и расстреляли 30 ноября 1945 года.

Судовой инженер Ганс Ленц дал признательные показания и написал прошение о помиловании, поэтому его приговорили к пожизненному заключению. Штурмана Вольфганга Швендера приговорили к семилетнему тюремному заключению. Было доказано, что его принудили выполнять приказ о расстреле.

Ленца, и Швендера через несколько лет освободили, одного в 1951, а другого в 1952 году.

На основе этого случая Гвин Гриффин написал роман «Оперативная необходимость», который стал бестселлером в 1967 году. Суд над подводниками за военное преступление был единственным после войны, но немецких военнослужащих из других родов войск за военные преступления судили тысячами.

Однако и другие подводники совершили военные преступления. В частности, члены экипажа одного из самых успешных подводников, командира британской подводной лодки «Torbay», капитан-лейтенанта Энтони Мирса. Они в Средиземном море расстреляли немцев с потопленных судов. Но командование британского флота замяло этот инцидент.

Командир американской подводной лодки коммандер Дадли Мортон после потопления двух транспортов, «Buyo Maru» и «Fukuei Maru», приказал расстрелять из пулемёта и малокалиберного орудия все спасательные шлюпки. Причём, всё записал в судовой журнал.

Он тоже был успешным подводником. Никого с подводной лодки не судили, потому что она погибла со всем экипажем 11 октября 1943 года. Её потопили в проливе Лаперуза японские силы противолодочной обороны.

Не судили и обер-лейтенанта цур зее Герхарда Матшулата, командира подводной лодки U-247. 5 июля 1943 года он потопил артиллерийским огнём к западу от Шотландии рыболовный траулер «Noreen Mary», а затем приказал расстрелять из пулемёта рыбаков, спасавшихся на шлюпках.

Подводная лодка U-247 погибла со всем экипажем из 52 человек 1 сентября 1944 года. Её потопили глубинными бомбами канадские  фрегаты  «Saint John» и  «Swansea» в западной части Английского канала.

Продолжение http://www.proza.ru/2017/01/22/2283

На фотографии: во время суда. Первых трёх слева (Экк, Вайспфеннинг и Хоффман)  расстреляли.