Кипренский. Портрет полковника Е. В. Давыдова

Алина Алексеева-Маркезин
        О.А.Кипренский.Портрет лейб-гусарского полковника Евграфа Владимировича Давыдова 1809г, холст, масло, 162 x 116 cм Государственный Русский музей.
         
         Евграф Владимирович Давыдов (1775-1823 — русский генерал-майор из рода Давыдовых, шеф Лубенского гусарского полка. Участник наполеоновских войн.

              Евграф Давыдов родился в 1775 году в Тульской губернии в семье Владимира Семёновича Давыдова. 29 августа 1791 года вступил на службу вахмистром в лейб-гвардии Конный полк, 10 января 1798 года переведён корнетом в лейб-гвардии Гусарский полк. 31 марта 1803 года — полковник, принимал участие в кампании 1805 года, командовал эскадроном лейб-гвардии Гусарского полка, отличился в битве при Аустерлице, где «хладнокровием своим доказал отличное мужество».

           Участвовал в кампании 1807 года, в 1812 году командовал лейб-гвардии Гусарским полком, 14 июля тяжело ранен картечью в левую руку при Островно. Вернулся в строй весной 1813 года, сражался при Люцене, за отличие в сражении при Кульме произведён 24 августа 1813 года в генерал-майоры и назначен шефом Лубенского гусарского полка.

  В битве под Лейпцигом ,после боя  случилась буря с проливным дождём, а сразу за ней снова начался непрерывный бой. В ходе Лейпцигского сражения 6  октября 1813 г. Евграф Владимирович во время атаки ранен осколком гранаты в правую икру и контужен от ядра в левое ухо, но остался в строю.

    В тот же день ядрами  ему оторвало левую ногу ниже колена и правую руку ниже локтя. Давыдов упал в ту минуту, когда великий князь Константин Павлович подскакал к нему с каким-то замечанием. «Ну, Бог с тобой, - сказал великий князь, думая, что генерал убит, - смерть тобой водила, царствие небесное» - и, грустный, поехал шагом назад.

   За доблесть под Лейпцигом Е.В.Давыдов награждён орденом Святого Георгия 3-го класса, австрийским командорским крестом ордена Леопольда и прусским орденом Красного орла 2-го класса. При отставке его произвели в генерал-майоры.

    Император Александр Первый прикомандировал к Давыдову врача для ухода и лечения, ему было дано пособие на целительство ран в шесть тысяч рублей и пожалован такой же  пенсион в 6 тысяч рублей в год. 20 февраля 1818 г. указом императора раненому генералу  было пожаловано единовременно 50 тысяч рублей ассигнациями. Но награды и повышение в звании навряд ли могли возместить увечья.

 Генерал Главного штаба А.А.Закревский составлял списки генералов, чьи портреты собирались поместить в Военной галерее 1812-го года Зимнего дворца.  Российский самодержец Александр Первый, рассмотрев списки, 19 мая 1822 г. разрешил писать для Военной галереи портреты трёх генерал-майоров Давыдовых - Дениса Васильевича, Евграфа Владимировича и Николая Владимировича.

 18 июня 1822 г. Инспекторский департамент Главного штаба известил их о желании царя. Н.В.Давыдова не смогли найти. А Евграф Давыдов 24 сентября 1822 г. ответил в своём Рапорте, что «…как по тягчайшим моим ранам и увечьям, а также и по слабому здоровью,  за отдалением расстояния в Санкт-Петербург быть не в силах и с художником Давом видеться не могу, но жительство имею каждую зиму в Москве».

 Ни сам он, ни родственники  портрета его для снятии копии Джорджу Доу также не предоставили. В результате, есть в Военной галерее две пустые рамы, затянутые зелёным сукном, а под ними подписи на медных табличках: «Е.В.Давыдов 1-й, генерал-майор» и «Н.В.Давыдов, генерал-майор».

     Евграф Давыдов прожил инвалидом в родовом имении Аксинино Тульской губернии еще десять лет и умер ещё молодым человеком на сорок восьмом году жизни. И только на портрете кисти Кипренского он навсегда остался красавцем гусаром, любимцем женщин и баловнем судьбы.
   
ПОРТРЕТ.
           На портрете выражен в облике гусара Давыдова обобщенный образ героя своего времени . На большом холсте, почти в рост, так называемом парадном портрете, на фоне героического предгрозового пейзажа изображен молодой полковник с умным отважным лицом.Давыдов   стоит в небрежной, но полной достоинства позе, держа руку на рукояти сабли.

    Воин, испытавший «упоение в бою», рыцарь долга и чести и задумчивый мечтатель. Необыкновенно эффектные красочные сочетания усиливают романтическую приподнятость этой, по выражению автора, «почти картины». Портрет написан в пору войн с Наполеоном, в преддверии освободительной эпопеи 1812 года.

 В нем отразился во всей поэтической мощи культ героической личности, храброго и сильного воина. Фигура лейб-гусарского офицера, стоящего в небрежной картинной позе, полна мужественной грации. Цветовой ряд портрета, построенный на сочетании звучных пятен красного, белого, темно-коричневого цветов, активен и мажорен.

          В образе Давыдова нет той бьющей через край энергии, «бранной» отваги, которые так отличают военные портреты французских живописцев А.Гро и Т.Жерико. Русского мастера увлекает не внешняя патетика, а раскрытие личности, ее неповторимого обаяния. Главное внимание он уделяет лицу воина и мыслителя, в котором есть одухотворенность, мечтательная задумчивость, лирическая приподнятость.

        С портретом связана целая эпопея поисков. Около 130 лет считалось, что на портрете изображен известный герой-партизан Денис Давыдов, «поэт, рубака, весельчак», друг Пушкина. Увы, тщательное изучение картины и истории опровергло эту красивую версию. В 1809 году, когда создавался портрет, Давыдов был в чине ротмистра, перед нами же полковник.

 Некоторые исследователи утверждали, что Кипренскому позировал младший брат Дениса — Евдоким, красивый, мужественный офицер, участник многих битв, в том числе и под Бородино, имевший семь ранений. Вскоре после войны он получил чин генерал-майора.
Но Евдоким был кавалергард, а не гусар.

     В настоящее время считают, что изображен двоюродный брат Дениса — Евграф Владимирович Давыдов (1775 – 1823), герой войны 1812 года, боевой офицер, полковник, награжденный золотой шпагой и званием генерал-майора в 1813, друг П. А. Вяземского и Н. И. Тургенева.
За этот и другие портреты в 1812 году Кипренский получил звание академика.