Знаете ли вы своего ребенка?

Валентина Пустовая
До 1 сентября оставалось три недели. Тревога не покидала меня, мой сын идет в школу, не зная алфавит. Сколько я не пыталась выучить с ним буквы, результат был один и тот же, я доходила до крика, а он до слез. « Что я не так делаю?»,-задавала я себе вопрос. Но самое страшное предположение засело у меня в голове: « Не уж-то мой сын не способен к обучению!?»

Решила попробовать еще раз, хотя на успех надежды не питала. Предварительно сказав себе: «Спокойствие, только спокойствие»,- приготовила тренажер, красочная картонка, разбитая на квадратики, в каждом из которых была написана буква алфавита по порядку и рисунок, который изображал эту букву. Так арбуз соответствовал букве а, барабан- букве б и так далее.  Прошло много лет с того времени, а я все еще помню тот тренажер.

Я взяла картонку и как можно спокойнее сказала сыну: «Ну давай, сынок, еще раз попробуем, может сегодня получится». Я почувствовала, как он весь напрягся и заволновался. Я понимала, что это занятие ему не по душе, если не сказать, что оно вызывает в нем паническое настроение.

Я указала пальцем на букву ж, потому, что первые буквы он просто зазубрил без какой либо связи с рисунком. «Кто здесь нарисован?»,- спросила я. «Жук»,- уже в явном волнении ответил он. «Значит, какая это буква?»,- пытала я его. Он молчал. Я начала петь, растягивая слово жук, выделяя букву:" Ж-ж-жук". Он молчал, глаза его наполнились слезами, он переживал может даже больше, чем я. Я понимала это и очень его жалела.

Тогда я позвала своего младшего сына, которому было четыре года с небольшим , но он уже не только знал алфавит, но и читал. Читал детские стихи, рассказы, читал все, что попадалось под руку. Я сказала: «Расскажи брату алфавит и прочитай по слогам несколько предложений из букваря». Он с удовольствием прочитал алфавит, делал он это так, как всегда делала я: « А-рбуз-а, б-арабан-б, в-орона-в и т.д» Затем он по слогам прочитал предложения: « Маша ела кашу, мама мыла Милу»,- и другие с первых страниц букваря.

«Ты понял как читать?»,- обратился он к своему старшему брату. Но тот стоял, понурив голову.

Я тяжело вздохнула и сказала: «Ты видишь, твой брат, такой маленький, ему всего 4 года, но он не только алфавит знает, но и читает. А ты, как ты будешь учиться в школе?»  Я в сердцах подняла и бросила на стол картонку, с нарисованными на ней  буквами. И вдруг я увидела странный блеск в глазах своего будущего школьника. Он сказал: «Давай мне сюда эту картонку». Взял ее и ушел в детскую комнату. Я занялась приготовлением ужина. Минут через десять сын подошел ко мне с тренажером, небрежно бросил его на стол и сказал: «Проверяй».  Я с интересом и недоверием взглянула на него: «Ну, я слушаю». И он громко и быстро стал перечислять рисунки, после каждого, называя букву. «Что это, что случилось, не может быть?!»,- подумала я. Не веря в случившиеся, я стала брать буквы в разнобой, но на какую бы букву я не указывала, получала правильный ответ. От счастья я была на десятом небе, я была в восторге и не знала, как его выразить. Я стала хвалить его, погладила по голове, назвала умницей. Сын грустно взглянул на меня и ушел в другую комнату заниматься какими-то  своими важными делами.

По-видимому, его маленькое сердечко предсказывало, что из этого урока я ничего не вынесла. Я не поняла главное, что мой сын воспринимает информацию самостоятельно, что ему должно быть дано задание и книга, из которой он поймет все сам.

Еще девять лет я садилась с ним рядом и выполняла  домашние уроки, по всем предметам, вместе с ним. Это требовало огромных затрат энергии как с моей стороны , так и с его. Учился он без троек, но как-то безрадостно.

Муж мой к тому времени вышел на пенсию, он был военный, днем дома почти не бывал во время службы, только вечерами. Поиграет с ними в шахматы, почитает им книгу на ночь и  время спать.  Удивляет меня то, что все наши сыновья ( их у нас трое), став взрослыми, помнят  книги, которые он им читал. Могу предположить, что общение с ним было для них праздником, а со мной буднями.
 Теперь он приходил домой после 17 часов и оказался невольным свидетелем, того как мы со старшим сыном делали уроки. И после очередного занятия по выполнению домашнего задания он гневно сказал мне: «Если ты еще раз начнешь приставать к нему,  усаживая за выполнение уроков вместе с собой, я буду думать как мне оградить его от тебя».

Я понимала, что это просто невыполнимая угроза, но именно эти слова заставили меня вспомнить тот момент, когда мой сын самостоятельно постиг алфавит. «Ну, посмотрим, что принесет нам самостоятельное выполнение домашнего задания»,- сказала я. Последующие годы обучения в школе показали, что самостоятельное обучение приносило прекрасные плоды, сыну стало нравиться учиться и посещать школу.

Дети по- разному воспринимают информацию, одни любят, когда учитель объясняет, т.е воспринимают с объяснения, а другие, как мой сын, постигают самостоятельно. Родители должны уметь понимать своих детей.