Порок сердца

Ирина Прищепова
    
       Промозглым ноябрьским днём Пётр Иванович отметил семидесятипятилетний юбилей. Пришли в гости супруги Николай Васильевич и Мария Алексеевна.Они были самыми близкими друзьями Петра Ивановича и, по счастью, его соседями. Скромно посидели за чаем с тортом и пирогами. Пироги напекла Мария Алексеевна ранним утром, чтобы побаловать соседа-юбиляра, уже десять лет как овдовевшего и живущего одиноко. Посидели гости у Петра Ивановича часок, поговорили и разошлись. Проводил их Пётр Иванович до калитки и вернулся домой. Вот и весь юбилей. Да и какой может быть праздник? Возраст немалый, радоваться нечему, достижений особых нет. Да ещё и с глубокой осенью жизни совпала глубокая печальная осень года.
       Вечером сидел Пётр Иванович за столом и размышлял. Сколько ему ещё осталось лет этой жизни? И осталось ли? Сердце с каждым днём болит сильнее. Да и зачем она ему, эта жизнь? Прожито немало. С него хватит. И вдруг током ударила мысль: «А с кем же останется его любимый пёс Верный?»
– Нет, Верного бросать негоже. Хороший пёс. И тоже уже стар. Всю собачью жизнь со мной вместе. Как он предан мне! Сколько меня ждал, как радостно встречал, сколько лесных троп с ним исхожено! Нет, нельзя оставлять Верного. Пропадёт он без меня.
- А как же мои птицы перезимуют? – подумал он о своих птицах, которых подкармливал в голодное время, и понял, что умирать сейчас ему никак нельзя. Да и книгу рассказов о животных, которую он печатал на старинной машинке, ещё не закончил. Она, может быть, никому и нужна не будет. А вдруг кому-то пригодится. Всё-таки он, бывший лесник, сорок лет жизни отдавший лесу, так много знал о жизни зверей, их повадках, столько случаев хранил в памяти. Сколько интересного с ним в лесу приключилось! Хочется сохранить свои воспоминания. Тем более, что учителя его как хорошего рассказчика приглашали иногда в школу поведать детям «лесные истории», которые ребятам очень нравились. Нет, надо погодить умирать. Не все земные дела он завершил.
Наутро до завтрака Пётр Иванович покормил Верного и пошёл угощать птиц –любимых вольных жителей своего леса. У него было заведено: сначала накормить Верного и птиц, а потом садится за стол самому. А иначе кусок в горло не пойдёт.
       Кормил птиц Пётр Иванович всегда в одно время. Ходил он не по возрасту легко. Жизнь в тайге не дала ему накопить жира и помогла сохранить молодую походку. Синицы, воробьи, снегири, свиристели, голуби, как всегда, его ждали. Чувство времени у пернатых развито лучше, нежели у человека. Начиналась холодная и голодная птичья долюшка. А кто им, божьим посланникам, поможет, кроме их доброго надёжного друга? Пернатые друзья полетели навстречу своему любимцу, повсюду слышался шум их крыльев. Ветерок от крылышек приятно пробегал по лицу. Утро выдалось погожим, и от солнца счастливые глаза Петра Ивановича стали ясными, как и утреннее небо.
- Сейчас, мои милые, всех угощу! Ишь как проголодались. И он стал насыпать в кормушки зерно, семечки и хлеб. Птицы с удовольствием принялись за угощение. Некоторые пичуги ели с руки.
- Подождите немного, получу пенсию, сальцем угощу!
       Жил Пётр Иванович только на пенсию, большую часть которой он тратил на Верного и птиц. Утреннее общение с птицами наполняло его радостью и делало светлым даже самый пасмурный день. Всех птиц он знал «в лицо» и радовался, когда появлялись новенькие, которые быстро становились «своими». Теплее на душе становилось и от общения с Верным. Верный – это сейчас вся его семья. Больше этой собаки никто на всей земле его так сильно не любит.
       За чаем вдруг прихватило сердце. Так сильно оно ещё ни разу не болело. Пётр Иванович положил под язык валидол и долго сидел за столом, держась за больное место. Верный смотрел ему в глаза и тихонько скулил.
– Ничего, брат, перезимуем, - сказал он, почувствовав, что боль немного отпустила.
- Однако, дружок, придётся мне поехать в больницу. Ты уж прости, но ненадолго я тебя вынужден оставить. Маша о тебе позаботится. Не обижайся. Это нужно в первую очередь для тебя.
       Верный преданно посмотрел ему в глаза и замолчал, задумавшись, положив голову на лапы.
       Пётр Иванович позвонил Николаю Васильевичу, чтобы спросить, не знает ли он, собирается кто их знакомых поехать сегодня в город. До областного центра было сто километров. И только два раза по расписанию ходили туда автобусы. На первый он уже опоздал, а ехать со вторым поздновато. Можно к врачу не попасть. Николай Васильевич сказал:
- Через полчаса едет соседский парень Андрюха. Успевай! Я ему уже позвонил. Подхватит.
Через полтора часа Пётр Иванович был уже у дверей больницы.
- Ну что, Андрей, сколько я тебе должен за доставку?
- Давай, батя, пятьсот рублей. Задолжал я тут…
       Пётр Иванович расплатился, поблагодарил Андрея и вошёл в больничные двери.
Перед оконцем регистратуры толпились люди. Отстояв очередь, попросился на приём к кардиологу.
- А вы записаны? – не глядя на него спросила регистратор.
- Нет. Я приехал из посёлка, потому что утром случился сердечный приступ.
- Сейчас сердце болит?
- Немного.
- Первая запись к кардиологу только через две недели. Вас записать?
- Нет. Мне сейчас надо. Ждать две недели для меня слишком долго: могу не дождаться. А мне пока умирать нельзя: у меня собака Верный и птицы.
- У многих маленькие дети, да они ждут! И дети, бывают, ждут своей очереди месяц! А у него собака да куры!
- Птицы, - поправил Пётр Иванович, и любимый пёс. Живые светлые души!– Запишите меня к доктору. Я стар, болен и приехал издалека.
- В вашем возрасте почти все больны! Ладно, платите четыреста рублей и идите вне очереди!
       Пётр Иванович попрощался ещё с четырьмя сотнями. Придётся ему сократиться в еде. Но Верный и птицы не должны голодать.
       Пётр Иванович прошёл по длинному белому коридору к кабинету врача, у которого сидели больше десяти человек. Он занял очередь и стал дожидаться приёма. В очереди он просидел больше трёх часов. Доктор постоянно куда-то отлучался из кабинета.
- Да, в таких очередях и здоровый человек заболеет. А серьёзно больные не все смогут дождаться спасительного приёма. А что уж говорить о двух неделях, когда подойдёт запись к врачу!
Наконец, он зашёл в кабинет. За столом с бумагами сидел врач лет сорока. За другим столом за компьютером работала медсестра.
- Здравствуйте, уважаемые доктора!.. - поприветствовал Пётр Иванович людей в белых халатах. Но кардиолог был занят бумагами и не взглянул в его сторону. Медсестра не оторвалась от монитора. И Пётр Иванович сел на стул в ожидании, что на него обратят внимание. Через минуту доктор сказал:
- Рассказывайте, что с вами случилось, - при этом он продолжал писать.
- Да вот мотор совсем выходит из строя. А мне бы ещё хоть год продержаться. Пёс у меня старый. Очень преданный. Верный зовут. Пропадёт без меня. И многие птицы без меня не перезимуют.
       Врач сразу отложил бумаги и с интересом взглянул на Петра Ивановича.
- Птицы, говорите… Собачка… А дети и внуки у вас есть?
- Нет, детей нам с Анной Бог не дал… И жены уже десять лет как нет.
- Понятно. А от нас вы что хотите?
       Вопрос на некоторое время поставил Петра Ивановича в тупик. Потом он сказал:
- Хочу, чтоб подлечили. Пожить ещё хочу. Положите меня на недельку в больницу. Я и вещи собрал.
- Нет, в больницу не могу. Мест нет. Может, через месяц будут. А пока нет. Раздевайтесь до пояса.
Пётр Иванович разделся. Кардиолог подошёл с фонендоскопом. Послушал.
- Да, мотор поизносился. Похоже на порок сердца. Но нужна кардиограмма. Сейчас сделаю предписание. Аптека рядом.
- Мне сейчас и уехать не на чем. К нам в посёлок ходят только два автобуса в сутки. Последний уже ушёл. Может, всё же найдётся местечко в больнице?
- Я же сказал вам: мест нет! Вот рецепт. Идите в аптеку. И сделайте кардиограмму. А потом вызывайте родственников или поезжайте в свою деревню на такси! И запишитесь ко мне на приём через две недели.
Пётр Иванович сделал кардиограмму, узнал у сидевших в очереди больных телефон такси и вызвал машину. Диспетчер службы сказала, что поездка будет стоить тысячу девятьсот рублей.
- Боже мой! А у меня осталось всего две тысячи!
       Пётр Иванович зашёл в аптеку. Подал предписание врача. Оказалось, лекарства были выписаны на три с половиной тысячи. Тогда он попросил дать ему валидол. Ни на одно из прописанных лекарств денег не хватило…
       Пошёл сильный снег. Всё вмиг стало белым-бело. Такси ехало по чёрной дороге вдоль голых пустых белых полей. На душе было тягостно. Тягостно от пребывания в поликлинике. Тягостно от общения с кардиологом.
       Весь зимний мир похож на больницу, - думал Пётр Иванович, глядя в окно. – Тоскливо-белый и пустой. - И всё же, почему меня не взяли в больницу? Что ж, придётся пока держаться на валидольчике. И он положил таблетку под язык.
       В тяжёлых раздумьях подъехал он к дому. Увидев такси, вышла из дома Мария.
- Петя, ты почему вернулся? Ты же собирался полежать в больнице! Пёс твой сытый. И птицам еды дала.
       Пётр Иванович с благодарностью посмотрел на Марию. Сколько раз она ему помогала!
- Спасибо тебе, Марьюшка! Очень ты меня выручила. А в больницу меня не взяли. Сказали, мест нет.
- Эх, врачи! Не лечат сейчас нашего брата. Кому мы нужны? Пользы от нас государству мало. Да ещё и пенсию нам плати! Не горюй, завтра попрошу сына зайти в больницу поговорить насчёт тебя. Может, молодого послушают.
- Ладно, Маша. Очень устал я. Пойду на отдых. Спасибо тебе огромное!
- Иди, Петенька, отдыхай! Завтра забегу к тебе.
- Ладно. Увидимся завтра.
       Пётр Иванович шёл по дорожке. Его радостно встретил Верный. Они пошли к дому, как всегда, рядом. На деревьях щебетали птицы. И вдруг острая боль в груди заставила Пётра Ивановича остановиться. Он побелел и стал оседать на снег. И уже не видел, как заметался от отчаянья и заскулил Верный, как спешила к нему, пытаясь бежать, Мария.