Отец Илларион и его жизненная позиция

Валерий Казанцев
Если бы наш герой не направил свою жизнь на служение Господу, то в обычной мирской жизни его наверняка бы оценили исключительно как делового и активного человека с жизнеутверждающим мировоззрением. Ведь отец Илларион никогда не сидел на одном месте и постоянно направлял свою просто неуемную энергию на позитивное начало: будь то строительство и обустройство жилья с прилегающей к нему территорией или участие в общественно значимых мероприятиях своего населенного пункта проживания. Оказавшись же в духовном сане, а тому уж более двадцати лет, он сначала пытался придать своей энергии более приличествующий вид, сменив, например, резкие движения, характерные для суетливого человека, на более выверенные и не столь амплитудные. Со временем даже стало получаться, но все-таки в нем всегда чувствовалась колоссальная жизненная сила, не смотря на довольно жесткие и продолжительные посты и тяжелые молитвенные бдения.

Сегодня отец Илларион решил совершить многочасовой вояж на своей видавшей виды «шестерке», куда его откомандировала, если можно так выразиться, епархия, на служение литургии по случаю празднования Троицы в одноименный храм. Здесь собиралось все важное местное духовенство, что со всей очевидностью говорило о высоком статусе мероприятия. В своей предыдущей «светской» жизни нынешний батюшка был автомехаником и водителем по совместительству (возил на «Волге» различных членов районной администрации). А потому и с автомобильной техникой даже отечественного производства был, как говорится, на «ты». То есть, его никогда не смущало расстояние предполагаемой поездки в соотносительном сравнении с категорией транспортного средства, как собственно было и сейчас.

Выехав на федеральную трассу и набрав «крейсерскую» скорость, рассчитанную на комфортное вождение, но, не снижая концентрации на дороге, наш герой начал уже по привычке читать Иисусову молитву. Как вдруг на обочине показалась женщина средних лет, которая очень энергично размахивала руками, что однозначно говорило о ее серьезном настрое остановить автомобиль любой ценой. Когда отец Илларион подъехал ближе и смог убедиться, что с голосующей особой ничего страшного не произошло, он позволил себе добродушно улыбнуться. Это произошло не столько в знак своей исключительной доброжелательности, чего, конечно же, не отнять, сколько из-за посетившей его уже поседевшую голову мысли про русскую бабу и коня на полном скаку из народного эпоса.
- Матушка, у вас все в порядке?! – голос протоиерея был бархатистым и ласковым, что сразу же располагало к себе тех людей, которые были с ним не знакомы близко.
- Здравствуйте, батюшка! Теперь уже могу сказать, что жизнь налаживается! - женщина даже улыбнулась навстречу открытому лицу своего визави.
- Спаси Господи! – отец Илларион вышел из автомобиля и подошел к ней вплотную, протянув руку для того, чтобы взять у нее поклажу – бесформенную дорожную сумку - для размещения в багажнике.
Мимо проехала фура, обдав стоящих на обочине, хорошей порцией гари и мощным турбулентным потоком, от чего они сразу пришли в себя, сократив ту часть первоначального общения двух незнакомых людей, что неминуемо связана с излишней скованностью и смущением. То есть, наши герои решили продолжить разговор уже внутри автомобиля.
- Матушка, как вас зовут? И куда путь держите? – отец Илларион учтиво открыл дверь своих «Жигулей» и помог своей уже попутчице удобно разместиться на переднем пассажирском кресле.
- Ольга Сергеевна, можно просто Ольга. Мне нужно в область. А вы куда едете, батюшка? Вы даже не представляете, что за люди на дороге. Я уже полчаса голосовала безрезультатно. Никто не останавливается, как будто я пустое место или вооруженный грабитель.
- Меня зовут отцом Илларионом. Нам по пути, так что довезу вас в целости и сохранности. Сейчас просто успокойтесь и получайте удовольствие от автомобильной прогулки. И все-таки… как вы здесь оказались-то? Одна и с дорожной сумкой….
- Я ехала со своим знакомым по этой трассе, но у нас неожиданно поломалась машина, и пришлось вызывать эвакуатор. Автомобиль отвезли в ближайшую деревню, где оказался автосервис, а мне пришлось добираться автостопом, так как дома срочно ждут по семейным делам. Я просто не ожидала, что в нашем регионе водители избегают брать себе попутчиков на пустынной дороге.
- Да уж…. Ну, будем считать, что Провидение Господа нашего Иисуса Христа распорядилось таким образом, что бы нам с вами встретиться. Возможно, вам нужна помощь духовника или просто умиротворяющая беседа….
Собеседники некоторое время вели непринужденный разговор, как говорится, о том и о сем. Но как-то само собой вскоре тематический настрой все-таки пришелся в ту сторону, которую принято называть духовной.
- Матушка, вы живете преимущественно в православной среде, хотя в нашем толерантном социуме и действуют правила веротерпимости и дружественного сосуществования всех религий и конфессий многонационального государства. Каждый христианин понимает, что Господь дарует спасение избранным. Однако сегодня уже все мировые религии признали, что Бог един. В нашем случае речь идет об Отце из Святой Троицы.
- Но разве для Господа богобоязненный, честный и миролюбивый мусульманин отстоит дальше, чем пьянь с крестом на шее? – Ольга даже раскраснелась от негодования.
- Конечно же, праведники из иноверцев получат спасение, о чем есть многочисленные примеры и из Священного Писания. В нашем случае говорится о таком понятии из естествознания, между прочим, как «при прочих равных обстоятельствах». То есть, при условии, что два человека находятся в одинаковом состоянии духовного развития, выбор Пастыря в первую очередь выпадет на овцу из своего стада.
- Ну… это можно признать справедливым и логичным, - женщина как бы смутилась от своей недавней горячности и устремила взор на бегущую мимо них панораму лесного массива.
Некоторое время поп и нехристь (Ольга оказалась «крепким орешком» - выходцем из  атеистической семьи двух закоренелых строителей коммунизма с серьезным стажем партийной деятельности) наслаждались лишь естественным шумом двигателя и аэродинамических завываний с внешней стороны салона, так как радиола хоть и была в рабочем состоянии, но не пользовалась у отца Иллариона особой востребованностью в виду отсутствия в радиоэфире области богословских каналов. Но у любой тишины есть свои сроки, а потому и была она нарушена самым тривиальным образом. Пытливый ум случайной попутчицы батюшки решил проверить Православие в его лице на предмет грядущих в стране и мире перемен, связанных в первую очередь с мировой финансовой и юридической системами.
- Отец Илларион, как вы думаете, почему в текущем моменте в мире столько агрессии, конфликтов и неустроенности? Кажется, опыт ведения религиозных войн в эпические времена дает вам ответы и на эти вопросы? Между прочим, чтобы вы знали, многие порядочные и честные люди уже давно разделяют Бога, Веру и Церковь.
- Не будем мух путать с котлетами, матушка. Все по порядку…. Даже не упоминая о Втором Пришествии и Конце Света можно найти множество проявлений лукавой силы и с академической точки зрения. Посмотрите, что представляет собой правовое поле и финансовые институты. Именно здесь и творится все беззаконие. В первом случае все эти Кодексы и Конституции начинают напоминать еврейский Талмуд. То есть, без пузыря, как горит народная молва, в них уже не разобраться. А ведь для регулирования человеческих отношений достаточно обычного судопроизводства, которое бы смогли осуществлять простые совестливые люди. От века было устроено так, что совесть (искра Божия) была тем регулятором, который позволял социуму принимать праведные (не путать со справедливыми) решениями. Здесь важно понять, что только основываясь на любви к ближнему можно его перевоспитать, а не применяя «драконовские» меры согласно современным представлениям о правде жизни.
- То есть преступник должен получить вместо наказания порцию любви и надежду на перевоспитание? – Ольга опять сделала недовольное выражение лица, видимо представляя в своем воображении совершенно конкретные эпизоды из своей истории жизни.
- Повторюсь…. Именно выявление причин порока и любовь дают максимальную эффективность в процедуре перевоспитания. Вам бы, матушка, со Священным Писанием ознакомиться и Предания от святых отцов почитать.
- Хорошо, здесь ваша позиция ясна как божий день. А как вы можете прокомментировать все эти экономические кризисы, из которых наша страна, да и все мировое сообщество не могут уже выбраться почти десять лет? Я сейчас не про политику и санкции говорю, а про объективные финансовые инструменты, которые перестали эффективно работать.
- Лукавая сила стремится прибрать к рукам весь мир. Об этом предупреждали нас от века Господь со всеми святыми своими. Ростовщичество стоит в корне сей проблемы. Не нужно быть профессиональным финансистом, чтобы понять разрушительную сущность всех этих бирж и кредитных организаций, которые занимаются самой настоящей спекулятивной деятельностью. То есть, в современном мире стоимость товара настолько искажена от своей естественной величины, которая определяется себестоимостью и «правильным» вариантом определения добавочной стоимости, что очень скоро финансовые кризисы перестанут приходить и уходить, а просто обрушат полностью весь существующий ныне механизм товарообмена, если не предпринять серьезных шагов в этом направлении. Но никто не желает праведно наращивать свои ресурсы. Сегодня право сильного превалирует во всем. Одни страны – так называемый Запад – уже традиционно стали паразитировать на других. Посмотрите на географическое расположение всех этих мировых финансовых институтов (биржи, фонды и проч.), и все становится понятно. Только ревизия и пересмотр правил игры на основании «честных» рыночных отношений могут стабилизировать нынешние разрушительные тенденции.
- Не ожидала от «человека с кадилом», уж простите мне мой эпитет, такой осведомленности в сугубо практической области жизнедеятельности.

По маршруту следования наших героев оказалась автозаправка и кемпинг, услугами которых и решили воспользоваться наши духовные антагонисты, переведя свое общение исключительно в бытовую плоскость. Но нельзя сказать, что для Ольги Сергеевны это «путешествие» не оставило никакого следа в ее душевной организации. А потому и отец Илларион в очередной раз может поставить себе зачет за проделанную работу в сфере приобщения атеистической среды к сфере горних высей.