Моя первая машина или Боже, очисти меня, грешного

Ави -Андрей Иванов
https://vk.com/ivanov1963

ЭПИГРАФ

КЛЯТВА - Данное перед кем-то устное или письменное обещание. ПРОКЛЯТЫЙ или ПРОКЛЯВШИЙСЯ - тот, кто это обещание не сдержал.

Мы сидели за столиком вдвоём в тихой маленькой подвальной бильярдной, где собираемся с приятелями каждую среду уже много лет. Повидаться, поиграть, попить хорошего чайку, поболтать о том - о сём в редкие часы уединения от работы, семей и обычных забот.
В один из таких наших, сугубо мужских, собраний мой приятель и поведал эту давнишнюю историю из его жизни. По просьбе рассказчика имена я изменил, дабы не травмировать чувства ныне здравствующих участников этих событий. Записываю этот случай от первого лица, как он мне и был рассказан.

- Знаешь, Андрюха, уже ведь десять лет прошло. Пора бы и забыть. Плюнуть да растереть. Не могу. Не забывается. И Бори уже нет. Светлая ему память. Но засела где-то глубоко горечь и обида. Заноза в мозгах. Таскать это в себе противно. Расскажу тебе, может отпустит.
Мы заказали в буфете ещё заварник хорошего чаю. Разлили по кружкам и Игорь начал свой рассказ.

- Ты же знаешь, отец у меня умер, когда мне два года от роду всего было. Он шофёром работал. И у меня почему то с детства мечта была стать именно водителем. Представлялось, как сейчас помню, я, такой маленький и слабый, сижу в кабине грузовика. И он, грузовик, повинуется мне. Такой большой и сильный. Дурацкая мечта. Детская. Но запомнилась.
Поэтому к автомашинам у меня всю жизнь отношение было какое-то слегка волшебное или даже мистическое что ли. Но вот что удивительно, жизнь меня от машин отводила до поры до времени. Чем угодно занимался, но только не рулил. Да и на права то я отучился уже ближе к сорока.

- Ну а права без машины, это как седло без лошади. И стал я на свою первую машину копить. Со своей мизерной зарплаты откладывал целый год. Кредит брать не хотелось. Вот и накопил на подержанные "жигули". Больше ждать не мог.
А тут как раз друзья узнали, что я собрался машину брать. И советуют, да бери у Бориса. Мол, продаёт машину в хорошем состоянии, почти не битую. В придачу ещё и зимнюю резину, вполне нормальную, отдаст. Говорю, нужно посмотреть, может и договоримся. А сам думаю, Борис проверенный товарищ, не обманет, да ещё и резина в довесок.

- Короче, созвонились, договорились обо всём. Жду выходных, чтобы машину посмотреть и сразу оформить её на себя.
Борис у всех нас большим уважением и доверием пользовался. По возрасту старший из всех нас, друзей. Мягкий, добрый, интеллигентный человек. Работал в райцентре главврачом в поликлинике.

Я весь в трепете и предвкушении. Всё-таки первая моя машина. Нетерпеливо ожидаю выходных, когда мой товарищ машину в город пригонит и мне продаст.
Перед самыми выходными, представь, Андрюха, звонок. От Бориса. Предупреждает, что по оговорённой ранее цене продавать мне не будет. Говорит, что нужно мне добавить ещё пяток тысяч.

Я в панике. Кто же займёт в наше время? Где взять? Да и отказываться уже как-то не ловко. Друг же всё-таки. Одному позвонил - отказ, другому - отказ. Все отказали. Только мать выручила. Заняла у своих знакомых до пенсии. Короче говоря, теперь вся сумма у меня на руках. Ночь не уснул. Наутро еду покупать машину...

Нас пять человек, моих друзей, собралось. Борис показывает. рассказывает. Я слушаю и смотрю. Вроде всё устраивает. Только колёса на летней резине. А на улице поздняя осень и первый снежок. Когда уже деньги передавал, спрашиваю при всех:
- Боря, а когда зимнюю резину то забрать у тебя можно?
- Да в любой день вечерком приезжай и заберёшь.

Ну по рукам. Я ему деньги, он мне документы и разбежались. Сел я за руль и так осторожненько, медленно поехал домой. Через неделю снег уже основательно лёг. Скользко стало. Собрался я в райцентр к Борису, вечером, после работы.
Еду по трассе, метель, темно. Фары включены, а толку мало. Видимость низкая. Ну, добрался всё-же до Бориса без происшествий.
Захожу к нему в квартиру. Он радостный, его жена радостная. Стол накрыли, мол, сейчас ужинать будем.

Сели за стол, болтаем. Я спрашиваю:
- Где у тебя резина то лежит? В гараже? Это далеко? Или во дворе?

Тут какие - то непонятки начались. Жена Бори смотрит то на меня, то на мужа. Потом говорит:
- Борис, пойдём-ка на кухню на минутку.
Чувствую, что-то не так пошло. Возвращаются они с кухни. Борис глаза в пол, на меня не смотрит и спрашивает:
- Ты, Игорь, за сколько хочешь комплект зимней резины купить?
Я просто остолбенел. О деньгах то разговора не было. Он же обещал резину в придачу к машине отдать. И при всех друзьях это сказал.
- Борис, вроде мы без денег договаривались.
Тут его жена в разговор вступила:
- Нет, Игорь, ты что-то не понял. Этот комплект то почти новый, мы его продавать собрались.

У меня комок еды в глотке так и застрял. Молча поднимаюсь из-за стола. И тихонечко двигаюсь к выходу. И они молчат. Сухо попрощались и я в обратный путь. В темень и пургу на ночь глядя.
Еду по трассе. А на душе погано, мерзко, словами не передать. Вот с тех пор и засела во мне эта заноза, Андрюха.
- Ну что было дальше, ты сам знаешь. К Боре я ездить перестал. Наша дружба после того случая скомкалась, сникла и зачахла. Вскоре Борис себе новую машину прикупил. Потом на ней перевернулся. Но выжил. Потом сбил на ней женщину в сумерках в своём посёлке. Тоже как-то обошлось. А однажды ночью у него печёночные колики случились и до утра не дожил.

Вот уж десять лет прошло. И знаешь, что странно. В душе Борис так и остался для меня самым добрым, верным и честным товарищем. А тот случай с его обещанием вроде как и не относится к нему. Как-то он и та его непорядочность стоят отдельно друг от друга. Бывает же так. Но мне от этого не легче. Борю мы похоронили, а вот эту историю я никак похоронить в себе не могу.

Вот такой рассказ услышал я от своего друга. Может он и покажется кому-то мелким, бытовым, обычным и ничего не значащим. Но мне так не показалось. Хотя сейчас и между друзьями непорядочности и покрупнее бывают, когда вопрос касается бизнеса или денег. Кидают друг друга люди, предают, обманывают. Жёны изменяют мужьям, мужья жёнам. Дети предают родителей корысти ради. Таких историй сейчас хоть отбавляй.

Но вот мой товарищ, рассказавший эту историю про свою первую машину, не хочет больше носить в душе грязь разочарования и мелочной обиды на давно ушедшего от нас человека. Боже, очисти его душу грешную.
Да и я тоже уже давно понял и усвоил урок - не иметь больших денежных дел с друзьями, чтобы не потерять их. Неприятная поговорка, но верная - "Дружба дружбой, а табачок врозь". Такова наша сегодняшняя жизнь. Увы.

AVI 2017  https://vk.com/ivanov1963