Мысли вслух. О мнимой святости детей

Ульянов Виталий
Некоторые люди ненавидят детей, многие же, напротив, обожают их и считают «чистыми», «святыми». Здесь я попытаюсь дать оценку подобного рода утверждениям людей из обеих крайностей.

Начнём с того, что человек далеко не сразу становится членом общества, этому предшествует долгий период воспитания. Очевидно, что всякое развитие идёт от меньшего к большему, поэтому на начальном, детском его этапе люди наиболее напоминают прочих животных. Сходство между детьми и животными наблюдается также в том, что и тех, и других порой называют существами лучшими, нежели взрослые люди. Я считаю, что подобная оценка напрямую связана с низким уровнем развития, с неспособностью детей и животных совершать зло так же умело, как взрослый человек. Но они также неспособны умело творить добро, потому что сложное поведение и сложная нравственность требуют развитых разума и интеллекта – инструментов, без которых, помимо прочего, было бы невозможно познание этики.

Кроме того, я считаю ошибкой вообще давать детям моральную оценку. Оценить можно поступки, но не самого ребёнка, поскольку на его уровне интеллектуального развития понятия добра и зла ещё не вышли на осознанный уровень. В случае детей я бы говорил о ситуации, так скажем, нравственной стерильности, когда подлинного морального выбора, со всей его сложностью, пока нет. Я считаю, что переход на сознательную ступень морали осуществляется тогда, когда человек хотя бы минимально отходит от шаблонов закреплённых норм и начинает анализировать их применимость в какой-либо ситуации. Поэтому утверждать, будто дети лучше или хуже других людей, столь же абсурдно, сколь абсурдно называть хорошим или плохим футболистом того, кто впервые надел форму.

Важно помнить, что любой ребёнок – это будущий взрослый. Умиление от якобы святости ребёнка может легко смениться отвращением к его поступкам в будущем, поэтому радоваться следует только реальным достижениям. Поэтому воспитание (относящееся не только к детям) должно стать первостепенной задачей семьи и общества, а иллюзия возможности оценить нравственный облик ребёнка должна исчезнуть. Ибо без воспитания не вырастает человек, имеющий нравственный облик и заслуживающий моральной оценки.