Святая память

Валентина Кочубей
Совсем  недавно  появилась  запись  о  том,  что    будут  рассматриваться  мемуары  на  «  ПРОЗЕ.  РУ»,  и  у  меня  появилась  возможность  вспомнить  моих  замечательных  выпускников  1968  года.  Это  был  выпуск,  который  я  помню  до  сих  пор.       За  все  годы  учительства  почему  - то   их  я  помню  лучше  всех
После    школы  мы  решили  съездить  на  Обское  море.  Где – то  раздобыли  грузовую  машину  и  с  песнями  помчались  к  морю.  Разбили  палатки,  поужинали  и  легли  спать.  А  ночью  разразилась  гроза,  такой  я  не  помню  за  всю  мою  жизнь.   Грохотал  гром,  дул  сумасшедший  ветер,  благо,  что  палатки  были  хорошо  закреплены,  и  вокруг  стояли  высоченные  сосны.  А  у  меня  из  головы  не  выходили  поэтические  строчки:

РЕВЕЛА  БУРЯ,  ДОЖДЬ  ШУМЕЛ,
ВО  МРАКЕ  МОЛНИИ  СВЕРКАЛИ,
И  БЕСПРЕРЫВНО  ГРОМ  ГРЕМЕЛ,
                И  ВЕТРЫ   В  ДЕБРЯХ  БУШЕВАЛИ…

А  утром,  будто  ничего  не  было…..  и  утро  было  такое  красивое,  светило  яркое  солнце,  с   листьев  падали  последние  капли  ночного  дождя.  Лес  стоял  умытый,  чистенький.  Травы  среди  деревьев  и  цветы  поднимали  свои  головки  навстречу  солнцу.  Школьники  радовались  солнцу,  ласковому  морю,  и    утихомиривать  их  было  бесполезно:  они  были  счастливы.  А  мне  смотреть  на  них  было  приятно.  Я  тоже  была  счастливой.  Мы  отдыхали  с  наслаждением.  Неделя  прошла,  как  одно  мгновение,  но  запомнилась  она  на  всю  жизнь.
Я  уже  работала  Тираспольском  пединституте,  как  вдруг  получаю  телеграмму  с  приглашением  приехать  на  празднование  25 – летия    окончания  школы  моими  дорогими  выпускниками.
Радости  моей  не  было  предела.  И  прежде,  чем  написать  ответ,  я  просмотрела  все  фотографии,   хорошо,  что  у  меня  их  было  много.  Люда  Слесаренко,  Саша  Янышевский,  Коля  Гуржий,  Рита  Левина,  Лиля  Лаецкая  ,   Саша  Клименко,  Коля  Белоус,  Серёжа  Трегубов,  Таня  Верходанова,  Володя  Санатин  ,  Юра  Хабиров,    Галя  Митина,  Ольга  Шот,    Олег  Тарасов,    мальчики  Дроздовы,  Надя  Шубенкова…   Мне  очень  хотелось  поехать,  но  в  Приднестровье    шла  война,  а  я  работала  тогда  на  радио,  и  полететь,  конечно ,  было  невозможно.  Я  написала  им  письмо  через  газету.  Оно,  безусловно,  дошло  до  них.  « Мне  больно,  что  я  не  с  вами».      «Дорогие  мои  и  любимые  всегда  я  поздравляю  вас  с  25 – летием  окончания  школы,  благодарю  за  верность  традициям  дружбы,  за  то,  что  вы  помните  друг  друга  и  меня  в  этом  праздничном  контексте.  Я  благодарю  вас  за  то,  что  вы  пригласили  меня  на  это    прекрасное  торжество.  И  прежде  всего  спасибо    Людочке  Слесаренко,  солнечной  красавице,  за  телеграмму.  Когда  она  улыбалась ,  у  меня  всегда  было  ощущение  яркого  солнечного  света.    На  одной  из  встреч  Рита  Левина  спросила,  а  за  что,  собственно,  мы  так  долго  помним  Валентину  Ивановну,  ведь  она  никаких  особенных  мероприятий  и  не  проводила  с  нами.  Да,  Рита,  вы,  наверное,  правы,  ничего  особенного  не  было.   Может  быть ,  только  то,  что  были  концерты,  литературно -  музыкальные  вечера,  и  несколько  дней  и  ночей  на  берегу  Обского  моря,  у  костра.  Но  было  самое  главное:  вы  не  могли  жить  без  этого,  а  я  не  могла  жить  без  этого  и  без  вас.  Вот  эта  нерассуждающая  искренность  и  была,  наверное,  основой  наших  взаимоотношений.    Мы  любили  друг  друга  и  не  задумывались,  за  что ?     Просто  так…  ни  за  что!    Или ,  как  говорят  на   Руси:  «несмотря  ни  на  что».  И  в  этом,  наверное,
Истинный  смысл  настоящих,  искренних  взаимоотношений.
Дорогие  мои,  я  желаю  всем  вам  праздничного  настроения,  приятных  до  боли  сердечных  минут,  проведённых  вместе  и  долгих  воспоминаний  о  своём  семнадцатилетии..

Ведь  в   17  лет  и  море    по  колено -
Недостижимого  на  свете  нет. 
Ровесников  смешное  поклоненье,
Во  всём  талант  и  красота,  и  свет,
И  это  ослепление  собой
Я  стыдно,  нежно  вспоминаю
Неповторимо  время – целый  мир
Тем  завоёван,  что  ещё  неведом,
Где  каждый  мне  от  счастья  м ил,
В  предчувствии  удачи  и  победы…

Вы  в  моей  памяти  живы  и  любимы,  грустная,  тонко  чувствующая  Лиля  Лаецкая,  стремящаяся   разобраться  в  истине  Рита  Левина,  сосредоточенный  «весь  в  себе»  Лёша  Дроздов,  кампанейский  и  неподражаемый  Саша  Янышевский,  талантливый  бард  нашего  класса, застенчивый,  как  девочка,  Серёжа  Трегубов,   лопахинский  характер – хозяин  жизни, нежно  любящий  красоту  во  всех  её  проявлениях  Саша  Клименко,  солнечная  учительница    божьей  милостью  Люда  Слесаренко,  талантливая  щебетунья  Галя  Митина,  Коля  Белоус,  Надя  Шубенкова,  Таня  Верходанова,  Володя   Санатин,  Коля  Гуржий  Юра  Хабиров,  мне  больно,  что  я  не  с  вами.    Я  вас  крепко  целую,  желаю  счастья.
Всегда  ваша  Валентина  Ивановна  Кочубей.
Я  тогда  писала  в  газету:  «27  февраля  1993  года  исполняется  25  лет  со  дня  окончания  школы.  Я  получила  от  них  телеграмму – приглашение,  так  как  была  у  них  классным  руководителем  в  том  далёком  68 –м.  Мы  любили  друг  друга.  Но  я  живу  в  Тирасполе  и,  конечно,  приехать,  прилететь  не  смогу.  Во – первых,  много  границ,  слишком  много…  во -  вторых,  не  летают  самолёты  -  у  них  нет  керосина.
Поэтому  я  пишу  вам  письмо  с  просьбой  опубликовать  его  в  вашей  газете,  и  если  возможно, к  27 февраля.  С  уважением  Валентина  Ивановна  Кочубей.   
Люда  Слесаренко  (сейчас  она  Евсеенко)  написала  заметку  в  эту  же  газету  о  жизни  класса,  мы  тоже  помним  её  до  сих  пор.  В  октябре  2016  года  она  была  у  меня  в  гостях.    Мне  хватит  этих  воспоминаний  надолго.  Я  была  счастлива.  Она  рассказала  мне  о  судьбе  многих  ребят  и  девочек.  Сейчас    многие  уже  на  пенсии,  но  я  рада,  что  каждый  из  них  нашёл  своё  место  в  жизни  и  с  удовольствием  работал,  а  некоторые  работают  до  сих  пор.  Людочка  до  сих  пор  руководит  школой  -  она    директор.  И  это  здорово!!
Совсем  недавно  Серёжа  Трегубов  и  я  нашли  друг  друга  в  интернете.  Он  работает  в  7  школе  города  Новосибирска  и  руководит  литературным  клубом  учащихся  «ПЕГАС» .  Серёжа  прислал  мне  сборник  стихов  своих  и  учащихся.  Я,  как  могла,  написала  небольшой  отзыв.
                И  уж  совсем  хорошо   Сергей  прислал  мне  стихотворение,  которое  называется

    ДРУЗЬЯМ  ЮНОСТИ  И  ШКОЛЕ  5  ГОРОДА  ИСКИТИМА

Нас  всех  судьба  свела  в  весёлый  дом,
Учителя  на  мир  глаза  открыли ,
А  кто  стремился  вверх  с  большим  трудом,
Тем  дали  для  полёта  в  небо  крылья.
Как  много  исходили  мы  дорог,
До  сей  поры  костры  в  тайге  дымятся,
И  вот  уж  наши  внуки  за  порог, 
К  своим  дорогам  в  мир  большой  стремятся.
Здесь  было  много  всяческих  интриг:
Записки  о  любви,  улыбки,  встречи,
Разрывы,  слёзы  и  счастливый  миг,
Когда  бежали  мы  на  школьный  вечер,
Звучало  струн  гитарных  серебро.
Девчонки,  словно  бабочки ,  порхали,
И  сеять  своё  вечное  добро
Учителя  и  здесь  не  забывали.
Мы  в  жизни  наломали  много  дров,
И  было  всё: любовь,  потери,  служба.
Порою  с  нами  мир  бывал  суров, 
Но  мы  не  потеряли  старой  дружбы.
И  пусть  нам  много  лет  и  много  зим,
Но  мы  всё  те  же  Вовки  и  Серёжки.
Мы  быстро  на  троих  сообразим,
На  тридцать  надо  -  и  на  тридцать  можем!!
И  сами  мы  давно  учителя,
И  учим  кто  детей,  а  кто – курсантов.
Спасибо  тебе  ,  школа  и  земля,
За  то,  что  воспитала  ты  АТЛАНТОВ.
Мы  держим  небо  РОДИНЫ  своей,
Нам  нелегко,  и  руки  каменеют,
И  потому,  что  любим  мы  детей,
Никто  с  мечом  к  нам  сунуться  не  смеет!

Я  очень  благодарна  Серёже  за  эти  стихи!  И  если  честно,  я  думала,  что  воспоминания  о  моих  учениках,  о  школе,  будут  возвышенными,  романтическими.  Но  не   получилось!  Эти  воспоминания  овеяны  грустью.  Чем  объяснить ?  Может  быть ,  потому,  что  вместе  с  ними  уходит  и  моя  молодость,  и  мои  юношеские  годы,  и  ,  наверное,  поэтому  так  грустно…