Вечная бабушка

Юрий Чига
ВЕЧНАЯ БАБУШКА.
Околоэкономическая байка

     Где то в небольшом городке, да и в большом также, по нынешнему называемом мегаполисом, в людном месте стоит типичного вида бабушка.

     Людное место - это где пересекаются людские потоки и народ ходит туда и сюда. Место такое есть во многих местах: и недалеко от входа в рынок или базар, недалеко от Храма Божия в воскресные и праздничные дни, недалеко от остановки автобуса, трамвая, троллейбуса, маршрутного такси - какой там еще транспорт бывает?

     И везде стоит скромно и чисто одетая бабуля. О ней можно сказать, что она славянка: русской, украинской или белорусской национальности. Других национальностей такая бабушка на просторах незалежной Украины и других частей бывшей большой Родины автору не встречалась никогда. То есть, можно сказать, что это "наша" бабушка.

     И стоит бабуля не просто так и не с пустыми руками. На небольшой табуреточке или просто, без затей, на газетке положенной на землю, стоит ее котомка. Котомка - это такого фасона сумка, все, я думаю, видели и представляют.
    
     А теперь самое главное.

     В котомке доверху насыпаны жареные семечки подсолнуха. Они ароматны и этот аромат вкусен и приятен и русскому и украинцу и белорусу. Насчет других национальностей не знаю.

     Не только аромат приятен и вкусен, но и сами семечки тоже. Семечки щелкают и так их едят. Конечно, это не та еда, которая настоящая еда, но и еще, помимо всего, времяпрепровождение. Так уж мы устроены - украинцы, русские и белорусы, что очень нам нравится семечки щелкать и так время препроводить.

     А сверху семечек, в той же котомке стоят два стеклянных стаканчика: большой и вдвое меньше. Они тоже наполнены семечками и с горкой. Это мера отпуска семечек желающим. Большой стакан 10 копеек, а маленький 5 копеек. Это я помню, что так было давно.

     Люблю классиков. Это "давно" они бы определили так: "Это еще при историческом материализме было". А я от себя добавлю: это когда деньги были общие и у украинцев и у русских и у белорусов. Деньги тогда назывались "деревянными", но как ни странно, были очень весомыми. На стаканы с семечками хватало всем.

     Сейчас, к примеру, мы живем, как сказали бы те же классики "После исторического материализма". У украинцев - гривни, в белорусов - зайчики, у русских рубли, а деревянные ли они - определить трудно. Рубли, конечно, которые нынешние, а не времен "исторического материализма". Но семечки продолжают продаваться с тем те успехом и в том же ценовом соотношении за стаканчики: 2 к 1.

     Только бабушка чего-то немного стала неспокойной и тревожной, частенько оглядывается по сторонам и внезапно, подхватывая котомку с семечками, скрывается в толпе людного места. Какое то тревожное время для бабули наступило.

     Раньше бабуля стояла в людном месте и ее никто не трогал. Она стояла со своей котомкой так во все времена. Как сказали бы те же классики: "До исторического материализма".

     Она стояла при Александре Втором Освободителе, при Александре Третьем Миротворце и при Николае Втором Кровавом.

     Потом бабуля стояла при красных, при белых, при зеленых, при героях Гражданской войны батьке Махно и атамане Ангеле и атамане Зеленом.  При деникинцах и при петлюровцах. Стояла бабуля и при интервентах и снова при красных.

     Потом был НЭП. Бабуля была до угара НЭПа, во время угара и после угара. При индустриализации жизнерадостные рабочие и студенты техникумов разбирали ее котомку большими стаканами и очень быстро.
 
     Никто не трогал бабулю и во время войны. Во время войны бабуля стояла и при наших, и при оккупантах. Оккупантов было почему-то много и все разнообразные: румыны, итальянцы, немцы.

     Отдельными таборами стояли неизвестно зачем забредшие на наши земли, с немцами за компанию, небольшими отрядами венгры, словаки, испанцы из "голубой дивизии", какие-то невиданные раньше датчане, фламандцы и голландцы. Оккупанты бабулю не трогали и ни о чем не спрашивали. Они охотно покупали стаканы семечек, расплачиваясь мелкими иностранными монетами.

     Наши всех побили и прогнали. От оккупантов потом осталось громадное количество мелких иностранных монет, и монеты эти после войны оказались все в детских коллекциях - а на что они еще были пригодны? И все наши послевоенные мальчишки собирали их, менялись и хвастались как военными трофеями на правах победителей в Великой Войне.

     После войны бабуля стояла при Йосипе Виссарионыче и при всех остальных меньшего калибра Генеральных Секретарях.

     Автор уверен, что все их помнят, а кое - кто и знал их и видел живьем. Один житель Крайнего Севера, возвратившись домой из тогдашней единой и общей столицы, где купил у бабули кулек семечек, единственное что тогда свободно и без очереди продавалось, рассказывал об одном тогдашнем, самом бровастом Генеральном Секретаре, что "Видел, мол, этого человека!"

     И никто, абсолютно никто, бабулю не трогал. Ни до исторического материализма, ни во время этого самого материализма.

     И вот, когда окончился исторический материализм и наступило непонятное для бабушки тревожное время. Как в сказке Салтыкова-Щедрина: окончилось время и история прекратила течение свое.

     Даже не время, а в-р-р-р-емя. С такими вот рычашими интонациями. И неизвестно откуда расплодившимися р-р-рычащими официальными государственными человеками. Подходит такой официальный государственный человек к бабульке и р-р-ычит:

     - А где свидетельство п-р-р-епринимателя?!

     - А где патент на то-р-р-говлю в р-р-озницу?!

     - А где зеленая (голубая, белая) ка-р-р-та?!

     - А где р-р-азрешение отдела то-р-р-говли?!

     - А где се-р-р-тификат качества на семечки?!

     - А где се-р-р-тификат соответствия?!

     - А где свидетельство плательщика единого налога?

     - А где личная медицинская санитарная книжка?

     - А где справка о прохождении флюорографии?

     - А где отметка о прохождении санитарного минимума и сдаче зачета?!

     - А где лицензия?!

     - А где свидетельство о присвоении идентификационного кода физического лица - плательщика налогов?!

     - Есть мелочь на сдачу?! А где документы об утверждении лимита остатка кассы?!

     - А где этот, как его, фитосанита-р-р-ный сер-р-р-тификат на семечки?!

     - Бабуля, а ведь ты приплыла. А где кассовый аппарат?!!! А если покупатель чек потребует за стакан семечек?!

     - А где?! А где?! А где?! А где?! А где?! А где?! А где???!!!!!……..


     Персонаж Великого Сатирика по прозвищу "Органчик", повторяя вбестолку одну и ту же глупость, в конце концов, сломался.

     Но живуч и неутомим официальный государственный человек. Куда там до него дореволюционному, салтыков-щедринскому чиновнику из города Глупова! Особенно в придумывании и повторении бестолковостей и дурацкостей. Помните, как заигранная виниловая пластинка повторяла одно и то же, пока кто не вмешается.

     Я вот что подумал. Этак, если бабулю официальные государственные человечки совсем завопрошают бестолковыми вопросами, можно даже новое слово придумать: "забестолковывают", так мы ведь без семечек останемся!

     То есть без любимого щелканья и времяпрепровождения, а это как-то неуместно.

     Так может плюнуть на официальных человечков? Шелухой от этих самых семечек. И чтоб их ветром потом сдуло вместе с шелухой этой. Так нам всем легче будет. А то ведь они ко всем нормальным людям цепляются со своими бестолковостями  и дурацкостями, а не только к бабульке.

     Может, они все массово сбежали из Страны Дураков, где Буратино жил? Или из салтыков-щедринского города Глупова? Ну тогда понятно, чего их так много.
 
     Может появится какой Буратино, чтобы прогнать их от нас куда в другое место или обратно, в ихнюю дурацкую страну. Пусть там и мучают друг друга глупыми задачками.

     Эх, мечты! Но мечтать не вредно. Особенно, когда щелкаешь семечки.
А знаете, как Великий Сатирик, Михаил Евграфович Салтыков - Щедрин учил отвечать официальным человечкам на их дурацкие заморочки? А вот как:

     - А на утеснительные вопросы начальства твердо и
неукоснительно отвечай: "Распивочно и на вынос!" .

     Вообще то это не о семечках. Это о другом, но тоже приятном и
полезном, - помечтаем в следующий раз...