Этот школьный звонок из прошлого

Александр Жгутов
Моя мать участника Великой Отечественной войны
и я, ученик 6 класса Чаромской средней школы, в 1957 году,
в фронтовой гимнастерке матери,в которой она на фото.

"Потемнеет сеpебpо, помеpкнет золото,
Поизносятся и вещи, и слова,
Из альбомов улыбнется нежно молодость,
Из-под плит пpоглянет тихая тpава.
Все на свете пеpемелется, век сменится,
Пpонесутся годы словно с гоpки вниз.
Только ты, душа, суpовой жизни пленница,
Из меня, как из темницы, смотpишь ввысь..."

Михаил Шуфутинский
 из песни  "Душа болит"



        Этот школьный звонок из прошлого
                или
           Наша Чаромская школа.ру



    Прошли десятки лет с той поры,но всегда все мои однокашники остаются в моей памяти,побуждая меня к встрече с ними.  Правда,это моя личная позиция уметь беречь дружбу,чтобы не пропасть поодиночке.  Кому-то такие встречи может быть  и без надобности. «Зачем нам шевелить угли старого костра»
       А вот ежегодные назаровские встречи тех,кто окончил начальную школу и примкнувший к ним из Чаромской, за общим столом гостеприимных хозяев Лены Оленченко (в девичестве Фёдоровой) и её мужа Виктора, дают необыкновенный заряд  жизненной энергии. Потом,весь год до следующей встречи,в душе играет гармонь в руках Володи Бландова и Виктора Горшкова,разливаются душевные,совсем ещё молодые голоса сестер Бландовых,и подпевающих,и подвывающих им,песни «Деревенька моя деревянная». Журналист нашей районной газеты «Звезда» Оля Соколова в этом году была у нас в гостях на нашей деревенской встрече и может подтвердить,прав я или не прав.
 Бразильский писатель Пауло Коэльо в своей книге «Алхимик» написал замечательные слова:
« Если ты чего-нибудь хочешь,вся Вселенная будет способствовать тому,чтобы желание твое сбылось».
 Это истинно так.  Я не раз убеждался в правильности этих крылатых слов и стремился найти друзей и пообщаться с ними.

«За окном муравейник города,
Разноцветных окошек свет…
..Кто-то с кем-то уже встречается,
Кто-то хочет меня найти.
Этот школьный звонок из прошлого
Душу тронул мою до слез!...
…Этот школьный звонок вчера еще,
Ждал за партами детвору,
А теперь мы друзья-товарищи
Одноклассники точка ру!»
 Песня «Одноклассники точка ру».
     Александр Белов Прохоров.
     Благодаря сегодняшним технологиям; интернету и мобильной связи,и даже  незнакомым людям,оказавшими мне содействие в поиске,я  разыскал  и восстановил утраченный в 90-е годы контакт со своим школьным душанбинским другом Джахангиром (полковником в отставке).В последние годы мы с ним часто встречаемся и на вологодской,и на узбекской земле. Об этом у меня есть сборник на сайте Проза.ру.
«Песком времени наш путь земной пылит».
 Несколько лет назад я встретился с Бландовым Володей,с которым теперь постоянно по-дружески общаемся так тесно,как мы не общались даже за школьной партой.
    Летом 2016 года,после того,как через Володю Бландова я передал Лоре Чистяковой  свою книжку «Была ли жизнь дорогой к Храму?,мы с женой побывали в гостях у Лоры Эктовой-Чистяковой и её мужа Игоря. Теперь мы с ними часто общаемся  в сети и по телефону.
     Поверьте мне. В нашем возрасте вернуться в свою юность очень прекрасно. Главное,чтобы желание встретиться было взаимным.
      При встрече с Лориной мы естественно вспоминали наши школьные дни и годы. Как  соревновались с  другим  классом  в сборе золы, работали на пришкольном участке, ухаживали за телятами и даже выращивали цыплят под руководством Сиговой Ларисы Михайловны,правда,по осени  многих  не досчитались,участвовали в художественной самодеятельности.
 Вспомнили как в сопровождении Смирновой Тамары Ивановны и Сиротиной-Гущиной Ольги Владимировны однажды мы  всем классом ходили в деревню Гришнево и там,в доме Быстрова Вениамина,дали концерт.
Помню как пели песню;
«Цып-цып-цып, мои цыплятки ,
Цып-цып-цып, мои касатки,
Вы пушистые комочки,
Мои будущие квочки. ..»
Кажется,в тот раз Лора с Шохиной Линой танцевали танец( не с саблями) с бубнами.
 Потом,после концерта,зимней звездной ночью весёлой гурьбой возвращались домой.
После уроков мы ходили помогать престарелым жителям Тарасова и Чаромского.
По итогу,за активное участие во внеклассной и общественной работе,всех  участников летом,наверное 1958 года,Смирнова Тамара Ивановна вывезла нас на пароходе в город Череповец. Этот «круиз» по реке Шексне оказался памятным и увлекательным  приключением.
  Это участие общественной и трудовой жизни школы мне лично очень помогло в будущем  переносить все тяготы военной службы. А находясь на пенсии,я использовал  приобретенные навыки в применении всего деревенского инвентаря,от топора с пилой до современных электроинструментов. Поэтому сумел лично построить деревянный дом,вырастить сад и содержать без посторонней помощи свое домашнее хозяйство. Это очень помогает сохранять рабочий ритм и физическое состояния тела.
     Ознакомившись со школьным музеем, меня порадовала содержательная и исторически  правдивая сторона  собранных материалов  о жизни  школы, учеников  и жителей Чаромской и Сиземской округи со времени образования школы.
     Из этих материалов я почерпнул много дополнительно сведений об истории   Чаромской школы  с 1889  года. В начале  церковно-приходская школа  Чаромского прихода была одноклассная,а затем  она стала четырехклассной. Располагалась школа в центре села Чаромское в кирпичном двухэтажном  здании («келье») Возглавлял её священник  Бойцов Александр Дмитриевич, а учителями  служили дъякон  Ключарев Дмитрий, дочь священника Лебедева Валентина и дочка псаломщика Бронзова Мария.
    В те годы в школе обучалось 86 человек.  В 1912 году три класса это школы закончил Чаромский Алексей Дмитриевич, которого знает вся наша страна  как известного конструктора авиационных двигателей, Лауреата Государственной премии 1943 года, удостоенного   орденами Ленина,  Боевого Красного знамени, Красной Звезды, Трудового Красного Знамени, Суворова  и многими другими наградами.
    В 1925-1926 годах между селом Чаромским и деревней Алексеевым построили Народный дом с  большим  зрительным  залом, классными комнатами и другими помещениями,открыли,единственную во всем Пришекснинском районе,Чаромскую семилетнюю школу крестьянской молодёжи. Из исторических материалов о Чаромской школе известно, что в ней учились будущие Герои Советского Союза;
 -Фёдоров Тимофей Васильевич ;
-Голубой Александр Михайлович;
 -Иванов Константин Александрович;
а также  Петров Александр Петрович –  журналист и поэт;
-Торопов Илья Арсентьевич – директор Центрального Государственного исторического архива в г. Ленинграде,
 и  многие  другие  заслуженные  люди.
     В 1953 году с серебряной медалью окончил  школу лучший выпускник десятилетия  – Горшков Сергей Рафаилович, проживавший д. Малый Овинец, Сиземского сельсовета.  В 1979 году, когда он стал Лауреатом Государственной премии  в области специальной техники, я, как его троюродный брат, был приглашен Сергеем на торжественный банкет  по этому знаменательному поводу.
 Когда я учился  в седьмом классе,мы с Сергеем встретились у дяди Ефтея в деревне Прядино. В разговоре со мной он расспросил  меня об учителях школы и о трудностях в учёбе. Я ему  пожаловался на себя, что из меня  никак не получается «Лобачевский в алгебре». Тогда он спросил,а в чём конкретно мои затруднения.  Я сказал,что не могу понять объяснения учителя Смирновой Людмилы Никандровны как  вычислять квадрат суммы двух чисел. Он улыбнулся и сказал,что вместе с ней учился в школе и знает её как отличницу.  Затем быстро втолковал мне все способы решения  таких примеров. Оказалось всё так легко и просто,что потом сам  помогал одноклассникам. И в самом же деле,проще пареной репы;
«квадрат суммы двух чисел равен квадрату первого числа плюс удвоенное произведение первого числа на второе плюс квадрат второго числа»,вот и все дела.
 Садись Жгутов. Пятерка тебе в дневник.
 Вот таким он парнем был,Сергей Рафаилович. Потому и Лауреат Государственной премии СССР.
 Со слов моего дядюшки Жгутова Михаила Ивановича я знаю,что во время учёбы в Чаромской школе с ним учились известные в Чаромском;
-Чистяков Михаил Павлович;
Агафонова Анна Ивановна ;
-Маслякова Людмила Васильевна.
      Каждый их них в чём-то помог мне в жизни.
      Михаил Павлович Чистяков,бывая в деревнях, наряду с приемом больных, проводил  занятия по медицинскому ликбезу. Как-то в деревне Назарове, в доме Бурницовых, он рассказывал собравшимся колхозникам о первой помощи при травмах, переломах  и прочих  экстренных случаях. При этом меня он использовал как наглядное пособие при наложении жгутов при кровотечениях и шин  при переломах. Впоследствии его урок мне даже пригодился в горах.
       А когда я на уроке физкультуры перелетел через спортивный снаряд- « коня» и рассёк себе нижнюю губу напополам с внутренней стороны, Михаил Павлович  за минуту убедил меня,что если хочу быть солдатом,то придется потерпеть. Он  рассказал, что на войне знал случай,когда воин приполз к полевому медпункту со своей почти оторванной рукой. Пока хирурги пришивали,солдат терпел. Я тоже,скрипел зубами, стонал,но терпел,а Михаил Павлович в это время зашивал мою рану. Сейчас даже рубчика незаметно.  Практически,он тогда сделал пластическую операцию и,что характерно,без всякого наркоза
     Заведующая музеем  Зинаида Михайловна показала мне удивительную работу ученицы  школы Крыловой Лидии Андреевны, участвовавшей в олимпиаде по научному краеведению «Мир через культуру»  в номинации «Летопись родных мест». Этот труд школьницы посвящен  Чистякову Михаилу Павловичу и называется «Призвание –доктор»  По  школе  я хорошо знал близких родственников Лидии -  Крылова Валентина, его мать Крылову Марию и отца Алексея.
     В своей работе  Лида рассказала многое о Михаиле Павловиче и его семье. Но  при этом  я хочу  сказать читателю, что рядом с Михаилом Павловичем всегда  находилась его жена, боевая подруга и помощница по жизни, Лидия Васильевна.  Лидия Васильевна, десятки лет проработав  в больнице акушером, в любое время дня и ночи  приходила на помощь к   роженицам.   За  десятилетия своего кропотливого труда,  она приняла в свои руки не одну сотню младенцев. Все они  потом в Чаромском  росли,учились в нашей школе,женились,а спустя положенный срок  новые роженицы опять приходили к Лидии Васильевне. И всё начиналось сначала.
      Осмелюсь от  имени всех ныне здравствующих земляков, побывавших в её добрых руках,  передать нижайший поклон и пожелание Царствия небесного Лидии Васильевне,благополучия в жизни её дочери Лорине и сыну Геннадию.
 
          Постскриптум после встречи в Чаромской школе

  Вот такие  сравнительные ассоциации  происходили  на волне моей памяти, как в процессе встречи с земляками в Чаромской школе,так и после 15 сентября 2016 года.
  По такому поводу  известный писатель  Пауло Куэльо,сказал:
- «Как только я нашел все ответы,изменились все вопросы».
 
      Сегодня во многом к лучшему поменялся облик старого села.
Чистые асфальтированные улицы, сияющий восстановленный Храм, дома с удобствами, новая школа несущая свет знаний и ученики с новым современным мышлением.
     Уверен,что пока в школах действуют клубы «Бригантина» в поисках  исторической правды и сохранения памяти о славных делах  тех,кто много лет назад  создавал наше сегодня и думал о завтрашнем дне потомков,нашей Руси не будет  страшен…
«..ни вал девятый,
Ни холод вечной мерзлоты -…
…Мы проложим пути-дороги
По законам своей мечты…»
       Наверное, действительно  есть необходимость введения в школьные  программы  изучения астрономии.
 Звездное небо и Полярная звезда  помогут  даже ночью тем,  кто «хочет быть»,  найти свой жизненный путь.