За шишками. Невыдуманные истории

Юрий Солей
За шишками. Невыдуманные истории.

Когда я был студентом, после очередной летней шабашки в Сибири, где я зарабатывал себе на зимнюю студенческую жизнь, я заехал на несколько дней к родителям, в Нижний Тагил. Повидал родителей и друзей, пару недель отдохнул душой и телом - самое то, что нужно, чтобы снова вскоре уехать в Москву и погрузиться с головой в учебники, коллоквиумы, зачеты, курсовые, экзамены и так далее. Кто знает, что такое студенческая жизнь в техническом ВУЗе, тот поймет.

В моем доме жил мой сверстник и сосед Валерка. Совсем не могу назвать его другом или даже товарищем - с восьмого класса и до армии мы жили рядом, но будто в параллельных мирах. Можно сказать, что я был «ботаником», как теперь говорят на тех, кто хорошо учился, а он - главарем банды малолетних. После нескольких драк, в самом начале, когда я только приехал в этот район, меня оставили в покое и мы мирно сосуществовали, не касаясь друг друга. Драки были не с ним, а с его вассалами.  "Привет!" - "Привет!" - это были наши отношения с ним и с членами его банды.

Кстати, его отец был вором в законе. Воровскую кличку отца знали все в доме - Блоха. Он никогда не работал и можно было только догадываться, чем он занимался между отсидками. Когда он шел по улице, всем сразу становилось ясно, почему у него такая кликуха - "Блоха".  Шел он, как бы подпрыгивая на каждом шаге. По его виду было сразу ясно, что он блатной. Мой папа называл его не "блохой", а «балериной». Что, в впрочем, не вызывало у Блохи ни малейших возражений. Через какое-то время он сел снова в тюрьму и там, говорят, умер.

Но в тот мой приезд в Тагил Валерка подошел ко мне и по дружески предложил съездить в лес за кедровыми шишками. Я, конечно, сразу согласился.

Глубокой ночью в условленном месте собралась вся его банда. Они не первый раз шишкуют, но для них это не нажива какая-то, а просто интерес, развлечение. Мы вышли ночью, чтобы успеть на первую электричку.
 
В электричке пацаны рассказывали всякие байки. Мне запомнилась одна из них про шишкаря-неудачника, который пошел за шишками один и не вернулся. Его нашли через много-много дней, висящим вниз головой на кедраче. Он упал с дерева, но не долетел до земли, так как зацепился «когтями» за ветку. Отцепиться почему-то не смог, да так  и умер.

Я никогда не был в таком лесу, хотя видел и уральские леса, и сибирскую тайгу, и дальневосточный лес, не говоря уж про леса средней полосы. Чем дальше мы шли вглубь, тем дремучее он становился. Часто идти по такому лесу просто было невозможно - завалы старых замшелых деревьев были непроходимы. Зеленый обвислый мох покрывал всё и свисал с павших деревьев большими сосульками.

Мы шли про тропе, которая виляла то в лес, то на просеку. Пару раз вспугивали огромных тетеревов. Мне они показались просто сказочными жар-птицами, с огромными крыльями и хвостами.

 Через время начали попадаться одинокие избушки и возле них построены из дерева целые линии промышленного выбивания орехов из шишек. Выглядели они странно и кустарно, но очень впечатляюще. Возле некоторых суетились люди.
Но мы шли и шли не останавливаясь. Наконец, пошли по лесу, в котором был постоянный полумрак. Толстый слой мха под ногами пружинил и, казалось, готов был вот-вот провалиться под ногами.

Здесь не было столько завалов, сухостой стоял, не падая, и можно было свободно ходить.

Меня поразили кедры. Это были деревья-исполины. Нигде я больше не видел таких огромных деревьев. Высота их была неимоверная - обычные деревья метров под десять- пятнадцать стояли рядом с ними жалкими лилипутами. Они  высохли, не выдержав конкуренции с кедрами. Толщина кедров у основания была в пять-шесть обхватов. Кроны были где-то высоко, закрывая всё небо. От этого внизу был рассеянный полумрак. Ни один солнечный лучик не достигал мха, который толстым зеленым ковром застилал всю землю вокруг.

Ребята нашли свой схрон, где у них уже были припасены длинные тонкие жерди. Как мне объяснили, жерди необходимы для сбивания шишек в кроне деревьев.

Ребята разбились на пары и начали готовиться. Мой напарник сказал мне, что он полезет наверх первым и будет сбивать шишки, а я буду внизу собирать их.

Ребята достали из рюкзаков "приспособы" - сваренные из металла пластины с шипом и петлями, сквозь которые были продеты веревки. Эти приспособы они привязали к сапогам, так что шип торчал с внутренней стороны подошвы.

Жердь привязывается к поясу, чтобы руки были свободными. На обычное дерево человек лезет, обнимая ствол дерева. Но такой толстый кедр  руками не обнимешь - впечатление, будто стоишь возле отвесной стены.  Поэтому обеими руками надо было держать веревку, которая обвивалась вокруг ствола кедра - так приходилось держать свое тело возле ствола.

Шипы, прикрученные к сапогам, позволяли лезть по стволу всё выше и выше. Естественно, необходимо передвигать веревку все выше и выше. Таков принцип лазанья по таким деревьям.

На одно дерево лезет два человека и два человека внизу собирают падающие шишки. Шишки летят с большой высоты и, упав, глубоко пробивают мох. Если не заметил место во мху, куда нырнула шишка, то найти её будет невозможно. Приходилось иногда запускать в дырку всю руку, чтобы достать шишку.

Напарник ходил вверху по ветвям, бил палкой по шишкам и кричал: "Пошла"! Тут уж зевать нельзя, так как шишка летит вначале ударяясь о ветви и меняя направление полета. А потом ветки кончаются и она летит, набирая скорость, пока не скроется во мху. Однажды, сошло сразу две шишки одновременно, и я не заметил одну из них. Я как раз поднял голову, чтобы посмотреть вверх, и тут же получил сильный удар в грудь. Шишка ударила меня в грудь с такой силой,  что я упал. Мне сильно повезло, что удар не пришелся в лицо.

Наконец настала моя очередь лезть за шишками наверх. Я начал привязывать шипы к сапогам. Веревка на одном шипе была укороченная и я долго мудрил, гадая, как её лучше привязать.

Полез. Лезть было легко. Единственная трудность возникла на середине ствола, где торчали остатки веток. Культи веток торчали и мешали пролезть меж них. И веревку необходимо было перекинуть через эти культи. Высота была уже приличная - верхушки обычных деревьев были уже далеко внизу. Пришлось искать промежуток между культями, достаточный, чтобы пролезть.

Когда уже почти добрался до кроны, почувствовал, что веревка на одном шипе ослабла, и шип начал болтаться. Я подумал, что сидя на ветках, я смогу перетянуть веревку.

 В кроне я попытался устроиться на ветках так, чтобы можно было надежно привязать шип. Но это оказалось совершенно невозможно, так как для этого нужны обе руки. То есть не держаться за ветки на такой высоте и не свалиться оттуда, практически оказалось невозможно. Поэтому я оставил эту затею и начал сбивать палкой шишки, как и мой напарник в кроне.

Теперь я понимаю, что тогда я недооценил опасность прослабленного шипа. Можно было попросить напарника, который тоже был со мной в кроне, подержать меня. Можно было привязаться к стволу веревкой. Но, как всегда, русский авось возобладал.

В кроне ходить по ветвям и бить палкой шишки было достаточно удобно, хоть и опасно.

Меня поразил открывшийся сквозь ветви вид  с высоты птичьего полета . Сине-зеленые  лесные сопки и холмы, подсвеченные солнышком, уносились вдаль, до горизонта. Это было грандиозное зрелище. И полный контраст с тем, что видно внизу.

Хорошо помню крупную красивую птицу, которая села на ветки неподалёку от меня. Мы некоторое время с любопытством разглядывали друг друга, пока мой напарник случайно не согнал её.

Наконец, все доступные шишки были сбиты и настало время слезать с дерева. Первым полез мой напарник в кроне. Я за ним.

Болтающийся шип поначалу давал какую-то возможность вонзить его в ствол дерева, но когда я достиг тех, самых нижних культей веток, я никак не мог из-за прослабленного шипа обойти по горизонтали ствол и найти достаточный промежуток, чтобы пролезть меж культей.

С большим трудом я умудрился спуститься еще на несколько метров и шип окончательно отвязался.

Все пацаны были уже внизу и с тревогой наблюдали, как я спускаюсь. Помочь мне в этой ситуации было невозможно. Пацаны только могли подбадривать меня шуточками типа:
  - Ну, Юрка! Загремишь ты сейчас под панфары...

Ответом был нервный смех и мой, и ребят -  это была фраза из какого-то телевизионного фильма. До сих пор не знаю, знал ли Валерка, что не "панфары" надо говорить, фанфары. Но почему-то это казалось смешно.

Я пытался скользить вниз на одном шипе. Это было очень трудно и опасно. Приходилось сильно натягивать веревку вокруг дерева, чтобы максимально прижать свое тело к стволу.

Руки и ноги дрожали от напряжения. Сердце колотилось от страха и усилий. Если бы я выпустил веревку хотя бы с одной руки, я бы камнем полетел вниз.

Мне удалось спуститься еще на несколько метров, и я увидел, что рядом, в нескольких метрах, торчит верхушка сухой ели.

 Я попросил ребят качнуть её в мою сторону. Сухостой зачастую стоит еле-еле. Их попытка удалась и ель приблизилась ко мне на достаточное расстояние, чтобы прыгнуть на неё.

 Мне было страшно прыгать, так как ель была густая, совершенно без иголок и очень корявая. Я понимал, что покорябуюсь сейчас основательно, но другого пути уже не было. И я прыгнул на ель.

Мне удалось сразу же схватиться за ветки. Треск ломаемых телом веток, боль в руках, пропорота насквозь штанина, поцарапано в кровь лицо... Но главное, что мне удалось повиснуть на ветках.

Мне сейчас трудно представить себе, как я спускался среди густых сухих веток. Я почему-то помню сейчас только последние метры спуска.

Помню, мне осталось только прыгнуть на мох, а дрожащие от страха и напряжения руки и ноги уже отказывались повиноваться. Ребята говорили мне:
 - Всё! Можешь прыгать.
Я с трудом заставил себя спрыгнуть и без сил сел на мох. Руки и ноги дрожали крупной дрожью. Шуточки ребят сопровождались нервным смехом. Все переволновались сильно.

Но после этого мы слазили еще на два дерева каждый. И пошли домой, когда наши рюкзаки были набиты шишками.

Дома я сварил шишки в большой выварке. Поскольку кедровые шишки очень смолистые, сверху пару раз запускали траву, чтобы трава собрала на себя всю смолу, плавающую сверху.

Ох! До чего вкусны и ароматны орешки, когда их достаешь из еще горячих шишек!

Через несколько дней я поехал в Москву на учебу. С собой, конечно, прихватил пол рюкзака вареных шишек.

В студенческой общаге, вечером, в моей комнате собрались студентропы из моей группы. Большинство из них никогда не видели кедровые шишки, и мое экзотическое угощение всем понравилось. Сидели, лускали кедровые орешки и делились впечатлениями прошедшего лета.

 Не было только девушек из нашей группы, хотя я передавал им приглашение через Димыча - моего соседа по комнате, который зачем-то ходил в женское общежитие. Когда я спросил, почему никто из девчат не пришел, Димыч неопределенно пожал плечами и сказал, что девушки, возможно, придут позже.

 Зато товарищ, который ходил вместе с ним, пояснил под всеобщий смех, что Димыч - неисправимый пошляк и передавал приглашение словами, типа "Иваныч приглашает вас на пару шишек"....

За шишками. Невыдуманные истории.
Юрий Солей
20.01.2017