Ч. 18 Нашли покой на дне океана. Laconia

Владимир Врубель
Предыдущая страница   http://www.proza.ru/2017/01/19/1208

В экваториальных водах южной части Атлантики, на расстоянии примерно 1600 километров от побережья Африки и 2250 километров от побережья Бразилии расположен остров Вознесения. Во время второй мировой войны там находилась английская военно-морская база, имевшая большое значение для противолодочной обороны.

12 сентября 1942 года, в 08.10, примерно в 130 милях от острова Вознесения немецкая подводная лодка U-156 торпедировала английский океанский лайнер «Laconia», выполнявший роль вспомогательного крейсера. На нём была установлена зенитная и противокорабельная артиллерия.

В лайнер попали две торпеды. Командир подводной лодки корветтен-капитан Вернер Хартенштейн не знал, что на лайнере находились 268 британских военнослужащих, отправлявшихся в отпуск, 80 гражданских лиц и 1809 итальянских военнопленных, которых охраняли 160 польских солдат и офицеров.

Вспомогательный крейсер «Laconia» направлялся в Кейптаун, откуда должен был перейти во Фритаун. Командир лайнера Рудольф Шарп ранее командовал океанским лайнером «Lancastria». С началом войны его призвали на военную службу. Он принимал участие в эвакуации английских войск из Франции, когда та капитулировала.

Выполняя указание Адмиралтейства, он принял на борт лайнера рассчитанного на 1300 пассажиров около 9 000 человек. 17 июня 1940 года при выходе из порта Сен-Назер лайнер атаковали самолёты Junkers Ju-88. В корабль попали три бомбы, он перевернулся и через 20 минут затонул.

Вытекло более 1400 тонн мазута, который воспламенился. Немецкие лётчики расстреливали из пулемётов людей, которые плавали в том горящем аду. Моряки с других английских судов под огнём с самолётов спасли 2447 человек. В их числе и капитана Шарпа.

Считается, что гибель «Lancastria», - самая большая катастрофа в истории британского флота по числу погибших. Министерство обороны Великобритании разрешило опубликовать документы, относящиеся к гибели  «Lancastria» только в 2015 году.

Когда  «Laconia» стала тонуть, Рудольф Шарп, переживший в недавнем прошлом такую же катастрофу, приказал спустить шлюпки и посадить в них женщин, детей и раненых. Убедившись, что его приказ выполнен, он не стал спасаться и погиб вместе с кораблём.

На «Laconia» было 32 шлюпки, часть из них разрушил взрыв. Итальянцы-военнопленные в панике метались по кораблю, пытались захватить шлюпки, но поляки и англичане быстро навели порядок при посадке в шлюпки.

Они, без колебаний стреляли и кололи штыками тех, кто не выполнял их команды. Многие итальянцы погибли при взрывах торпед, потому что были заперты в трюме. Из 1809 военнопленных в живых остались 415.

Лайнер затонул в 09.11. Океан в этих местах кишит акулами, поэтому у тех, кто спасался на подручных средствах, шансы остаться в живых были, мягко говоря, минимальными.

Когда командир немецкой подводной лодки в перископ увидел этот кошмар, он скомандовал всплытие и запросил по радио штаб о помощи. Денниц разрешил спасать людей, если самим подводным лодкам не будет угрожать опасность.

К месту потопления лайнера Дениц направил две немецкие подводные лодки U-506 и U-507 и итальянскую подводную лодку «Cappellini».

Утром 13 сентября командир подводной лодки U-156 Хартенштейн передал в эфир следующее сообщение:

«Если какой-нибудь корабль пожелает оказать помощь экипажу "Laconia", я не стану атаковать его при условии, если сам не буду атакован с моря или с воздуха. Имею на борту 193 спасенных. 4 градуса 52 минуты южной широты, 11 градусов 26 минут западной долготы. Германская подводная лодка».

Спасённые, естественно, толпились на верхней палубе, внутрь подлодки их никто пускать не собирался. Для спасения людей в этот район по договорённости с немцами направились французские корабли правительства Виши.

 Среди тех, кто находился на верхних палубах немецких подводных лодок, были женщины и дети. Подводные лодки буксировали спасательные шлюпки и плоты с лайнера.

16 сентября над U-156 пролетел американский самолёт B-24 Liberator, который атаковал подводную лодку, сбросив четыре бомбы. Оборвался буксировочный трос, одна из шлюпок перевернулась. Подводная лодка получила повреждения.

Корветтен-капитан Хартенштейн приказал всех спасенных пересадить в шлюпки и доложил в штаб: «…Прекращаю спасение. Высаживаю с лодки всех лишних. Ухожу в западном направлении. Произвожу ремонт».

В ответ он получил приказ Деница: «00.19. 17 сентября. Ни в коем случае не подвергать лодку новой опасности. Принять меры к устранению повреждений. Прекратить всякие спасательные работы».

В радиограмме командирам двух других подводных лодок Дениц разрешил спасать только итальянцев, чтобы потом передать их на французские суда.  Однако командиры подводных лодок в случае опасности уходили на глубину, не заботясь о тех, кто находился на верхней палубе.

17 сентября в 12.22 U-506, на борту которой находились 142 человека с «Laconia», в том числе несколько женщин и детей, подверглась атаке с воздуха. Лодка немедленно ушла на глубину 60 метров и сброшенные бомбы не причинили ей вреда, чего не скажешь о людях, оказавшихся в воде, когда лодка внезапно погрузилась на глубину.

После разбора событий, связанных с «Laconia», Дениц сделал вывод: «…с военной точки зрения было ошибкой продолжать спасение людей». Все командиры подводных лодок получили его приказ:

«Запрещается предпринимать любые попытки к спасению команд потопленных кораблей и судов, то есть вылавливать тонущих, передавать их на спасательные шлюпки, возвращать в нормальное положение перевернутые шлюпки, снабжать пострадавших провизией и водой.

Спасение противоречит самому первому правилу ведения войны на море, требующему уничтожения судов противника и их команд».

Продолжение http://www.proza.ru/2017/01/21/1556

На фотографии: передача спасённых людей с U-156 на другие подлодки