Школьная встреча - звонок с нашего урока жизни

Александр Жгутов
Школьная встреча - звонок с нашего урока жизни.


      Посвящается  ученикам и учителям прошлого,
      настоящего и будущего Чаромской школы.


«Для нас всегда открыта в школе дверь.
Прощаться с ней не надо торопиться!...
…Спасибо, что конца урокам нет,
Хотя и ждешь с надеждой перемены.
Но жизнь - она особенный предмет:
Задаст вопросы новые в ответ,
Но ты найди решенье непременно!»
  «Прощальный вальс» из кинофильма Розыгрыш.
    слова А. Дидурова.

 
       15 сентября 2016 года меня  пригласили на встречу с учениками и учителями Чаромской школы,в которой я учился с пятого по восьмой класс. Какой след от этой встречи со мной остался у учеников и их учителей мне судить сложно, могу лишь надеяться, что  этот  урок прошёл с пользой для тех, «кто хочет кем-то быть».
       А вот  посещение родной школы и эта встреча с учениками и учителями, дедушек, бабушек и отцов которых я или хорошо знаю,а с кем-то из них вместе учился,подняли в моей памяти «девятый вал» ярких воспоминаний и всколыхнули душу.
      В фойе школы меня приветливо встретили директор школы Тихонова Татьяна Валерьевна,  недавно сменившая на этой должности Александрова Геннадия Викентьевича,Зинаида Михайловна Кузнецова,Татьяна Васильевна Ильина,Наталья Кронидовна Рюмина и другие учителя.
     С мужем Татьяны Васильевны  Ильиным Юрием я учился в Назаровской школе,а перед  призывом в Советскую Армию вместе с ним работал на тракторе.
      Александров Викентий,или просто Веня,катал меня мальчонкой на пароконном плуге во время вспашки колхозных полей и учил петь частушки с ненормативной лексикой про коня с белыми копытами.
    Приятным для меня оказалось знакомство с Натальей Кронидовной. Я рассказал Наталье,что не только хорошо знаю её отца Яковлева Кронида Александровича, уроженца деревни Гришнево,ныне практически стертой с карты Шекснинского района, но и её дедушку- сапожника Александра,братьев Крони; Васю и Мишу.   С Васей мы учились с первого класса.  Кронида я запомнил бравым,высоким и статным солдатом. В связи с тем,что многие из довоенной молодежи 30-х годов не успели из-за войны получить даже начальное образование,  в 50-е было принято решение организовать их обучение в вечерних школах.  Вот поэтому Кронид сразу после демобилизации  явился в Назаровскую школу. При встрече с нами он рассказал о своей службе. Увидев тогда, не в кино,а «живьем»,Кронида в парадном кителе со знаками солдатской доблести,желание быть военным,но моряком,обожгло меня.
    Всю долгую зиму 1953-54 учебного года Кронид,вместе с великовозрастными школярами  Харичевым Николаем и Жарковым Александром,долгими вечерами  грызли перьевые ручки,изощряясь в правописании. На уроках арифметики они учились « умножать шаги  от Гришнева до Назарова  и обратно,а потом,потея от усердия,  делили весь этот километраж на часы,отбытые в храме знаний». Весной эти  «мученики» экстерном сдали испытания за весь курс начальной школы и получили справки об образовании. Для работы в колхозе этих знаний тогда было вполне достаточно.
         15 сентября 2016 года,спустя 62 года после встречи с Кронидом,уже я,в военной форме и при всех регалиях,предстал перед его дочерью,уважаемой всеми учительницей Чаромской школы,Натальей Кронидовной,и рассказал ей об этом. Теплые получились воспоминания и для неё и для меня. Вот так в жизни иногда неожиданно  возвращается всё на круги своя.
      Выступая перед  учениками в аудитории по изучению иностранного языка, оснащенном  цифровыми техническими средствами,я видел перед собой красивые заинтересованные лица учеников,в опрятной одежде и удобной обуви.  В то же время,по ходу всей встречи,память меня постоянно возвращала в  классы нашей деревянной школы.  Я видел себя и своих однокашников в фуфайках,в штанах из «чертовой кожи»,кирзовых сапогах осенью или подшитых валенках зимой. Из всего нашего класса в школьной форме ходили только Чистякова Лора и Шохина Лина и может быть ещё трое–четверо учеников были прилично одеты.   
      Вначале 50-х годов прошлого века на  территории сельсовета в деревнях; Бугры, Полежаево, Квасюнино, Назарово, Чаромское,   работали начальные школы. Ежегодно из этих школ, после окончания  четвертого класса, учителя приводили своих  питомцев в Чаромскую школу для сдачи экзаменов по русскому и арифметике.   Я  в Назаровской школе был единственным учеником  четвертого класса. Поэтому   весь спрос и ответственность за результаты  экзаменов моя учительница Наталья Петровна возлагала  лично на меня. День моих первых экзаменов наступил солнечным утром 1 июня 1956 года.  В восемь часов утра или около того я,  подстриженный под «ноль»,но с чубчиком,как тот солдат-караульный «заинструктированный до слез и выброшенный на мороз",  с волнением  жутким  топтался около дома Натальи Петровны. Чуть позже в сопровождении учительницы к дому подошла ещё одна ученица, желающая стать пятиклассницей. Это была Захарова Тамара. К девяти часам я, «под конвоем» Натальи Петровны впервые переступил порог Чаромской средней школы. Все расселись  за парты, получили чистые листы с печатями. Незнакомая экзаменаторша прочитала весь диктант, а потом  начала диктовать….
     Над партами  склонились головы с вихрастыми затылками и  девчачьими  косичками с бантами; дружно затюкали  в чернильницы  перьевые ручки,заскрипели перья, куда ни попадя закапали кляксы.     Тишина в классе  нарушалась напряженным сопением и  нервным шмыганьем носов экзаменуемых. Примерно через час вся «егэмотина» с орфографией и синтаксисом закончилась. Мой результат  оказался отличным.  Однако, Наталья Петровна, не подавая вида, что она довольна моей  пятёркой, строго сказала:
 -Жгутов. Похвалю, если  экзамен по арифметике  также сдашь.
    Следующих три дня она  гоняла меня по примерам и задачам, как сидорову козу в чужом огороде. Арифметику я умножил  и задачи разделил на четверку.   
     Лето быстро отволынил, даже не заметил, как оно пролетело. Первого сентября, в материнской военной гимнастерке,  явился в пятый класс.
     Пятиклассников оказалось,наверное,чуть больше двадцати человек. Из-за отсутствия в  1944 -45годах мужиков  новорожденных в деревнях было мало. Большинство в классе нашего "призыва" оказались безотцовщиной.  А вот  в последующие годы  в школе стало уже по два пятых класса и под «завязку».  Только стоило мужикам с войны явиться,как все бабы,словно с цепи сорвались, всех в «плен своей любви» расхватали, даже безногих и одноруких, лишь бы справный был мужик..
      Дорога жизни нашей у каждого своя и только в конце её пути выясняется,   какую долю фортуны или злого рока отмерила нам судьба.
     Ведь наша судьба - это и есть наш суд Божий.
 Как мне представляется,предопределение жизни нашей складывается из того,как отроческие мечты перерастут в юношеское хотение кем-то быть и затем срастутся с «кем-то стать». Между  желанием «хотеть быть» и тернистым «стать» и протекает вся жизнь людская….
     Продолжение следует  «Дорога в школу проходит через нашу жизнь»