Философия настольной игры

Дмитрий Гендин
 
1.
Йохан Хёйзинга поставил перед философией сложную задачу. Войну и половые отношения людей он считает игрой. Конечно, на войне есть кодексы и декларации, по которым может вестись война (в самом худшем случае политической ситуации). Играть в любовь можно, но это уже не любовь: есть алгоритмы соблазнителя (напоить и т. д.), но это сфера разврата, а не любви. Одним словом, любовью нельзя играть, как нельзя шутить с войной. Наличие правил, условностей, культурности не освобождают воюющих или влюблённых от ответственности. Homo ludens («Человек играющий», эта была написана за год до Второй мировой войны). Мир заигрался в войны. Мир так же заигрался в любовь, точнее в секс. Секс стал игрой, а не сакральным действием по зачатию детей. Сакрализация секса превращала похоть в любовь. Отказ всего священного обесценил человеческую жизнь, его чувства, его желания. Отказ от сакрального обесценил бы и  сам смысл бытия человека в этом мире. Появились модели реальности, и появиться они могли только на пепелище сакрального.

Мир давно играет в игры: шашки, шахматы, нарды и карты. Более молодые игры здесь:  «Монополия», кроссворды, «Эрудит», «морской бой». Каждая из этих игр настолько серьёзна и интересна, имеет свою историю, что мне просто не хватит времени все эти игры описать. В конце прошлого века появились компьютерные и другие видеоигры. Тут человек играет против Искусственного Интеллекта или  вместе с каким-то числом живых человеческих участников. Здесь реальность выводится за скобки. Компьютерные игры всосали в себя элементы многих изящных искусств: музыка, кино, литература. Компьютерная игра 1) моделирует реальность, 2) даёт задачи на мышление, внимание, ловкость, эрудицию 3) доставляет эстетическое удовольствие. Но в силу того, что игра выносится за скобки (реальна только стоимость игры, но я бы не хотел уходить в экономику симуляции товара, в марксизм или фрейдизм), она мне не интересна. Мне в такую игру интереснее играть, чем описывать эту игру. То же я скажу в отношении спортивных игр: в них играть интереснее, чем о них рассуждать. Другие же спортивные игры и рассчитаны-то как некое зрелище.

Итак. Мы будем говорить об играх, которые 1) имеют некоторую долю реальности, 2) играх, не очень известных 3) играх для ума, 4) играх настольных.  И выберем игры, которые 5) моделируют войны. Лучше моделировать войны, чем воевать. Уверен, что, если бы во времена Гитлера были варгеймы, то такой крови можно было бы и избежать. «Занимайтесь игрой, а не войной!»

2.
Начнём описывать игр, начиная с самого детского возраста. 
 
Была такая отечественная игра, которая сейчас потеряла свою популярность, и называлась она «Битвы Fantasy». Это некий русский и дешевый аналог игры Warhammer. По легенде там было 4-ре враждующих стороны: Некромант, Чародей, Колдуна и Гильдия Вольных Стрелков. Они могли призывать отряды из всех возможных миров фэнтези, географии и истории: гномы, эльфы, скелеты, пираты, викинги, французские мушкетёры, русские богатыри, казаки, гладиаторы, амазонки, кентавры, киборги, панки, люди футуристических миров, ниндзя, орки и т. д. и т.п. В отряде по 4-6 бойцов (пластмассовых фигурок). Для каждого из них в армейском листе отряда  записывать данные: дополнительные очки при рукопашной схватке, дополнительные очки при передвижении, отношение к магии и возможность управлять орудиями. Орудия были следующих видов: пушки, баллисты, катапульты многоствольные пушки, ходячие киборги, стационарные орудия. Из этих орудий велась РЕАЛЬНАЯ стрельба специальными снарядами. По мере развития игры, снаряды приобрели определённую форму, чтобы можно было стрелять нажатием кнопки, а не оттягиванием пружины, например. Стрельбе отдавалось второе действие хода. Всё зависело от меткости стреляющего. Орудий прикрывали отряд от стрельбы орудий врага. Правила расходились в том, как трактовать результаты выстрела. Так, например, попадание в орудие лишь выводило орудие из строя на один ход, упавший ниц боец считался раненым, а упавший лицом «в небо» считался убитым.
В первой фазе можно было перемещать воинов и орудия. Когда противники достигали определённого малого расстояния, они могли вступить в рукопашный бой. Тут правила разных статусов игры и года выпуска разнились очень серьёзно. Так в первых играх (начала 2000-х годов) одинаковый результат броска кубика означал то, что нападавший брал защищавшегося в плен. Потом понятие «пленного бойца» вовсе вышло из терминологии игры. Разница в результатах бросках кубиков, их разность и давала признание того, кто умер, а кто ещё только ранен и отправляется в госпиталь. Понятие «госпиталя» сохранилось и в других версиях игры.
В третьей фазе можно было вылечить своего раненого или вытащить карточку магии. Постепенно возникли виды карточек, фаза стала более дифференцируемой, а один из видов карточек ещё более усложнился: возникли понятия стихий карточек (огонь, воздух, вода, ветер), которые не действуют  на особого вида бойца.
Помимо фигурок бойцов, орудий и карт магии в игре были и укрепления: казематы, блокпосты, стены и башни. В связи с укреплениями возникали и некоторые новые игровые понятия: Защитники и Осаждающие. Численность осаждающих воинов должна быть больше осаждённых в 2-3 раза. Расстояние между войсками: 1 метр.

Игра заставляла играющего почувствовать себя настоящим полководцем, играя с друзьями, ты запоминал эти игры. Однако игру постепенно вытеснили с московского рынка. Проблема завода «Технолог» (город Геленджик) в том, что он выпускал игры недостаточного качества: ломались штыри, соединяющие стены, ломались части пушек при сборке. Большие фигуры серии «Videoman» иногда не все нужные для сборки детали содержали. Снаряды были настолько малы, что легко терялись, например за шкафами.

Удачна была серия игр «Бронепехота» от того же «Технолога». Там была футуристическая вселенная. Воин мог быть пехотинцем, а мог управлять боевой машиной. Иногда для победы можно было просто захватить знамя противника. Особо мне понравилась игра «Император» (обе её части). В этой игре “Технолога” была и экономическая составляющая. Надо было собирать золото, строить разные виды сооружений, некоторые из которых, например, могли давать возможность создания пушек, а другие — давать карты магии. Но игру вытеснили с московского рынка, как и всё исходящее от «Технолога».

3.

Игра Risk уже стала классической. Её название её и оправдывает: в игре много случайного. Есть несколько видов Risk'а: война во всем мире (6 игроков максимум) и война за Европу (2 игрока). Первый вид давно стал компьютерным, но идея осталась: захватывать страны и регионы мира войсками (фишки в форме стрелок) своего цвета. За захват какого-то континента или стороны света даются дополнительные  армии при наборе (draft) войск в новый ход. Игра с картой Европы интереснее, потому что там даны реальные страны и регионы (основные, ближайшие к центру Европы, и большие), а ещё там есть нейтральный игрок. За захват группы стран можно тоже получить бонус как за регион. В европейском варианте есть несколько сценариев: например, Восток против Запада или Высадка огромных сил с Британских островов на континент и попытка их отражения. Самое замечательное в игре — карта. Она помогает учить географию и понимать геополитику: узнать, что Германия и Польша — очень важные игроки в Европе, что с Западной Украины можно легко захватить Восточную или занять Молдавию, что Латвия, Литва и Эстония — серьёзные страны.  Но игра в Risk не должна превращаться в мешок для некорректных политических обид.   

4.

Игры в пиратов.

Есть как минимум две игры, которые заставят потенциального игрока почувствовать себя ПИРАТОМ. И это не «Морской бой».

Райнер Книциа создал игру по мотивам знаменитого фильма «Пираты Карибского моря». Называется она «Пиратские бароны» — такие там были персонажи фильма. Игра на 2-6 игроков, на 40 минут. Игра с картой морей и суши. На карте есть форты, которые нужно разрушать и грабить, морская часть, сухопутная часть и угол карты, куда надо свозить награбленное. Грабить можно как форты, так и друг друга. В игре есть макеты кораблей, пушек и самих пиратов. Пока фишка  корабля перемещается по карте, фишки пушек и пиратов расставляются на карточке судна, которую и символизирует фишка на карте. Есть ещё фишки сундуков с сокровищами: золотые, серебряные и деревянные. В этой игре можно грабить друзей или уводить у них из-под носа сокровища наполовину разбитого форта.   

Автором другой замечательной игры является Жером Мориан-Друан. Русское издание игры принадлежит к вселенной игры «Берсерк», потому что карточки с изображением пиратов аналогичны используемым в «Берсерке». Правила игры очень просты. Игроки набирают себе пиратов из колоды — по одному за ход. Если выпадает карточка галеона, то возникает возможность его ограбить. Чтобы ограбить галеон или целую торговую эскадру, нужно собрать два пирата-абордажника, два пирата-стрелка, два навигатора. В одиночку собрать такую компанию почти невозможно, потому что нельзя иметь в колоде больше двух пиратов одной специальности; участники должны договариваться, кому сколько достанется золота после ограбления, кто сколько пиратов выделяет на операцию. Игра на том и построена — на умении договариваться, на алчности и на благородстве.   

5.

Берсерк.

«Берсерк» достаточно известная игра в России и ближнем зарубежье. Авторы игры: Иван Попов и Максим Истомин. Вам предлагается воевать за существа разных стихий: гор, лесов, болот, степей, а ещё: огня, тьмы и нейтральной стихии. Вселенная, мир  игры называется Лаар. По легенде все необычные существа появились в Лааре после так называемого Катаклизма. Хотя были и Древние Расы.
По Берсерку проводятся (или проводились, потому что игра закончила своё официальное существование после десяти лет триумфа) в разных форматах: это во-первых, классовые войны, когда участники выбирают себе одну строну конфликта: эльфы, гномы, орки, архаалиты, аккенийцы, дракониды, слуа, стражи леса, линунги и т. д. У каждого класса своя стратегия игры. У каждого класса свои персонажи, изображенные на карточках, на которых дана также информация об стоимости существ, силе ударов, количестве «жизней» и способности передвигаться или летать. В свою очередь у каждой карточки есть свои особые возможности: вампиризм, строй, отравление, авангард, уязвимость и т.п. Всего их более 50-ти. Во-вторых, есть такой жанр игры в «Берсерк» как draft. Тут герои набирают случайные карты из бустеров (наборов карт). Здесь игроки сражаются тем, что им пришло. Существа во всех видах игры набираются в боевой отряд за «кристаллы»: золотые (за элитные карты) и серебряные. Ими оплачивается стоимость карт-персонажей, набираемых в свой отряд. У того игрока, который ходит вторым,  кристаллов чуть больше. Всего на поле обычно бывает от 9 до 11 карточек-персонажей с одной стороны. Битва идёт на поле 5/6 клеток, одна половина с пятью рядами за одним игроком, а другая — за другим. Так армии начинают свои боевые действия. В игре используются фишки ран и других эффектов.

Классический «Берсерк» умер. Но его наследником является игра «Берсерк. Герои» (автор: Иван Попов). Игра эта очень похожа на игру Heartstone Heroes of Warcraft (виртуальная карточная игра, созданная по мотивам знаменитой стратегии). В игре «Берсерк. Герои» вам предстоит воевать за героя определённой стихии (те же, что и в классическом «Берсерке»). Герой призывает персонажей (заклинания и т.д.) из своей руки, где накоплены существа из колоды в сорок карт. Игроку приходится делать выбор: бить своими вышедшими картами по существам противника, чтобы его обезоружить, или по герою противника (удар в «лицо»). В последней версии игры герои получили способности вызывать элементалей. «Берсерк. Герои» более простая игра, чем классический «Берсерк», но и более зависит от удачи, от того, какие карты попадаются и хватает ли кристаллов, чтобы их оплатить (с каждый ходом кристаллы накапливаются вплоть до десяти кристаллов; раз использовав кристаллы в своём ходе, в орудующем можно использовать их снова — плюс один). Сами изображения существ в «Берсерк» и в «Берсерк. Герои» — общие. Их рисуют настоящие, профессиональные художники. 

6.

Reborn

Другая игра, наследующая «Берсерк», называется Reborn. Официально игра ещё не вышла, но у неё уже есть поклонники — бывшие игроки «старого» «Берсерка» и новички ККИ — карточных коллекционных игр. Что похоже на “Берсерк”? Во-первых само поле 5/6, фишки ран и эффектов, во-вторых, структура игральной карты (стоимость, удары, передвижение, «жизни», символ уникальности). Карты разделены на 6 стихий, но не физических, а алхимических, герои набираются за счёт волшебных жидкостей. Стихии таковы: воздух, вода, огонь, земля, тьма  и свет. Можно набирать героев в отряд за воды стихий, а можно за нейтральные воды, даже, если стихия персонажей разная; они могут быть в одном отряде, если их набирать за простую воду. Легенды игры ещё в процессе написания (пока вышло четыре главы).

Чем же отличается Reborn от старого «Берсерка»?

В самой игре Reborn есть что-то такое, какая-то лёгкость, которой нет в "Берсерке". Если «Берсерк» — это проза, то Reborn — поэзия. Как щит на рубашке "Берсерка" и дракон на рубашках Reborn'a. Как кристалл, он по структуре твёрдый, а жидкости Reborn'а, как вся игра, текучи, подвижны. Кто-то говорит, что «Берсерк» — это шахматы, а Reborn — шашки. Но чем же шашки хуже шахмат?
К тому же карты Reborn'а сделаны более качественно и, следовательно, приятнее на ощупь и дольше могут храниться.

Хочется также отметить, что Reborn скорее мужская игра, чем женская. Редко, кто из представительниц женского пола пытался вникнуть во все сложности игры «Берсерк». Тем более требует логики, ума, умения быстро складывать и вообще считать, стратегического образа мыслей новая игра. Её персонажей можно разделить на две большие подгруппы: монстры и полуголые женщины: человеческие женщины,  русалки и прочие леди. Reborn — игра для настоящих мужчин.

7.

Вся жизнь — игра. Но лучше вести войны и грабить за игральным столом, чем на самом деле. Благодаря ККИ мы можем почувствовать себя героями, жителями мира фэнтези. Мы можем развивать свои умственные способности, игра я в тот же Reborn. Игра не вытягивает деньги, как это делают в казино с картами, где есть масти, короли, дамы, валеты. Собирая коллекцию своих персонажей, ты фантазируешь.

Всё больше и больше людей становятся Homo ludens. Игра как форма общения может формировать дружбу, приятельские и товарищеские чувства. «Что наша жизнь? — игра!»