5. Одной строкой - коротко о разном

Евгений Говсиевич
5. ОДНОЙ СТРОКОЙ

ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ и АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ  ТОЛСТЫЕ  имели общего предка — Петра Андреевича Толстого, сподвижника Петра I.

ПИСАТЕЛИ – ГЕТЕРО (гомо) СЕКСУАЛЫ -  О. Уайльд, Рембо, Верлен, Пруст, А. Жид, Уитмен,  Байрон, М. Кузмин, Апухтин, Философов.

Французский романтизм дал нам поэзию любви, а немецкий – поэзию дружбы.

В Шекпировском театре все женские роли играли мужчины.

Дм. Быков: «Война и мир» представляет собою бесконечно более талантливую, но все-таки кальку с «Отверженных» Гюго, а Достоевский прямо наследует Диккенсу. Более или менее оригинальны Тургенев и Щедрин, почему их и читают не в пример меньше (на Западе, напротив, Тургенев был в большой моде и повлиял на французов — редкий случай обратной зависимости).

ПОЧЕМУ РОМАН ТОЛСТОГО «СЕМЕЙНОЕ СЧАСТЬЕ» НЕ БЫЛ ПРИНЯТ ШИРОКИМИ   МАССАМИ И КРИТИКОЙ

Роман был опубликован в 1859 г. В этом же году вышли «Дворянское гнездо» Тургенева, «Обломов» Гончарова и поставлена «Гроза» Островского. В этих произведениях отражены события злободневные, происходящие сегодня. Это было близко публике в то время. В романе же Толстого  говорится о вечных, нравственных нормах и ценностях.

Родились и жили в Орле (Орловской области) ТУРГЕНЕВ, БУНИН, ФЕТ, ПРИШВИН, ЛЕСКОВ….

Писатели, которые начинали с прозы, а потом стали писать стихи: Мелвилл и  Стивенсон.

«ВЯЧЕСЛАВ ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ» – это ВЯЧ. ИВАНОВ.

Может, идеальное русское и невозможно без прививки западного, без этого легчайшего налета независимости — эта примесь так видна у Пушкина, Толстого, Блока (Из Быкова Дм.).

Князь Пётр Вяземский:  «Неужели можно честному русскому быть русским в России? Разумеется, нельзя. Русский патриотизм может заключаться в одной ненависти к России – такой, как она нам представляется. Этот патриотизм весьма переносчив. Другой любви к Отечеству у нас не понимают…. Любовь к России, заключающаяся в желании жить в России, есть химера, недостойная возвышенного человека. Россию можно любить, как ****ь, которую любишь со всеми её недостатками,  проказами, но нельзя любить, как жену, потому что в любви к жене должна быть примесь уважения, а настоящую Россию уважать нельзя».

Гейне: «Поэт – это моллюск, в теле которого зарождается жемчужина, когда туда попадает песчинка, наносящая ему рану, причиняющая страдание и боль».

У Эренбурга был принцип, который он выработал при подготовке мемуаров: «Не писать о плохих людях (никто из них не был удостоен отдельной главы) и не писать плохого о хороших людях». Эренбург был близок к власти, и ему, конечно, приходилось идти на компромиссы. Но зато скольким людям он помог! А кое-кого даже вытащил с того света.

Корней Чуковский дерзко острил: «По сравнению с Пушкиным все остальные поэты (включая гениев) кажутся «уродами», только уродство у каждого своё». В сущности, он выражал общее мнение: ответить на вопрос, кто же «второй русский поэт» (Лермонтов? Некрасов? Блок? Пастернак?...) можно только с оговоркой – «для меня», в то время как проблема «первого» была разрешена уже при жизни Пушкина.

Гинзбург Лидия: «Беда писателю, если слово его написано не для дела, а для того, чтобы показать свою образованность, или из ряда вон выходящее благородство, или суровую солдатскую прямоту, или изощренность и искушенность в разных тонкостях жизни, или латентный огонь своего сердца»

Гинзбург Лидия: «Великие поэты — это не те, которые пишут самые лучшие стихи. Совмещаться это может (Пушкин, например), но необязательно. Великий поэт — это тот, кто шире всех постиг «образ и давление времени» (как говорил Шекспир). Для русского XX века это Блок — как для XIX века Пушкин, — и никто другой в такой мере. Можно больше любить стихи других современников Блока. Не в том дело. Блок вообще не поэт отдельных стихов; он явление в целом. Он замыкает собой ряд русских писателей, которые отвечали на все и за все, — Пушкин, Толстой, Достоевский, Чехов...

А. Ф. Маркс — издатель «Нивы»  умудрился купить у Чехова в полную собственность навсегда все его сочинения за 75 000 руб. Про него Чехов перед смертью писал: «обманут им глупо и мелко».

«Писатель не обязан отвечать на вопросы, он должен их ставить».

Когда Сахарова выслали в Горький, шутили, что г. Горький надо переименовать в г. Сладкий.

Комик Макс Линдер покончил жизнь самоубийством из-за того, что Чаплин его превзошел. Достоевский карикатурно изображал собратьев по перу Тургенева и Гоголя. Булгаков в "Театральном романе" вывел в образе завистливого писателя популярного в те времена Бориса Пильняка. Каждый выбирает себе предмет для соперничества и терзаний.

Когда Марлен Дитрих, звезду мирового экрана, спросили: - Как вам удается не стареть? Она ответила:
- Я хорошо сплю и никому не завидую.

КАТАЕВ И БАБЕЛЬ считали, что в Библиотеке достаточно иметь 200 книг. То есть такие книги, к которым постоянно хочется возвращаться.

Либеральное крыло редакции журнала «Современник»: ТУРГЕНЕВ, ГОНЧАРОВ, Л.ТОЛСТОЙ;               
Демократическое крыло: ДОБРОЛЮБОВ, ЧЕРНЫШЕВСКИЙ, НЕКРАСОВ.

Из сонма великих поэтов Серебряного века смогли пережить войну, экватор века и тирана только трое: ЗАБОЛОЦКИЙ, ПАСТЕРНАК, АХМАТОВА. Самый молодой ушёл раньше всех.
      
Если для Иоанна Кронштадского как для религиозного мыслителя  путь к «невозможному» лежит исключительно через молитву, то для К.К. Случевского как поэта – и через поэтическое вдохновение.
   
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ИН-Т им. ГЕРЦЕНА Создавался при непосредственном участии А.М. Горького.
Преподавали: Федин, Сельвинский, Светлов, Долматовский, Зиновьев А.               
Учились: Евтушенко, Ахмадулина, Рождественский, Трифонов, Казаков Ю., Астафьев, Гамзатов, Солоухин, Поженян, Мориц, Рощин М….
   
РЯЗАНОВ: «Беллетристика – это, когда читаешь и хочешь знать, чем всё это закончится. А Большая литература – эта та, которой это всё равно».

Гандлевский: «Читатели, наученные ЛИТЕРАТУРНЫМ ОПЫТОМ, начинают в собственной подлинной жизни различать приметы чужого вымысла: достоевщину,  людей Платонова, набоковский роковой юмор». СЛУШАЕШЬ ТОЛЬКО ТО, ЧТО ПОНИМАЕШЬ, НО ЧЕМ БОЛЬШЕ ПОНИМАЕШЬ, ТЕМ БОЛЬШЕ СЛУШАЕШЬ. ТАК ПРОИСХОДИТ РАЗВИТИЕ.

В русском языке около 500 тысяч слов (в английском- 470 тыс. слов).
«Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля насчитывает около 200 тысяч слов.
Наиболее употребительными словами, согласно «Частотному словарю русского языка» под редакцией Л. Н. Засориной, являются около 30 тысяч слов, а наибольшую частоту имеют чуть более 6 тысяч слов, покрывающих более 90% обработанных при составлении словаря текстов. 
По современным оценкам словарный запас учащегося первого класса средней школы составляет 2000 слов.
Человек с высшим образованием знает порядка 10 тыс. слов,
эрудиты — до 50 тыс. слов. 
В словарном запасе Ахматовой – 7 тыс. слов,
в словарном запасе Бродского – 20 тыс. слов. 
Интересно, что «Словарь языка Пушкина», содержащий используемые классиком слова, содержит более 20 тыс. слов,
«Словарь языка Ленина» — более 37 тыс. слов.
Словарь языка Шекспира несравнимо богаче словаря любого другого англоязычного писателя. Он составляет более 24 000 слов, из которых  более 1700 слов Шекспир создал сам.

В рассказе - рассматривается только один сюжет. В повести -  несколько.

О РЕЙТИНГАХ. Какую бы ни устанавливали в литературе иерархию и очередность, время ломает все эти  предначертания. Это относится даже к классикам. Нет постоянно занимаемых мест и навеки утеплённых гнёзд. Всё находится в движении, и всё переоценивается современниками…
            
ДЕЛЬВИГ: «Для чего переводятся хорошие книги? Для распространения новых познаний или для обогащения отечественной словесности чужими красотами. К которому подразделению надо причислить перевод трагедий Шекспира? К последнему, т. е. к тому, коего главная цель есть обогащение отечественной словесности чужими красотами.
— Для выполнения сей обязанности чего требуется от переводчика? Кроме природных дарований,— глубокого знания языка, с коего переводишь, и привычки владеть своим; притом любви и уважения к подлиннику, — две необходимые страсти, без коих успех невозможен.— С такими понятиями переводили у нас Жуковский и Гнедич; с такими понятиями переводит ныне молодой, но уже зрелый поэт г-н Вронченко. «Гамлет» Шекспира, «Манфред» Байрона им переданы на русский язык с добросовестностию таланта».
            
Аксаков считал, что Лермонтов-прозаик будет выше Лермонтова-стихотворца.
            
После смерти Пушкина Гоголь, который в это время находился в Париже, сделался «болен и духом и телом». Он сказал: «Я очень люблю свою мать; но если бы я потерял даже её, я не мог бы быть так огорчён, как теперь. …Всё наслаждение моей жизни, всё моё высшее наслаждение исчезло вместе с ним. Ничего не предпринимал я без его совета. Ни одна строка не писалась без того, чтобы я не воображал его перед собою. Что скажет он, что заметит он, чему посмеётся, чему изречёт неразрушимое вечное одобрение своё – вот что меня только занимало и одушевляло мои силы».
            
Поэт Беранже работал до 77 лет. Лев Толстой - до 82, Виктор Гюго - до 83; академик Иван Павлов - до 87, древнегреческий драматург Софокл - до 90 лет, философы Диоген и Демокрит, художники Тициан и Микеланджело проявляли творческую активность, перейдя рубеж восьмидесятилетия; Бернард Шоу творил до 94 лет... а Владимир Зельдин и в 100 лет выходит на сцену...
             
МАЙКОВ – певец родной природы, мастер пейзажной лирики отличается от ТЮТЧЕВА, пейзажная лирика которого носит преимущественно философско-показательный, символический характер. Майков же стремился к наглядности изображения, к полноте, цельности и законченности предметной детализации.

Орлы Екатерины – это гос. деятели и полководцы времён Екатерины II: П.А. Румянцев, Г.А. Потёмкин-Таврический, А.В. Суворов, А.Г. Орлов-Чесменский….

Всякая тираническая власть, всякая деспотия всегда против модернизма. Так было и в Древнем Риме, и в Египте при фараонах. Модернизм нарушает существующий порядок. Он прежде всего, свидетельствует о свободе человека, в данном случае — композитора (литератора), а свобода заразительна. Напоминать человеку о том, какое он сложное явление, всегда значит выступать против власти. Писать такие аккорды, как писал Шостакович, это был вызов, и я вас уверяю, он прекрасно это понимал. Он никогда не был официальным композитором, даже когда под пытками, не преувеличиваю, под моральными пытками, писал симфонию про Великий Октябрь и Ленина. Его музыка выражает страдание и разорванность души, так страдают при любой тирании, во все времена и где угодно, так вообще страдает человек, поэтому музыка Шостаковича универсальна. Его аккорды непонятны уху испуганному, холопскому, оглушенному, а живому человеку прекрасно понятны.

Говорили: «Надо писать музыку, которая понятна народу». Что эти люди знали о народе или хотя бы о публике? В СССР была прекрасная публика, чуткая, серьезная, благодарная. А хотите знать, что думал об этом Бах, не только величайший, но и популярнейший композитор? Однажды его сын — тоже композитор, как и все сыновья Баха, — пришел домой очень довольный: он давал концерт и имел колоссальный успех. А наутро отец ему сказал: «Ты имел вчера большой успех у толпы — значит, ты плох. Надо сочинять не для масс, а для знатоков. Если у знатоков будешь иметь успех, тогда станешь великим композитором». Это, прямо скажем, идет вразрез с большевистской моралью и понятиями о воспитании трудящихся масс. Для деспотии опасно искусство, которое воспитывает не массы, а человека.

ИПОКРЕНА. Из древнегреческой мифологии. Как сообщает известный поэт Древней Греции Гесиод (VIII—VII вв. до н. э.) в своем труде «Теогония», Ипокрена - это название источника на горе Геликон, который образовался от удара копыта Пегаса, коня Зевса, верховного бога Олимпа. Считалось, что всякий, кто испил воды из Ипокрены, обретает поэтический дар, становится поэтом.

В преподавании есть разрыв между тем «как преподавать» и тем «что преподавать». И более важно «как», чем «что». При этом со временем этот разрыв, как правило, уменьшается.

ФЛОБЕР: «Каким знатоком можно стать, если хорошо изучить каких-нибудь полдюжины книг».

ФОТО ИЗ ИНТЕРНЕТА