Деревенский диалог

Василий Евтушенко 5
      Пятый год живу в этой деревне. Всех знаю в лицо, иных – по фамилии, прозвищу, которых не помню, с ними откупаюсь просто – «здрасте!». Отношения сложились благодушные. Деревня стала родным уголком, сожалений в том, что здесь поселились, нет у меня и жены. Без сомнений могу отметить: не сожалеют в этом и старожилы, каждый по-своему выражает нам свои чувства и удовлетворенность взаимным общением и жизненной поддержкой. Особенно приятно, когда некоторые в минуты откровения – то одни, то другие заявляют: «вы для нас стали как родные». Значит, мы прижились в маленькой деревушке! А ведь бывает в жизни и по-другому. И вдруг....

      И вдруг, нежданно-негаданно, обнаруживаю: не со всеми я еще «прижился». А случилось вот что. Прихожу в одну сельскую контору, где у окошка стоит клиентка. Отмечаю, что в деревенском общении мы не сталкивались, в праздниках я ее не замечал, на «посиделках» она не присутствует, в концертах самодеятельности не участвует. Ну, думаю – приезжая, «иногородняя», еще не «прижилась». Даже «здрасте» не произнесла. С надеждой я предположил: ничего, еще молода, обживется, вкусит блага деревенской жизни – всё у нее впереди.

      Но вдруг я стал свидетелем, то есть невольным слушателем, громкого не секретного заявления этой женщины. Речь ее была не «конторского» назначения. Просто-напросто она нашла место, где можно воспользоваться правом на свободу слова. На мой визит она не рассчитывала, поэтому  все «свободные» слова текли в уши конторского работника (тоже – женщины). В мои посторонние уши они тоже попадали. Речь оратора была эмоциональной, достигла моих чувств и мыслей.  Я услышал суть ее речи: она ругает действительность и, в частности, – жизнь в своей родной деревне.

      К удивлению, я узнал, что она –  уроженка этой деревни.
Главной темой «солистки» было: «Раньше как жили? Было много коров, поля были засеяны, теперь нет работы» и проч. Здесь я встрял со своими репликами: «а зачем вам коровы?», «вам дали землю, работайте, растите детей, живите!». Что тут произошло!! Разгорелся «бенгальский огонь» пустых фраз и нападок на неосторожного «возмутителя» ее спокойствия. Я корректно принес  свои извинения и сказал, что репликами хотел побудить ее к осмыслению высказываний.

      Теперь эта гордая особа изменила тему, увязав ее с моей личностью. Она выразила все свое возмущение такими как я людьми, заселяющими деревни, которые ничего не умеют делать, ничего не делают и только наносят один вред  окружающим. Я уловил паузу в ее речи, пока она вдыхала порцию воздуха, и сделал важное сообщение. Во-первых, я имею многолетний опыт земледелия, превышающий ее возраст. Во-вторых, мой опыт изложен в различных  печатных изданиях. В третьих, каждый должен найти работу по месту жительства, лично я работаю непрерывно: я – писатель, поэт, публицист, огородник. Мое творчество поэта и прозаика посвящено жизни народа, его жизненным страданиям. А в огородных урожаях мы достигли высот: с одного ведра посаженной картошки мы получаем десять («А вы?»).

      Моя «вставка» выявила ее недомыслие и нежелание слушать собеседника. Собеседница объявила меня и всех писателей лжецами и злыми людьми. Я перебил извержение ее «вулкана» и спросил, читает ли она книги. Она с гордостью ответила: «я смотрю телевизор». В этот момент я понял, что наш диалог не состоялся. Я сказал ей, что мы с ней не достигли взаимного понимания, так как она видит только то, что показывают в экране и не знает окружающей ее жизни. В доказательство этому я спросил, знает ли она мою фамилию имя и отчество. Дама ответила: «не знаю, и знать не желаю». Я педантично представился и предложил ей совершить то же самое. На ее яркий отказ я педантично не обиделся.

      За незаметно пролетевшее время обмена «любезностями» конторский работник закончила сервис, выдала мне готовые материалы. Я раскланялся с дамой, пожелал ей добра в ее трудной судьбе и выразил  надежду впредь пообщаться. По дороге к своим домам я высказал свое гостеприимство, обещая ознакомить ее с ценностями нашего быта и кулинарными лакомствами. Не имея представления – о чем речь, она обреченно отказалась.

       А я ведь предлагал руку «утопающей»!


Подобный эпизод у меня уже был ранее с другим жителем деревни. Чувства и мысли после этого диалога  я воплотил в стихотворной  форме. Предлагаю к прочтению это произведение.

Деревня будет жить!

Я говорил с односельчанином,
Не рассказать о том нельзя.
Он впал в упадок и в отчаянье,
Итак, послушайте, друзья.

Сегодня не был он «под мухою»
И трезвым был как никогда,
Он опечален был «разрухою»:
«Умрет деревня навсегда!».

Ответил я: «Придем на проводы, –
Шутя, поддерживая бред, –
Но только приведи мне доводы:
Кто нанесет деревне вред?».

В ответ услышал я стенания:
«Мы все страдаем, не живем!
Одни лишь только обещания
Мы слышим «сверху» день за днем!».

Спросил его я: «Что особенно
И кто нам должен обещать?
Живем мы славно, обособленно,
Нам лишь бы только не мешать».

«Живем благими интересами, – 
Сосед продолжил верещать,
Но не хотят газетной прессою
На весь район про нас вещать».

Ответил я: «К чему страдания?
Нам каждый день красив и люб,
У нас приятные собрания,
Всегда открыт нам сельский клуб.

Поем мы песни, развлекаемся,
Справляем праздники всегда,
Помочь соседу мы стараемся,
Его беда и нам беда.

Всегда мы делимся советами,
И всяк готов всем пособить.
И утверждаю я поэтому:
Деревня наша будет жить!».