Гори, гори, моя звезда. Авторы романса

Любовь Кирсанова
Один из моих любимых романсов - "Гори, гори, моя звезда". Впервые я услышала его, когда ещё была девочкой с двумя косичками. Помню, что мелодия мне понравилась, а слова... Я была слишком маленькой, чтобы проникнуться глубиной этих слов.

Прошло несколько лет, я стала старше. Помню, что прослушав этот романс в исполнении Бориса Штоколова, была потрясена. Конечно, и тогда я ещё не могла полностью понять глубину слов, их невероятное слияние с музыкой. Но почувствовала, как прекрасен этот романс, как он близок моему сердцу. С тех пор я часто слушаю его в исполнении разных певцов.

Вчера случайно нашла в интернете статью, в которой упоминаются практически все исполнители романса "Гори, гори, моя звезда". Меня поразил внушительный список, многие имена были мне незнакомы. Возможно, именно поэтому возникла идея написать об этом романсе, его авторах и исполнителях.

Долго размышляла с чего начать, о каком исполнителе рассказать раньше, а о каком позже. Решила, что будет правильно начать с авторов музыки и слов романса. А затем, придерживаясь алфавитного порядка, написать обо всех певцах, включивших этот романс в свой репертуар. Лично я за демократию и уверена, что в искусстве (и в жизни) все равны, каждый делает то, что может в меру своего таланта.

И ещё. Сразу хочу предупредить, что в мои планы не входит просветительская деятельность. Уверена, что на сайте "Проза.ру" есть те, кто знает об этом романсе, о его авторах и исполнителях намного больше, чем я. Просто хочется рассказать о своих личных впечатлениях. Буду рада всем откликам с вашими замечаниями, уточнениями и дополнениями.

Авторы романса "Гори, гори, моя звезда":
Музыка - Пётр Булахов, Слова - Василий Чуевский.
Романс был написан в 1846-ом году.

Композитор Петр Петрович Булахов родился и вырос в творческой семье.
Его отец - выдающийся русский певец Пётр Александрович Булахов.
Младший брат - артист и оперный певец Павел Петрович Булахов, автор музыки к нескольким романсам.

Пётр Петрович Булахов был тяжело больным человеком, прикованным к инвалидному креслу. Тяжело ему было не только физически, но и морально. Он не имел возможности официально жениться на своей гражданской жене и дать свою фамилию детям. Его биологическая дочь Евгения Ивановна Збруева - оперная певица, вокальный педагог и музыкально-общественный деятель вынуждена была всю жизнь носить фамилию и отчество совершенно чужого ей человека (легального мужа своей матери).

Семья жила очень бедно, а через несколько лет они потеряли всё своё имущество во время пожара. Последние годы композитор и его семья провели в подмосковном имении графа Шереметева. На смерть Петра Булахова откликнулись все крупные газеты России. Похороны взяла на себя Московская Консерватория.

Лично мне удивительно, что человек с такой нелёгкой судьбой сочинял светлую музыку, которая дарила и продолжает дарить людям радость. Например, в мелодии романса  "Гори, гори, моя звезда" нет надрыва, нет трагедии, она звучит спокойно и жизнеутверждающе.

Романсы Петра Булахова исполняли со сцены, в великосветских салонах, во многих богатых и не очень богатых домах. Благодаря такой популярности они сохранились и дошли до нашего времени.

Об авторе слов романса "Гори, гори, моя звезда" Василии Павловиче Чуевском известно очень мало. В середине 1840-х годов он был студентом Московского университета. На его слова писали романсы Пётр и Павел Булаховы, Александр Дюбюк. До нас дошло более двадцати песен и романсов на слова русского поэта Василия Чуевского, но выходили они только в нотных изданиях, отдельного поэтического сборника не было.

В 1915-ом году новую жизнь романсу "Гори, гори, моя звезда" дал артист эстрады, оперы и оперетты Владимир Сабинин.
Он сделал современную аранжировку музыки, изменил несколько строк и записал романс на пластинку.
Так началась вторая волна популярности романса.

После революции и гражданской войны романс "Гори, гори, моя звезда" объявили белогвардейским. Распространились слухи, что его авторы или расстрелянный большевиками Николай Гумилёв, или белоэмигрант Иван Бунин, или адмирал Колчак.

В 1944-ом году вышла пластинка, где романс исполнял певец Георгий Виноградов. На её этикетке автором слов романса был назван В.Чуевский.

В 1950-х годах указывалось, что у романса «музыка и слова народные», а затем «музыка П.Булахова, слова народные»

Долгое время даже считалось, что автор слов неизвестен. "Потеря" автора стихов объяснялась отсутствием его имени в нотных изданиях. Однако каким-то чудом исследователям удалось найти ноты романса "Гори, гори, моя звезда" 1847-го года издания с указанием имён Петра Булахова и Василия Чуевского.

У романса "Гори, гори, моя звезда" запутанная и нелёгкая судьба.
Но преодолевая все препятствия, он нашёл и продолжает находить свой путь к сердцам многих тысяч людей.

(Иллюстрация и материалы из интернета)