2. Н. Э. Берзарин в Сталинабаде 1943

Жарикова Эмма Семёновна
СУДЬБЫ ЛЮДСКИЕ.  ДОРОГИ, КОТОРЫЕ МЫ НЕ ВЫБИРАЛИ.

Посмотрите на карту Советского Союза, на самый южный оконечник бывшей Советской Средней Азии: там находится Республика Таджикистан со столицей, называвшейся прежде Сталинабад. Я помню этот город и горы вдали, хотя мне было неполных четыре года, когда меня туда привезли. После очень долгого пути

из Харькова в 1941-1942 г.г. (с остановкой в Кустанае), в товарных вагонах на голом деревянном полу, без воды и еды, я потеряла почти все силы и разучилась ходить. Мы приехали в Сталинабад по вызову моей тёти, военного врача Нины Петровны Богомаз, которая служила там в эвакогоспитале.

Об этом я написала в моей документальной повести "Военное детство. Поиски отца".

И в этот же самый город была эвакуирована семья генерала Берзарина: жена Наталья Никитична Просенюк и дочери - Лариса и Ирина (род. в 1938 г.) Мы были с ней ровесницами и, вероятно, встречались на Новогоднем празднике под ёлкой, не подозревая о том, что когда - то судьба сведёт нас в Берлине, куда пригласят её бывшие граждане ГДР, почитатели её отца.

Теперь Ирины Николаевны уже нет в живых...

А тогда, в августе 1943 года, в Сталинабад прилетел в отпуск её любимый отец,
чтобы отдохнуть в кругу семьи. Жили они в доме № 10, квартира 29, на улице Куйбышева. Там этот дом стал так же знаменит, как в Москве -  " Дом на набережной". Если вы хотите узнать обо всех обитателях дома на Куйбышева, 10, читайте воспоминания Ирины Михайловны Дубовицкой.

Этот дом представлен на фото слева внизу. Благодаря посредничеству историка- краеведа Гафура Шерматова, Ирина Дубовицкая ознакомилась в городской администрации со старыми фотографиями Сталинабада и перефотографировала некоторые из них.

Пятилетняя Иришка была безмерно счастлива снова увидеть своего любимого отца. Он носил её на руках и поднимал высоко - высоко к безоблачному небу.

Продолжение следует: Конь в подарок.
http://www.proza.ru/2017/01/20/310

Благодарю за фото И. М. Дубовицкую. Фото Иришки с её отцом подарил И.М. Дубовицкой внук генерала, сын Ирины Николаевны Берзариной, московский врач Пётр Викторович Лазук.