И капает слеза на крест нательный...

Дарья Михаиловна Майская
Прошла Крещенская ночь... По всей Руси великой!
 
Впервые я задумалась о значении и понимании
этого явления.  Даже и с возникшими мыслями
обратилась к моему младшему сыну. (Мои сыновья
более воцерковлены, чем я)

Он мне сказал, что накануне они с женой читали
об этом: купание в эту ночь во святой воде,
с молитвой, крестным знамением очищает душу и
тело ото всех грехов...

Как хорошо! Раз - и ты уже, как новенький.
Но ничего я не сказала. Сомнения у меня 
или убеждённость в предназначении и значении
этого экстремального действа ни укрепились,
ни рассеялись.

А что же я в своём неразумении-то пребываю,
ведь есть же где посмотреть.

Вот что говорит протоиерей Игорь Перекуп:

"...Человек, совершающий такое купание, думает о Боге,
ради Него это делает. И тогда это окунание –
форма приобщения благодати Духа Святого.

Но у меня есть большие сомнения в том, что большинство окунающихся на Крещение именно так относятся к своему купанию. Часто во время массовых купаний люди думают о чем угодно, только не о смысле праздника. Для многих людей крещенское купание – просто развлечение, очередная забава, сопровождаемая визгами, криками со всевозможными традиционными словосочетаниями, выражающими острые ощущения, не говоря уже о всевозможных «вспомогательных средствах» эмоционального подъема. Такое купание даже не параллельно празднику и его смыслу, а против него.

Поэтому если человек решил поучаствовать в крещенском купании и не хочет кощунствовать, пусть он сначала должным образом настроится, осознает смысл праздника, при этом не даст и окружающим своим легкомыслием сдвинуть себя в сторону от этого здравого настроя, а потом совершает окунание в прорубь-Иордань".
***

"Если не привязывать купание к языческим верованиям, в нем нет ничего плохого".
(Протоиерей Константин Островский)
***

"Когда человек искренне ищет Бога, рано или поздно он поймет, что купание — только начало, а гораздо важнее быть на Всенощной и Литургии"
(Протоиерей Феодор Бородин)
***

"Купания в холодных прорубях не очищают человека от грехов".
(Протоиерей Игорь Пчелинцев)
***

"Хочет человек, пусть ныряет, не хочет – пусть не ныряет".
(Протоиерей Алексий Уминский)
***

"Жизнь же – жительствует, и факт сей жизни таков: окунались и окунаться будут. Но более актуальный вопрос в наши дни: не зачем мы ныряем, а для чего выныриваем.
Я сам лично? Нет, ни разу не окунался и не собираюсь, возможно, моя жизнь от этого чем-то обеднена, но – каждому свое, каждый проживает только свою жизнь, поспеть за всем и попробовать всё немыслимо.

Я только-только начал с трудом понимать, что такое жить во Христе, пытаюсь еще и делом хоть как-то это попробовать, на прочее – немощных смертных сил моих уже не хватит, а к числу таинств Церкви, без которых жизнь во Христе невозможна, купание в зимней иордани не относится.

Но тех, кто хочет окунаться, отговаривать тоже не собираюсь
(Иерей Сергий Круглов)
***

А для чего же я сделала такую подборку? Вот что стало поводом.

Мой большой приятель сегодня припоздал пожелать мне, как обычно,
доброго утра. Я, учитывая особенность нынешнего дня, не заволновалась,
как это было бы обычно.

Наконец, он появился: "В госпитале был. Проведал нашего ветерана.
Поздравил его и его соседей в палате с праздником. Гостинцев отнёс..."

Вот так можно делать Богоугодные дела, не бравируя, тихо,
но от внимания, участия и сочувствия упадёт слеза больного
на его грудь или... на крест нательный...