Поездка в Италию, август 2015 г

Дарья Подчуфарова
12.08.2015 г., я с мужем и сыном Дивом нахожусь во Флоренции. В Италии я во второй раз, во Флоренции — в первый. Ожидала я, конечно, намного большего от этого города, в основном из-за восторгов тех, кто здесь уже был. В отличие от мужа, я не фанатка Италии, но этот блокнот в кожаном переплете купила именно здесь.
Флоренция меня совсем не впечатлила, как, впрочем, и Рим. Ну да, есть красивые старинные здания, которые восхищают своим размахом. Санта Мария дель Фиори, например. Но не более того.
Вот что мне очень нравится в Италии, так это кофе. Капучино всегда и в любом кафе здесь превосходный. Пицца тоже шикарная, но в России уже тоже научились делать такую же в некоторых местах.
Улочки очень узкие, как и тротуары. Вот-вот — и начнётся клаустрофобия. Вдвоём редко где можно пройтись, только друг за другом. Везде на улицах пахнет ладаном (фу!), кожзамом и иногда кофе.
Очень много сейчас стало негров, индусов, азиатов по сравнению даже с моим прошлым визитом в Италию в 2012 году. Процентов 30-40 людей — это выходцы из Китая, Непала и прочей «палестины»... Наверное, поэтому здесь стало очень грязно. Много мусора на дорогах, как в России было когда-то в 90-е годы. Сейчас в Москве, по сравнению с Италией, идеальная чистота. Даже в Подольске. Наверное (создается такое впечатление), Европа, в частности Италия, скатывается к своему средневековому состоянию. Кажется — привнести сюда чуму — и это будет средневековая Италия во всей красе.
Здания в основном оставляют жуткое впечатление. Старинные чугунные решётки на окнах а-ля «подземелья и темницы» внушают панику. А это впечатления не самые приятные, хоть и волнующие.
Итальянки страшные, как ведьмы из фильмов. Я думала, что актрис гримируют для создания образа ведьмы, но, видимо, их просто набирают из Италии. Если встречается симпатичная женщина, вероятность, что это русская — 90%. Я уже по лицу научилась определять соотечественниц.
Сегодня мы были в галерее Уффици, и вот что: нечего там делать. А шуму-то... а очереди!.. Хорошо, что мы заранее купили по Интернету билеты и попали без очереди. Иначе я бы в жизни не стала стоять. А люди стоят с самого утра и до вечера. Картины в галерее — сплошное убожество. Кроме толстых жоп, стрёмных средневековых рож и библейских сюжетов ничего больше нет. Я люблю природу на картинах. А здесь ни одной такой не было. С Третьяковской галереей не сравнить. Мне очень нравятся картины Шишкина, Васнецова, Айвазовского, Левитана, - тех, кто рисовал природу. Возле их картин я могу стоять часами. А итальянские художники... все эти Микеланджело, Рафаэли, Да Винчи и прочие — вообще не то. Ноль эмоций. Какими бы великими они ни считались, меня абсолютно не впечатляют. А Сикстинская капелла в Ватикане... это что вообще? Столько помпезности, пафоса, а на самом деле мазня какая-то. От чего все прутся, не понимаю. Видимо, от изображений полуголых тел и тряпок. Эти картины не берут за душу, ощущений от них никаких. Точнее, они, картины эти, чужие. Не моё это. Я люблю Россию, и картины наших художников тоже люблю больше.
В общем, тем, кто любит пейзажи, в галерее Уффици делать нечего, можете не тратить время.
Завтра у нас Верона, на неё почему-то надежд у меня больше, чем было на Флоренцию. Не знаю, почему.
***

Верона оправдала все мои ожидания! Это восхитительный город и самый лучший в Италии из тех, где я была, то есть, Рим, Флоренция — это так... ерунда.
Венеция — город, конечно, красивый и необычный, очень её люблю, но Верона — это нечто! Это просто офигительный и разнообразный по достопримечательностям город и очень уютный. Много зелени, скверов, чего нет ни в Риме, ни во Флоренции. Сады Джусти очень красивые, в фонтане были даже черепашки, которых мы кормили. А возле замка Кастельвеккио в реке кормили уток.
В Вероне есть и итальянские тихие улочки, и парки, и река, причём, бурлящая, с порогами, которая живописнее, чем Арно во Флоренции, и виды шикарные, и замок старинный... Чище намного, чем во Флоренции и Риме. Последние два города — каменные мешки, жить там невозможно. В Венеции тоже. Но если Венеция — уникум Италии, который стоит посетить в любом случае, то во Флоренции и Риме вообще делать толком нечего. Разве что галочку поставить, - дескать, я там был, мёд-пиво пил... Очень неприспособленные для жизни города. Вообще, Италия для жизни не приспособлена. Ничего не работает ни утром, ни днем, ни вечером. Редкие магазины, редкие кафе, где всё дорого и однообразно. Поесть с утра почти невозможно. А я без горячего завтрака не могу. Любой нормальный человек понимает, что с утра нужно кушать, и не булочку с чаем. Это потом можно ничего не есть и перебиваться кусками. Но с утра нужно хорошо завтракать. А у них так не принято. Там всё наоборот. Итальянцы с утра пьют кофе с каким-нибудь пирожным (это вообще шедевр), зато потом на ужин обжираются пиццей и макаронами.
Найти лавку и дерево в городах Италии — большая проблема. Деревья и скамеечки есть только в садах Джусти (и вообще в Вероне) и в Венеции. То есть, надо специально идти за тридевять земель в эти сады, чтобы перевести дух от бесконечных камней и решёток. Когда в России парки и аллеи на каждом шагу и в любом захудалом городе, это не ценится и считается в порядке вещей. Зато это начинаешь ценить в Европе.

Решили мы съездить в Пизу. Городок маленький и тоже словно все вымерли там. Никто не работает и не живёт в прямом смысле слова. Кроме туристов, да и то только на площади, нет никого, как и во Флоренции. Кафе, магазины — не работают вообще! Одно-три кафе на весь город для туристов. Пиза похожа на небольшой коттеджный посёлок. Площадь с башней красивая, а больше ничего там нет.
Ещё съездили в Ливорно, это на берегу Лигурийского моря, недалеко от Пизы. Но там у меня образовалась мозоль из-за того, что я всё это время ходила в кроссовках по 37-градусной жаре, а ходили мы в день по 30 км в среднем. Я рассчитывала купить здесь себе хорошую и недорогую обувь (по убедительным советам Андрея), поэтому взяла с собой только кроссовки. Но оказалось, что самая паршивая обувь из клеёнки стоит здесь в два раза дороже, чем у нас. Про кожаную итальянскую я вообще молчу. Там цены от самолёта, и я не стала покупать ничего, тем более, я не шмоточница и от обуви не млею.
А теперь пришлось идти босиком, брать такси и ехать до ближайшего магазина. Купив там самые обычные китайские сланцы за 4 евро и проклянув итальянскую обувь, я была счастлива.
Море грязное оказалось, мутное. Андрей искупался, а я помочила ноги. Затем снова еле нашли такси (итальянцы по-английски не говорят вообще и не понимают даже элементарных слов типа shop). Странно, что они не понимают английских слов. Таращат глаза, будто ты на японском говоришь.
Очень много попрошаек и нищих здесь, которые в наглую подходят и просят денег. В общем, реально как в средние века во времена чумы. Если в России попрошаек не так много, и сидят они где-нибудь в уголке в сквере, то здесь в наглую ходят и просят.
Пиццу уже видеть не могу. Сколько можно жрать одно тесто с утра до вечера?! Лазанья, пицца и спагетти — всё, что здесь есть. Даже ризотто не во всех ресторанах. Случайно нашли вчера ресторан китайской кухни и нормально хоть поели. Очень вкусная там была еда, разнообразная и здоровая. Вкусный рис, свинина, утка, салат китайский... я отвела душу.
***


В Сиене случайно попали на палио. Это ежегодный фестиваль скачек, проходит раз в году, и надо же нам было попасть именно на него. Несколько человек в доспехах скачут каждый на своей лошади, кто быстрее. Очень много там шумихи и ажиотажа по этому поводу было. Приготовления шли с самого утра, хотя скачки длятся от силы две минуты. У каждого рыцаря флаг свой, герб и толпа болельщиков. Было интересно и необычно. Но самого палио мы не увидели. Застали только шествие разных команд. А к площади, где готовились скачки, было не пробиться. Да и с ребёнком не хотелось толкаться там.
Сам город расположен на горе, и кое-где есть красивые виды. Площадь и собор Дуомо тоже красивые. Ну а больше там смотреть не на что. Верона лучше.
Сегодня остались во Флоренции и пошли в сады Боболи. Ничего особенного. Никаких садов там нет, только деревья и кусты. По-русски это называется парк. И в России они бесплатные.
Ещё сходили напоследок в ботанический сад, отдохнули душевно там после двух недель каменных джунглей.